“Пора предметы искусства в школе осознать не просто, как обучающих каким – то художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие словестно-логическое мышление, способность к художественно-эмоциональному освоению действительности”
Брушлинский А.В.
Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с “миром вещей”, который человек сам для себя создал.
В свете современных требований к образованию, преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточна.
В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка предметной гармонической среды в области технической эстетики (дизайна).
Необходимость совершенствования системы трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ, - в том числе начальных классов, - отражает требования, выдвигаемые научно-техническим прогрессом и социально-экономическим развитием нашего общества. И именно “…изобразительные искусства, - обратил внимание на это А. Сухотин ,- таят в себе особые возможности для развития творческой фантазии и интеллекта…”. В новых условиях все более изменяется роль человеческого фактора. В производственном процессе преобладающими становятся техническое проектирование, ремонтные работы, наладка программ управления автоматизированными устройствами, деятельность в области художественного конструирования и т.д.
Такие виды художественного труда в значительной мере связаны с постоянным поиском новых, нестандартных решений и требуют творческого мышления.
В современной школе роль мышления возрастает в связи с необходимостью ученику не просто приобрести З.У.Н., но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развивать устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.
Художественные навыки, приобретенные на уроках изобразительного искусства, являются основой, базой для дальнейшего развития учащихся на уроках черчения (8-9 класс), геометрии и стереометрии (10-11 класс). Все это дает возможность определить стержневые интеграционные моменты деятельности, что необходимо для включения учащихся в будущем в сферу материального производства, управления, технического контроля, рационализаторской деятельности. Опора на знания, полученные на уроках изобразительного искусства, важны еще и потому, что одни и те же положения, факты в разных предметах изучаются с разных точек зрения.
Опираясь на основные аспекты изобразительной деятельности, мною была построена и реализована на практике технология поэтапного формирования умственных действий, цель которой - выяснить влияние художественного конструирования на формирование мышления у младших школьников.
Для реализации этой цели опиралась на ряд принципов:
- единство эмоциональной, интеллектуально-оценочной и проектно-практической деятельности в процессе обучения;
- постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных знаний;
- приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей действительности;
- дифференциация, доступность, посильность знаний.
Исходя из данных методологических положений, всю программу художественного курса условно разделила на три крупных блока, где каждый последующий опирается на знания, умения и навыки предыдущего.
I блок - подготовительный (1-2 класс): вся работа направлена на накопление и актуализацию материала и освоение способов простейших плоскостных построений.
II блок - развивающий (3-4 класс): создание условий для освоения способов построения художественных форм.
III блок - формирующий (5-7 класс): стадия творчества; внушение учащимся уверенности в своих возможностях и способностях, понимания его стремлений и уверенности в его успехах.
В каждом блоке конструктивная деятельность проходит в два этапа:
Первый – процесс создания замысла. Происходит обдумывание предстоящей деятельности, выбор способов достижения этой цели, планирование последовательности практических действий.
Второй – процесс его выполнения. Деятельность направлена на выполнение замысла:
- планирование труда;
- анализ чертежа, выполнение разметки;
- обработка материала, монтаж, сборка;
Контроль на всех этапах усвоения действий – один из важнейших компонентов данной технологии.
Одна из основ поэтапного формирования конструкторского мышления – индивидуально-творческий подход, помогающий стремиться к:
- видению в каждом ученике уникальной личности, уважать ее, понимать, верить в нее;
- изучению психолого-педагогических особенностей, присущих определенному возрасту учащихся;
- предоставлению возможности самостоятельно принимать решения, незаметно направляя внимание учащихся;
- помочь научиться “видеть” закономерности природной среды.
Для того, чтобы проверить насколько сформировано конструкторское мышление учащихся (3 класс, тема конструирование), проводилось исследование в три этапа.
На первом этапе (в 2000-2001 учебном году) осуществлялось наблюдение и анализ художественно- творческой деятельности учащихся 1 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского по формированию конструкторского мышления. Исследования показали:
- образное восприятие окружающей действительности, нахождение в природе темы, сюжета для изображения, украшения постройки;
- творческое использование жизненных наблюдений в процессе создания построек;
- знание и умение пользоваться доступным материалом;
- умение обрывать, вырезать, подклеивать бумагу, получая объемные формы;
- использование первых представлений о передаче пространства на плоскости.
На втором этапе (в 2001-2002 учебном году) во 2 классе результат исследования показал:
- творческое участие в создании “проектов” построек для улиц родного села;
- конструирование разнообразных предметов и вещей домашнего обихода;
- владение элементарными приемами изображения пространства (загораживание, дальше - меньше, ближе - больше).
На третьем этапе (в 2002-2003 учебном году) для проверки сформированности конструкторского мышления учащихся 3 класса разработала и провела серию уроков. Цель данных уроков - формирование конструкторского мышления.
Уроки 1, 2. Тема “Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы”
Цель - научить детей вырезать по силуэту, правильно располагать объекты в пространстве и определять колористическое решение в панно.
Задачи данных уроков:
- Знакомство учащихся с постройкой русской избы.
- Вырезание по силуэту избы с основными элементами её декора.
- Обогащение словарного и понятийного запаса детей.
- Формирование конструкторского мышления.
Общие представления, полученные при знакомстве с пейзажами русских художников, литературными и музыкальными произведениями по данной теме. Учащиеся с помощью учителя делают выводы о связи красоты традиционных построек с красотой родной земли, об использовании доступных природных материалов в конструкции и декоре жилища, о зависимости формы жилища (его конструкции) от природных условий
Дерево - исконный материал русских построек. Не только дом, но и все предметы быта создавались из него. Богатая узорчатость украшений изб и предметов быта имеет сходство с ажурностью, прозрачностью северного леса.
Полученные представления находят воплощение при выполнении практической работы – изображении деревни в природной среде, гармонии жилья с природой. На первом занятии каждый из учащихся создаёт свой образ русской избы, используя две техники – аппликацию и рисунок. Перед началом практической работы учащиеся вместе с учителем внимательно рассматривают конструкцию и декор северной избы, обращают внимание на её размеры (почти в два этажа), на интересные детали украшения.
На следующем занятии перед началом практической работы внимание учащихся вновь сосредотачивается на восприятии природы России в произведениях русских художников. Задача учителя – воссоздать в сознании детей поэтическую атмосферу русской деревни в ярких зрительных образах.
Панно, изображающее русскую деревню, выполняется группой детей или коллективно на больших листах гуашью. Прежде, чем начать выполнение задания, учитель обращает внимание на самую сложную задачу – передачу пространства, перспективы. В игровой форме, привлекая внимание класса к демонстрационному планшету, на котором разложились заготовки изб (сделанные детьми на предыдущем занятии), совместными усилиями решается проблема: как выразительней, естественней, красивее изобразить дома, добиться их гармоничного вхождения в окружающую природу. Передвигая по плоскости планшета заготовки домов, дети сами делают решают, при каком расположении дома выглядят разобщёнными. Они возражают против чётко выстроенных построек в ряд. В качестве самого удачного класс выбирает такое расположение, при котором есть ближние и дальние дома, одни загораживают другие, т.е. создаётся естественная композиция. В результате учащиеся легко запоминают правила, на которые будут опираться при создании панно: дома должны загораживать один другой. Тот, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже. Следующей трудной задачей является колористическое решение панно. Перед началом работы учитель обращает внимание детей на характерный цвет деревенских изб (серебристо-серые, золотисто-коричневые, как сказочная Хохлома), показывает приёмы работы с цветом для передачи выразительности бревенчатого сруба, обращает внимание на контраст между гранями избы. Учитель кладёт широкие, горизонтальные мазки, оставляя узкие пробелы между ними. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратить внимание детей на то, что окна лучше изображать после того, как будут выписаны стены.
Во время практической работы звучит народная инструментальная музыка.
На 3-4 уроке тема: “Образ русских древних городов”. Продолжается изучение конструирования из бумаги различных сооружений. Учащиеся знакомятся с ансамблями древней архитектуры на примере старинных русских городов: Владимира, Суздаля, Новгорода, Пскова.
Цель данных уроков: конструирование из бумаги объёмных построек древней архитектуры.
Задачи:
- Научить видеть черты национального своеобразия в облике архитектуры.
- Формировать конструкторское мышление.
- Дать представление о художественно-выразительных средствах, которые позволили древним зодчим создать замечательные постройки.
В результате внимательного рассмотрения произведений искусств учащиеся определяют различия в образах городов, характер архитектуры. Выразительность древнерусских ансамблей объясняет разный образ жизни городов.
На занятиях по данной теме учащиеся конструируют из бумаги архитектурный ансамбль с крепостными стенами, сторожевыми башнями, постройками. Создание объёмных построек состоит из этапов. Сначала учащиеся индивидуально выполняют элементы отдельных построек, затем создают общую композицию: конструирование древнерусской церкви, каменных палат или древнерусских построек.
Практическая работа проводится при помощи таблиц.
На первом занятии учащиеся индивидуально выполняют элементы отдельных построек, на следующих занятиях создают общую композицию вариант. На таблицах показаны разные способы конструирования древнерусских построек.
Выполненные сооружения размещаются и закрепляются на основании в виде города.
Учащиеся постепенно расширяют свои представления о древнерусской культуре, путешествуя с родителями по улицам родного города, собирая открытки, фотографии, просматривая кинофильмы и телепередачи, знакомясь с доступной литературой.
Формирование конструкторского мышления предусматривает:
- знание особенности архитектуры (родного края, нашей страны, зарубежных стран Запада и Востока) и ее связи с природой;
- - передачу цветом пространства;
- изображение природы и постройки, передачу их расположение в пространстве;
- использование техники аппликация;
- конструирование объемных форм и усложнения их декоративными деталями;
- воплощение своего отношения к изображаемым событиям (использование возможностей композиции, рисунка, цвета);
- участие в групповой работе при создании коллективного панно.
На данном этапе формируется историческая и народная память, духовная и материальная ценность русского народа. Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры общества.
Художественный образ звука, движения, вещи может рассматриваться только комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, национальными традициями народа: первоосновой является образ художественного изделия.
Это позволяет учащимся унаследовать его основы, понять принципы взаимодействия всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры.
Данная работа показала, что конструирование, как и всякий вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в процессе деятельности. Это позволяет воспитывать чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, скрытого. Следовательно, необходимо все глубже познавать мир, открывать в нем все новые и новые процессы, свойства и взаимоотношения людей и вещей.
Это позволяет выделить ряд вопросов, требующих дальнейшего исследования данной проблемы, из них выделяю следующие:
- система формирования элементов конструкторского мышления на уроках черчения;
- влияние работы по формированию конструкторского мышления на развитие личности учащегося в целом;
- система подготовки учителей для целенаправленной работы по формированию элементов конструкторского мышления.
Таким образом, цель педагога - не только донести до учащихся необходимое для возникновения деятельности учения (сформировать цели деятельности), организовать и управлять познавательной (или практической) деятельностью, но и контролировать и оценивать результаты.