Мы дети космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитными в одном,
Что в каждой точке мира – весь мир сосредоточен.
А. Чижевский.
Человек появляется на Земле, чтобы быть счастливым. И главная задача в школе – научить ребёнка быть счастливым. Учитель на уроке развивает способность проживать состояние счастья вне зависимости от условий жизни. Широкий мир предоставляет беспредельные возможности к этому, но при одном условии: ученик должен научиться умению воспринимать мир во всём его удивительном разнообразии. Он учится быть счастливым.
Каждый урок астрономии помогает ребёнку формировать способность быть счастливым. Каждый урок …Вот один из них.
“Солнце разлито поровну …”
Версия названия моя, а у каждого ребёнка есть возможность сформулировать тему самому, только тогда она будет ему близка. К примеру, на этом уроке ребята предлагали в своих тетрадях такие названия : “Гимн Солнцу”, “Мы – дети Солнца”, “Во мне есть частица Солнца”, “Милое Солнышко”. Звучит стихотворение:
Чаще на небо гляди тёмной безоблачной
ночью!
Звёздною пылью тогда покрыт небосвод.
В каждой пылинке громадный мир заключён,
Бесконечность! Стала наглядной…
Как жалок день, что прошёл в суете!
Арсений Чанышев.
На доске записано:
Я счастлив, что:
1. Знаю:
– основные линии и точки небесной сферы;
– строение и размеры Вселенной;
– строение и размеры Солнечной системы;
– характеристики звёзд;
– причину изменения вида неба в течение года;
– законы Кеплера и Ньютона и их применение;
– способы определения расстояний во Вселенной;
– формулы для расчёта высоты светила и географических координат;
– имена выдающихся астрономов;
– представление об основных этапах развития взглядов на Вселенную;
– стихи о Космосе;
– физические условия на Луне;
– физическую природу планет и малых тел.
2. Умею:
– находить на небе созвездия (перечислить);
– находить на небе яркие звёзды, планеты(перечислить);
– пользоваться подвижной картой звёздного неба;
– определять стороны света по звёздам;
– по карте определять координаты звёзд и Солнца;
– по заданным координатам светил находить их место на карте;
– осуществлять переход к разным системам счёта времени;
– определять фазу Луны;
– наблюдать поверхность Луны с помощью телескопа;
– различать планеты земной группы и планеты-гиганты.
3. Наблюдаю (каждый день, раз в неделю, раз в месяц, редко),
(невооружённым глазом или в телескоп) :
– Луну;
– созвездия;
– звёзды;
– планеты;
– метеоры;
– восход и заход Солнца.
4. Зарисовываю при наблюдении и делаю выводы:
– фазы Луны;
– восход и заход Солнца;
– положение Луны;
– планет среди звёзд;
– детали Лунной поверхности.
5. Прочитал книги по астрономии ( указать).
6. На уроке общаюсь с другими.
7. Особенное моё…
Ученики отмечают свои знания, умения и навыки по пятибалльной системе, анализируя свои достижения. Создаётся ситуация успеха. Ученик сам понимает в чём он силён, над чем ему ещё надо работать, но, самое главное, чувствует, что знание есть сила, позволяющая человеку выстраивать счастье. Ученики любят пункт № 7, т.к. здесь они пишут своё: сфотографировал небо, написал музыку, сочинил стихи, нарисовал картину и так далее. Можно все умения и знания записать в тетради на первом уроке сразу или на каждом уроке дописывать и давать возможность ребятам отмечать, в чём они сильны. При этом важно, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым.
Учитель на доске выделяет фразу:
“Я счастлив, что Солнце каждый день восходит и дарит мне и другим людям жизнь”.
Звучит музыка группы“Space” и стихотворение В. Солоухина “Солнце”.
Солнце разлито поровну,
Вернее, по справедливости,
Вернее, по стольку разлито,
Кто сколько способен взять.
В травинку и прутик – поменьше,
В большое дерево – больше,
В огромное дерево – много.
Спит, затаившись до времени.
Смотришь, а не видать.
Голыми руками его можно потрогать,
Не боясь слепоты и ожога.
Солнце умеет работать.
Солнце умеет спать.
Но в тёмные зимние ночи,
Когда не только что Солнца –
Звезды не найдёшь во Вселенной,
И, кажется, нет управы,
На лютый холод и мрак,
Весёлое летнее солнце
Выскакивает из полена
И поднимает немедленно
Трепещущий огненный флаг!Солнце разлито поровну,
Вернее, по справедливости,
Вернее, по стольку разлито,
Кто сколько способен взять.
В одного человека – поменьше,
В другого – гораздо больше,
А в некоторых – очень много.
Спит, затаившись до времени.
Можно руку смело пожать этим людям
Не надевая брезентовые рукавицы…
Но в минуты,
Когда не только что Солнца –
Звезды не найдёшь вокруг,
Когда людям в потёмках
Становится страшно и зябко,
Вдруг появляется свет.
Вдруг появляется пламя,
Разгорается постепенно, но ярко
Люди глядят, приближаются
Сходятся, улыбаются,
Руке подавая руку,
Приветом встречая привет.
Ученики уже много знают о Солнце, и поэтому важно, чтобы они собрали свои знания из разных наук и создали представление о Солнце. Я изучаю Солнце после темы о звёздах. Ребятам даётся 12 минут и они в тетради записывают всё, что знают, следующим образом:
На развёрнутом листе вычерчивается простой рисунок Солнца, и на каждом лучике ученик пишет свою информацию. Например: источник жизни, участвует в фотосинтезе растений, даёт тепло, расстояние до Солнца 1а.е.=150млн.км,свет от Солнца идёт до Земли за 8 минут, спектральный класс=G, жёлтый карлик, движется по эклиптике, светит за счёт термоядерных реакций, гелий был открыт сначала на Солнце, вокруг Солнца движутся все планеты Солнечной системы вместе с Землёй, в основном состоит из водорода и гелия, звёздная величина –26m , бывают солнечные затмения, Солнце – это огненный газовый шар, температура поверхности Солнца 5000? К, и так далее.
Ответы зачитываются по очереди по одному предложению. Важно, чтобы каждый ученик имел возможность показать свои знания, почувствовать себя уверенным. Остальные дописывают то, что они не указали. Многие читают стихи о Солнце. (Можно договориться с учителем литературы, чтобы он дал задание ребятам подобрать и выучить стихи о Солнце).
После нескольких лет работы в школе изданы сборники со стихами известных поэтов и учеников школы по различным разделам: “Солнце”, “Звёзды”, “Планеты”, “Время” и так далее. Ниже приведено несколько стихотворений, которые подобраны детьми. Они могут быть полезны на уроках для учителя астрономии. У каждого в душе своё Солнце, и ребята читают то стихотворение, которое отражает состояние их души.
Солнце пахнет травами, свежими купавами,
Пробуждённою весной и смолистою сосной,
Нежно-светлотканными ландышами пьяными,
Что победно расцвели в остром запахе земли,
Солнце светит звонами, листьями зелёными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.К. Бальмонт.
Здесь изнемог высокий духа взлёт,
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если колесу дан ровный ход,
Любовь, что движет Солнце и светила.
Данте Алигьери “Божественная комедия”. Рай. Песнь XXXIII.
Любая из планет, свой вечный круг чертя,
Сверкая в тьме ночной, а днём в лучах сокрыты,
Уйдя далёко, вспять бегут своей орбитой
И к Солнцу-матери влекутся как дитя.
Эмиль Верхарн.
Пускай это бурное море огня
Зовут лучезарным светилом
Как в детстве, оно для тебя и меня
Останется солнышком милым.С.Я. Маршак.
Мы просто перейдём к другой звезде,
Когда вот эта, наша, станет меркнуть,
Темно на сердце, но в соседнем сердце
Горит огонь и греет нас в беде.
Мы сменим солнце на другое пламя,
Другому солнцу сердце отдадим,
И небосвод расступится над нами,
И мы привыкнем к зрелищам другим.Захария Станку.
Вот колесницу в море золотую
Купает солнце. Сумрак надо мной.
Со звёздами и небом и луной
Тревожную и злую ночь я чую.Франческо Петрарка.
Стою, всевидящее око,
На страже гаснувших миров.
Мои огни – дыханье рока,
Моё вздыханье – без оков.
Во мне родился мир планетный,
И от меня умрёт навек
И цвет растений безответный,
И слепо-мудрый человек.Сергей Городецкий.
Светило гордое, всего питатель мира,
Блистающее к нам с небесной высоты!
О, если бы взыграть могла моя мне лира
Твои достойно красоты!Александр Сумароков.
О солнце, ты живот и красота природы,
Источник вечности и образ божества!
Тобой жива земля, жив воздух, живы воды,
Душа времён и вещества!Александр Сумароков
Когда выслушаны ответы каждого, учитель, являясь участником этого разговора, даёт свою информацию, которую ученики записывают в тетради, как и информацию других ребят. Для лучшей наглядности демонстрируются фолии, изготовленные РНПОР Росучприбор Южноуральского Государственного университета (авторы Кеспикова И.К. и Гамова А.П., учителя МОУ СОШ № 107)
Можно показать по ходу рассказа кадры из диафильмов “Биография Солнца”, “Солнце и жизнь Земли”.
Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть такими, чтобы у учащихся сформировать целостное видение мира и понимание места и роли человека в этом мире, чтобы получаемая учащимися информация стала для них личностно-значимой: ученик - не сторонний наблюдатель, а личность, заинтересованно изучающая мир “изнутри” и осознающая себя частью этого мира.
В данном случае учащиеся имеют разрозненные знания, анализ и синтез которых приводит к возникновению нового знания.
Осмысление мира хорошо осуществить на основе обращения к диалектике симметрии и асимметрии, теория которой описана профессором Л.В. Тарасовым. Симметрия связана с сохранением, общим, необходимостью. С асимметрией связаны изменение, частное, случайность.
С точки зрения симметрии Солнце является типичной звездой:
– Ядро нашей звезды представляет собой огромное ядерное пекло, температура и давление которого создают условия для ядерных реакций синтеза, т.е. ядра водорода, протоны вступают в реакцию, в результате образуются ядра гелия. В ходе ядерных реакций одни элементы трансформируются в другие, при этом происходит выброс огромного количества энергии. Благодаря этому Солнце так же, как и другие звёзды, существует миллионы или миллиарды лет.
– Солнце, как и другие звёзды, не содержит никаких неземных химических элементов.
– Солнце, как и другие звёзды, – это огромный шар горячего газа, который удерживается как одно целое благодаря собственной силе тяготения и разогревается ядерной энергией.
– Солнце образовалось, как и другие звезды, из туманности; а вместе с ним и наша планета и каждый из нас. А туманность могла найти свое начало из взорвавшихся звезд. Выходит мы – дети не только Солнца, но и звезд. Но главное, что мы – дети Вселенной!
Можно предложить учащимся самим найти и другие доказательства симметрии (например, цикличность наблюдаемых на Солнце пятен). С точки зрения асимметрии. Солнце, как и каждый человек, уникально, оно обладает своими характеристиками:
диаметр: 1392000 км, период вращения (по экватору): 25 суток, масса (Земля=1): 332946, объем (Земля=1): 1303600, средняя плотность: 1,41 г/см2, плотность в ядре около 100 г/см2, температура на поверхности: 5700oС, температура в ядре: 14000000oС, гравитация на поверхности (Земля=1):27,9; мощность излучения: 3,86*1023кВт, период обращения в центре Галактики: 225 миллионов лет.
Желтый карлик.
Солнце имеет свой спектр, свой химический состав из более 70 химических элементов (как отпечатки пальцев на руке).
Солнце всё время изменяется (количество пятен, магнитное поле, вспышки, активность, солнечный ветер, химический состав, температура, размеры, цвет, протуберанцы и т.д.).
И опять можно предложить детям самим найти доказательства асимметрии.
Важно отметить, что именно сочетание симметрии и асимметрии определяет гармонию мира, её красоту.
В заключение урока необходимо ответить на вопрос: чему мы можем научиться у Солнца, чтобы быть счастливыми. Важно, чтобы дети сами сделали это.
Кроме того, в этом помогут следующие высказывания:
Солнце является образом совершенства, поэтому его желательно принять за модель. “Но, скажите вы, чему нас может научить солнце? Это огненный шар, он не мыслит, он не говорит!”. Так вот, здесь как раз вы и ошибаетесь. Его свет, его тепло и его жизнь – это и есть язык и среди самых красноречивых – более выразительный, чем слово.
Посмотрите, этот свет и это тепло, которые солнце посылает в пространство, не заботясь о благодарности тех, кто ими пользуется, – разве это не язык? Какими бы люди ни были – разумными или глупыми, добрыми или преступными, достойными или недостойными этих благодеяний, – оно их всё равно освещает, согревает и оживляет всех без исключения.
Солнце – это образ лучезарного благородного существа, и, когда вы смотрите на него, оно оказывает на вас влияние. Даже допуская, что оно не является существом разумным и мудрым – в том смысле, как мы это понимаем, контакт с его теплом и светом может нас вдохновить на такие дружелюбные чувства, как терпение, снисходительность, прощение.
М. Айванхов.
О солнце! Око и вместе душа беспредельной вселенной!
Дж. Мильтон.
Идя с глазами, всегда обращёнными к солнцу, ты никогда не увидишь тени.
В. Гюго.
Я должен быть как солнце, проливающее свет на всё, не требуя благодарности или награды, заботиться обо всех чувствующих существах, даже если они плохие, никогда не отказываться из-за этого от своих обетов, не оставлять все чувствующие существа из-за того, что одно их них – плохое.
Из писаний Буддизма.
Солнце одинаково проникает во дворцы и в сточные канавы, однако последние нисколько не оскверняют его.
Фр. Бэкон.
Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем посреди.
Но бывают цветы-мечтатели. Они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят, и форма цветов у них, как результат отношений света и тени. Посмотрите на ландыш.
М. Пришвин.
От солнца исходит свет, и от земли падает тень, оттого и сознание человека определяется двойственно: всё вдвойне, и даже свет добра бросает от себя тенью зло. Но солнце едино, и оно является в человеческом мире добра и зла вестником единства и образует в нашем сознании небо – царство света, где нет места и времени, порождающих тень при встрече со светом.
М. Пришвин.
Такой подход вызывает чувство удивления у учащихся, заставляет их смотреть на окружающий мир по-другому. Можно дать возможность ученикам зарисовать Солнце, спрятанное в их душе.
В завершении урока под музыку “Space” звучит окончание стихотворения Солоухина “Солнце”.
Солнце спрятано в каждом!
Надо лишь во-время вспыхнуть,
Не боясь, что окажется мало
Вселенского в сердце огня…
В тебе есть капелька солнца!