Использование стихотворных текстов как средства речевой деятельности при обучении английскому языку в школе

Разделы: Иностранные языки


Литературные произведения, написанные в стихах, являются неотъемлемой частью языковой культуры любого народа. Все мы с детства помним строчки любимых стихотворений. Многие фразы, написанные в стихотворной форме, стали афоризмами и употребляются в повседневной речи как пословицы и поговорки.

Изучение произведений оригинальной английской литературы дает возможность понять и оценить красоту изучаемого языка, сформировать более высокий уровень языковой компетенции учащихся. Любое учебное пособие включает те или иные стихотворения, рифмовки. Использование рифмы в значительной степени облегчает запоминание слов, более того, на начальном этапе обучения английскому языку может служить упражнением для формирования навыков чтения.

Стихотворный текст может содержать фактологическую информацию (кто? где? когда?), эмоциональные переживания, чувства, нести воспитательную нагрузку. Он должен быть построен на изученном материале. Ограниченное время урока не позволяет использовать стихотворные тексты большого объема. Произведения английских авторов, как правило, включают лексико-грамматические конструкции, требующие дополнительных разъяснений учителя. А короткие рифмовки, загадки, стихотворения, адаптированные к определенному уровню знаний школьников могут стать интересной частью открытого урока или внеклассного мероприятия. Кроме того, задания, связанные с использованием стихотворных текстов, мобилизуют внимание учеников, побуждают интерес к учебе.

Главная цель этой статьи – предложить вниманию учителей, преподающих английский язык в школе, стихотворные тексты, написанные автором, которые могут быть использованы как дополнительный материал для проведения уроков. Эти стихотворения посвящены разным темам (кафе, увлечения, животные и т.д.), различны по своему грамматическому составу, могут решать разнообразные методические задачи.

Естественная любовь детей к животным, их интерес к окружающему миру дают возможность формировать языковую компетенцию учащихся, используя эту тему. Загадки о животных могут произноситься на уроке учителем или, заранее выученные, несколькими учениками группы. Такой подход гарантирует не только активную работу школьников на уроке, но и дает возможность проконтролировать понимание иноязычной речи на слух. Поскольку отгадки зашифрованы, даже слабые учащиеся могут включиться в работу.

It is eating little mice
It has got big yellow eyes
It is not a fluffy cat.
It is called Archimed.
Its feathers are brown
You know it’s an (owl).

It’s famous bird. It cannot fly.
It says “Co-Co” when chickens cry.
It lives in granny’s old, wood pen
The people feed it. It’s a (hen).

It is smaller than a bear
It likes eating little hare
It does not live in a box
It is sly and forest (fox).

It is frightened of a cat
But lives under the house
It eats some cheese and some bread
It is gray and little (mouse).

Сопоставление грамматических времен Present Indefinite и Present Continuous является важной частью любой программы обучения школьников английскому языку. Формирование речевых навыков по этой теме может идти на разном лексическом материале. В этой статье используются стихотворные тексты, посвященные увлечениям. Они адаптированы по лексико-грамматическому составу и включают две видовременных формы: Present Indefinite и Present Continuous.

I want to try my pretty gown
I rise my foot, then put it down.
I’m moving on the dancing ground.
I hear pleasant music sound.
My dance is light. It isn’t frown
It’s great to win the prize in town.

I’m making little paper cars
I want to meet the racing stars
My car is speedy. It is fast.
I don’t like green leaves and grass.
I won’t stand on city’s bus.

I like playing sport
But not so much.
It’s better to watch
Competition and match.
I’m going out,
I’m playing football.
It is very fun
Jo kick a big ball.

Nobody sleeps
When I play the piano.
My granny speaks:
I am good fellow.
I’m beating keys,
The music’s flowing.
It seems to me
Light breeze is blowing.

My doll is happy in her dress.
It has some ribbons and some lace.
She’s wonderful and pretty girl.
I’m making dresses for my doll.

I like cooking. I’ve got a stove.
Can I cut that big fresh loaf?
I fulfill my parents’ wishes.
All of us like my great dishes.

I go swimming every Monday.
Whole week I’m waiting for next Sunday.
Because it is a day before
I’ll go swimming more and more.

My hobby is keeping
My favourite dogs.
They so like licking
My hands and my nose.
They both are truthful and tender friends.
I’m feeding them with my own hands.

Чтобы определить разницу употребления грамматических конструкций и автоматизировать навыки говорения, целесообразно использовать иллюстрации. Описывая картинку или фотографию, учащиеся употребляют Present Continuous Tense. Говоря о повторяющихся действиях или фактах, которые существуют всегда, они должны использовать Present Indefinite Tense . Обсуждение стихотворений пройдет с успехом, если учащиеся получат опору в качестве своеобразных речевых клише. Это могут быть незаконченные вопросы к картинкам, требующие ответа по заданной форме, фразы, которые включают наречия частоты и т.п. Например: What … Tom … (do) now? He … (make) paper cars. How often … he (do) this? He … (make) them every day.

Содержание беседы с детьми, степень сложности и лексический состав заданий зависят от уровня подготовленности школьников, изучаемых УМК и т.д.

Успешное овладение языковой коммуникацией невозможно без разговорной практики, основу которой составляют диалоги и полилоги. Разговор, проигранный в лицах, сценка на заданную тему пробуждают интерес к изучаемой теме, повышают активность учащихся на уроке. Беседа в кафе, написанная в стихотворной форме, поможет сконцентрировать внимание школьников и запомнить лексические единицы и модальные фразы по теме “Еда”.

Mrs. Drake: I’m glad to see you in a break.

Alice: I’m glad to see you Mrs. Drake.

Mrs. Drake: What would you like to eat?

Alice: I’d like to have some meat.

Mrs. Drake:

This dish is cooked by aunt
It’s made of the eggplant
That’s tasty ploughman’s lunch …

Alice: I mustn’t eat too much.

Mrs. Drake: You have to drink a cup of tea.

Alice:

I liked the food you gave to me.
Can I have a piece of cake?

Mrs. Drake: You have to try this good milkshake.

Alice: But how much is it?

Mrs. Drake: It’s fifteen pounds each.

Alice: I’d like to pay at once.

Mrs. Drake: You may do it next month.

Проконтролировать знание слов по этой теме можно с помощью рифмовок-загадок. Если одна из целей урока – проверить знание орфографии лексических единиц, то строчки загадок могут быть пояснениями к кроссворду, в котором зашифрованы отгадки (рис. 1).

img1.jpg (135356 bytes)

Загадки, ответ к которым зашифрован, незаменимы для фронтальной работы с учащимися. Такой подход не только увлекает детей, но и отчасти, снимает психологическое напряжение на уроке.

  1. You won’t quarrel, won’t scold
  2. If you do not spill any (salt)

  3. I think it’s difficult to imagine
  4. That round, long and purple (auberigine).

  5. This juicy fruit is not so rare.
  6. All children like ripe, yellow (pear).

  7. When the weather becomes hotter
  8. You can drink a lot of (water).

  9. You must bring some meat from shop
  10. To cook a fresh delicious (chop).

  11. English mother would be worried
  12. If her son did not eat (porridge).

  13. It’s often served with slice of lemon.
  14. This tasty fish is reddish (salmon).

  15. Every dish you’re ever had
  16. Would be tasty with some (bread).

  17. This juicy vegetable is not potato.
  18. It’s red and round. This is (tomato).

  19. You will cook delicious dish
    If you take some good fresh (fish).

Режим дня, расписание, учебные пристрастия – еще одна распространенная тема учебной деятельности. Обсуждение ежедневных школьных событий, успехов и трудностей в учебе близко и понятно каждому ученику. Стихотворный текст, отражающий эту тему, включает ing -форму глаголов в составе разных грамматических конструкций. Он построен таким образом, что становятся понятными правила употребления ing -формы, во многом благодаря использованию рифмы.

Для закрепления и автоматизации лексико-грамматических навыков по этой теме можно предложить учащимся заполнить пропуски в стихотворном тексте, используя слова в скобках как опору.

 

My alarm-clock
Must wake me up
My lovely dog
Likes getting up.
The school’s beginning
When it’s dark.
My way is leading
Through the park.
I’m good at reading
I love studying Art
I hate repeating
And learning by heart.
I like Mathematics
It’s not very hard
I’m interested in
Drawing physical charts.
Sports lessons
Make me healthy and smart.
PE success is worth
Getting grant.
My alarm- … (1)
Must wake me up
My lovely dog
Likes … (2).
The school’s … (3)
When it’s dark.
My way is leading
Through the … (4).
I’m good at … (5)
I love studying … (6)
I hate repeating
And learning by heart.
I like Mathematics
It’s not very hard
I’m … (7)
Drawing physical charts.
… (8) lessons
Make me … (9) and smart.
PE success is worth
… (10) grant.

(clock, getting up, beginning, park, reading, Art, interested in, Sports, healthy, getting)

Занимательные и несложные тексты могут стать основой для творческой деятельности учащихся. Школьники могут сочинять свои стихи, оформлять наглядные творческие работы, что непременно сказывается на общем интеллектуальном уровне учеников.