Обучение является сложным многогранным процессом, который можно рассматривать как систему, т.е. как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостного образования.
Определяющим условием деятельности по формированию мотивации являются
а) цели обучения – образовательные, воспитательные, развивающие;
б) содержание учебного материала;
в) мотивы учебной деятельности школьников, которые позволяют планировать учебную деятельность учащихся.
Эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы. Цели образования определяют содержание, а мотивы учебной деятельности оказывают значительное влияние на активность учащихся, их прилежание, старательность, отношение к учебному труду и, в конечном счете, на результаты процесса обучения.
Мотивы формируются в процессе обучения и воспитания учащихся, зависят от учебно–воспитательного процесса, методов обучения и воспитания, применяемых средств и содержания учебного материала. Мотивами учебной деятельности могут выступить потребности, интересы, установки, идеалы, влечения и эмоции, вызывающие активную учебную деятельность школьников, их внимательное отношение к учебным обязанностям, старательность, прилежание, аккуратность в выполнении заданий.
Строгая, доброжелательная и справедливая требовательность к учащимся формирует такие мотивы учения, как чувства ответственности, долга. Стремление школьников порадовать близких хорошими успехами в учении постепенно превращается в чувство интеллектуального удовлетворения учебным трудом. Мотивы учения влияют на отношение школьников к учебному труду. При наличии положительного отношения к учению даже учащиеся с незначительными способностями при определенных условиях могут добиться успехов учебе.
Одним из важнейших путей формирования положительного отношения к учению является создание у детей положительных мотивов учения. Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности мы называем мотивацией. Учитывая различные подходы к классификации мотивов, выделяют следующие их группы:
1. Социальные мотивы, связанные с различными взаимоотношениями учащихся между собой, с учителями, родителями и т.д.
К ним относятся:
а) мотивы перед близкими, родителями – принести радость, заслужить одобрение, опасение наказания;
б) подготовка к будущей трудовой деятельности;
в) стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию, утверждению в коллективе.
2. Познавательные мотивы – интерес к знаниям и к процессу их добывания, желание узнать как можно больше, интерес к предмету.
В психологии и дидактике выделяют несколько стадий интереса: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес.
Используя любопытство, я стараюсь заинтересовать учащихся своим предметом уже на первых уроках, демонстрируя оборудование, свойства веществ, знать которые необходимо для выполнения домашнего эксперимента, например, выращивание кристаллов, очистка веществ перекристаллизацией, дистилляция веществ.
Любопытство вызывает у детей психическое состояние занимательности, поэтому я постоянно использую демонстрационные, лабораторные опыты. Например, учащиеся на уроке “Чистые вещества и смеси” получают задание:
Вы имеете воду, порошки железа и серы, химический стакан, магнит, лист бумаги и шпатели. Подумайте, с помощью каких простейших опытов можно найти ответ на вопрос: изменяются ли свойства веществ после их смешивания? Составьте план действий, которые приведут к нахождению ответа.
Стадия любознательности характеризуется стремлением глубже ознакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. Учащиеся много спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на вопросы и задания, которые им предложены, например, по дороге домой пронаблюдайте результаты химических опытов, происходящих в природе; напишите маленькое сочинение на тему “Химические явления за окном”.
Стадия познавательного интереса характеризуется тем, что у школьников не только возникают проблемные вопросы или познавательные ситуации, но и стремления самостоятельно их решать. В центре внимания учащихся на этой стадии интереса не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема или познавательная задача, которую следует решить. На этой стадии интереса учащиеся сами ищут причины, стремятся проникнуть в сущность явлений.
Стадию теоретического интереса я стараюсь связывать не только со стремлением к познанию закономерностей, теоретических основ, но и с применением их на практике.
Все эти стадии познавательного интереса тесно переплетаются, взаимосвязаны и могут сосуществовать даже на одном и том же уроке. Учащиеся могут переходить от занимательности и любознательности к раскрытию причинно–следственных связей. Например, один из уроков темы “Гидроксиды”, 8-ой класс.
Основные этапы и вопросы урока:
I. Актуализация знаний учащихся.
1) Какие вещества получают при взаимодействии оксида кальция с водой?
2) Напишите формулы известных Вам оксидов.
II. Мотивация.
1) Некоторые из щелочей широко применяются в быту. Какие щелочи Вы знаете?
2) О каких щелочах, применяемых в быту, Вы слышали?
3) Почему с ними нужно быть осторожными?
Эти и другие вопросы мы сегодня рассмотрим.
III. Цели и задачи.
Усвоить свойства гидроксидов, так как эти вещества широко применяются в быту и в промышленности. Знания о них необходимы каждому.
IV. Восприятие и осознание материала.
1) Опыт: рассмотреть внешний вид гидроксидов натрия и калия, назвать их существенные признаки и свойства. Растворить в воде, изучить действие индикаторов на растворы щелочей, опробовать каплю щелочного раствора на ощупь. Сделать вывод.
2) Чтение текста учебника с целью осознания учебного материала.
3) Объяснения о способах получения и использования гидроксидов в промышленности и быту.
V. Осмысление знаний.
Ответить на вопросы:
1) Почему кусочек гидроксида натрия на воздухе расплывается?
2) Почему щелочи опасны для человека?
3) Как происходит реакция оксидов натрия и калия с водой?
4) Что получается в результате реакции?
5) Как будут реагировать оксиды лития, кальция, бария с водой?
VI. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
1) Чем отличаются свойства оснований от изученных свойств кислот?
2) Осуществите превращения:
Na –> NaOH –> Na 2 СО3
СаО –> Ca(OH)2 –> CaCO3
CuSO4 –> Cu(ОН)2 –> CuCl2
3) Получите Na2 SO4 и Fe(OH)3 из гидроксида натрия.
VII. Итоги урока.
Домашнее задание. Сравнить свойства гидроксидов натрия и калия с гидроксидом кальция.
3. Мотивы перспективы связаны с установлением далекой и близкой цели обучения, с вопросом “Кем быть?” и определением роли обучения, знаний в ответе на этот вопрос. Здесь и стремление к продолжению обучения в медицинских, технологических, сельскохозяйственных вузах. Это очень ярко проявляется при обучении учащихся в углубленных и профильных классах.
Мы знаем, что причинно – следственные связи раскрываются на основе мыслительной деятельности. Явления, процессы осуществляются не только в пространстве, но и во времени, происходят при определенных условиях. Так, химические реакции между определенными веществами могут происходить при нагревании или охлаждении, в присутствии катализаторов, при определенных концентрациях реагентов. Примеров таких условий можно назвать много.
Для развития мыслительной деятельности можно организовать работу с учебником. Основной смысл самостоятельной работы учащихся после ознакомления с учебным материалом – заключается в том, чтобы они научились раскрывать внутренние связи и отношения в объектах изучения и между предметами и явлениями.
Например, учащиеся читают текст учебника /Минченков Е.Е., 8 класс, стр.80/. “Атомы водорода из молекул кислоты, объединяясь с атомами кислорода из оксида металла, образуют молекулы воды, а металл основного оксида и остаток молекулы кислоты образуют соль…. Таким образом, кислоты могут взаимодействовать: а) с некоторыми металлами с образованием соли и водорода; б) с основными оксидами с образованием соли и воды”.
Вопросы к тексту:
1) Напишите уравнение реакции взаимодействия алюминия и соляной кислоты.
2) Напишите уравнение реакции серной кислоты с оксидом меди(II).
3) Какие вещества вступили в реакцию, если в результате образовались сульфат меди(II) и вода?
4) Можно ли медную монету, покрытую оксидом меди(II), очистить, опустив ее на некоторое время в серную кислоту? Какие условия необходимы для данной реакции?
5) Приведите уравнение реакции серной кислоты, с каким либо металлом, оксидом этого металла.
Одним из важнейших приемов, направляющих детей на раскрытие связей и отношений в предметах и явлениях является решение познавательных задач и вопросов.
Под познавательными заданиями и вопросами понимаются такие, которые ориентируют учащихся на выявление фактов, событий, явлений, их обдумывание, анализ ситуаций, раскрытие связей и отношений, определение сущности явлений и формирование выводов.
Познавательные задания и вопросы могут играть в процессе усвоения знаний самостоятельную роль и могут включаться в процессе решения учебных проблем в качестве дидактического приема.
Познавательные задания и вопросы отличаются от проблемных задач тем, что способы их решения известны. Это, главным образом, мыслительные приемы и операции, включающие в себя элементы опыта, сравнения и т.п.
Познавательные вопросы могут быть направлены как на открытие нового, так и особенно на углубление в известные факты с целью выявления между ними объективных связей и отношений. Например: “как объяснить, что атомы углерода в молекуле бензола равноценны? Отражает ли формула Кекуле строение молекулы бензола? Какие химические реакции характерны для бензола – замещение, окисление или присоединение?”
Сначала учитель сам ставит познавательные вопросы для всего класса, но постепенно учащиеся сами формулируют вопросы и задания, продумывают ответы, которые требуют привлечения все большего объема знаний и установления все большего количества связей.
Познавательные задачи позволяют направить учащихся на глубокое проникновение в сущность явлений, поэтому наиболее целесообразно их применять после первичного ознакомления с новым материалом в сочетании с воспроизводящими и эвристическими вопросами. Например, задания для подготовки к зачету по теме “Строение атома. Периодическая система химических элементов”, 9-й класс.
1. Для изотопов элементов укажите
а) массовое число (А),
б) заряд ядра или число протонов (Z),
в) число нейтронов (N): Н, О, С, Р, Fe, N, Al, Si.
Какие из этих элементов являются жизненно
необходимыми, а какие наиболее распространены в
земной коре?
2. Изобразите электронные и графические формулы
атомов элементов Li, Be, B, P, Fe, F, O, S и определите, к
какому семейству (s, p, d, f) относится каждый из этих
элементов.
3. Атомы элементов имеют электронные
конфигурации:
a) [Ne] 3s 2 3p1 ;
б) [Ne] 3s 2 3p5 ;
в) [Аr] 3d 54 s2 .
Определите их положение в периодической системе химических элементов (номер периода, номер группы, порядковый номер). Назовите эти элементы.
4. Объясните, почему атомы натрия и хлора
являются активными, а ионы Na+ и Сl– –
являются устойчивыми частицами?
5. Как изменяются (уменьшаются, увеличиваются, не
изменяются) в ряду химических элементов Na, Mg, Al, Si,
P, S, Cl: а) радиус атома, б) электроотрицательность,
в) максимальная степень окисления? Приведите
формулы высших оксидов этих элементов.
6. Среди элементов K, Ca, Sc, Sr, Zn выберите пару,
которая обладает наиболее сходными свойствами.
Сравните электронные формулы атомов этих
элементов.
Творческая работа мысли учащихся в процессе раскрытия связей и отношений проявляется там, где нужно объяснить причину явления, аргументировать выдвинутое положение, сформулировать вывод. Подобная мыслительная деятельность наиболее целесообразна, когда учащиеся должны обсудить не только элементарные вопросы, но и сложные проблемы, требующие самостоятельного суждения. Например, тема “Электролитическая диссоциация. Растворы”, 11-й класс.
1. Содержатся ли ионы ОН– в 0,1 М растворе НСl?
2. Какие процессы происходят в водных растворах солей хлорида аммония, хлорида бария, фосфата калия? Оцените значения рН среды в этих растворах.
3. Как изменится рН чистой воды при нагревании до 60 0 С?
Познавательные и мотивационные упражнения лучше использовать после подготовительных упражнений, которые имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов применения их на практике, самостоятельность учащихся при выполнении этих упражнений минимальная.
Познавательные задания применяю для того, чтобы создать проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения заданий, подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, к осмыслению правила, закона, являющегося основой усвоения соответствующих навыков и умений.