Тема: “Ты и твоя семья”
Цели:
- Создать условия для формирования понятия значения дома и семьи в жизни человека.
- Способствовать формированию положительных качеств, обеспечивающих успешность гармоничных и гуманных взаимоотношений в коллективе и семье.
- Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование и ТСО:
- магнитофон, кассета с записью песни “Улыбка”, карточки с пословицами, иллюстрации, художественная литература на тему “Дом и семья”, схемы, словарь С.И. Ожегова, учебник.
Форма работы: в парах.
Структура урока - “дробная”, т.е. включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей: беседа, изобразительная деятельность, конструирование на магнитной доске (общей композиции крестьянского дома с подворьем), “рис. 6”, игра.
ХОД УРОКА
I этап. Актуализация полученных знаний.
- Вспомните, что вы узнали на предыдущих уроках. Что же это за помощники, которые помогают нам в жизни? (Память, ум)
- Какова их роль?
Вывод. Благодаря памяти и уму мы понимаем окружающий мир.
II этап. Введение в работу – создание эмоционального настроения.
Настрой.
- Возьмите себе в правую руку память, а в левую много ума и “положите” себе в голову.
- Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя любовь, добро, мир.
- Какое у Вас сейчас настроение?
- На что оно похоже: на солнышко или темную тучу? (Тучу уберём с доски, а солнышко оставим, рис. 1).
III этап. Введение в тему.
- Отгадайте загадки.
- Стоит бычище – проклеваны бочища. ( Изба, дом )
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
а порой такой красивый
кружевной и синий – синий!
( Небо)
От высокого неба, одного на всех, ведет нас русская загадка к Дому – священному месту.
Нарисуйте на листах свой дом. Покажите их. ( Грамзапись )
Из детских рисунков создается выставка. По желанию они могут рассказать о том, что нарисовали.
Постройте на доске дом из геометрических фигур, рис. 2.
Чтение пословиц (обсуждение в парах).
- Мой дом – моя крепость.
- Своя хатка – родная матка.
- Как Вы понимаете их?
IV этап. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте ребус “7я” – “семья” и Вы узнаете тему урока (чтение хором).
- Прогнозирование.
Ты и твоя семья.
- Как Вы думаете, о чем мы будем сейчас беседовать?
- Наша задача урока выяснить является ли дом и семья самым главным в жизни человека. Подумать о том, как живут самые близкие для Вас люди – родственники.
V этап. Совместное открытие нового.
- Каждой паре учеников раздаются иллюстрации с изображением семей. Дети высказывают своё мнение.
- Как назвать группу людей одним словом, изображенных на иллюстрации?
- На иллюстрациях изображены разные семьи, в каждой свои обычаи, традиции, увлечения ( культура разных народов) .
- Как Вы понимаете слово – “семья”?
- В толковом словаре С.И. Ожегова дается такое определение.
1. Объединение людей, сплоченных общими интересами.
- Наш 1А класс можно назвать семьей? (школьная семья).
2. Группа животных, птиц, растений или грибов одного вида?
- У животных есть тоже семьи. Помогите малышам найти родителей ( соедините стрелками карточки с изображением животных, рис. 3).
- Как называются эти животные?
3. Семья – это группа живущих вместе родственников.
- Кто такие родственники? Человек, который находится в родстве с кем-нибудь ( близкий, дальний ).
- Составим словарь близких родственников.
- Кем приходится папа для мамы?
- Кем приходится мама для папы? (даются определения)
папа (муж) тётя мама (жена) дядя бабушка кузен дедушка кузина
- Назовите членов своей семьи.
Пословица (обсуждение в парах).
- “Счастье не птица – само не прилетит.
- Как Вы понимаете её?
- Что же такое семейное счастье?
(Прикрепляется на доску облачко с надписью, рис. 4).
- Из чего оно складывается?
Возможно из семи слагаемых.
- Дом который мы построили, пустой. Заселится в него семья (фамилия).
(Рассказ ученика о своей семье, о родословном древе).
Пословица (обсуждение в парах).
“Вся семья вместе, так и душа на месте”.
- Каждый человек должен гордиться своей семьей и Вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками.
- Я желаю мира Вашему дому, счастья, любви ( облачко – мир, любовь, рис.4 ).
- Все семьи счастливы по-своему, у большинства счастливых семей есть свои увлечения, какое-то любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей.
- А какие общие интересы в Ваших семьях? Выслушать ответы детей.
Говорят: “У всякого дела своё начало”.
- Как Вы думаете, кто должен выполнять домашние дела?
У каждого члена семьи должно быть свое дело, своя обязанность, т.е. домашняя профессия.
- У кого из Вас уже есть конкретные поручения?
- А если кто-то занят или заболел? Как быть?
На помощь должна прийти взаимопомощь – забота друг о друге (облачко – взаимопомощь), рис. 4.
Отгадайте загадку.
Ласкает, но не море,
греет, но не солнце,
говорит “спокойной ночи”,
но не радио. (Мама)
- Важную роль в жизни человека отводится маме. 30 ноября отмечается – День Матери. Точно подмечено в пословице:
“При солнышке тепло, при матери добро”.
- Послушайте стихотворение В.Лифшица “Разговор”. (Читает группа учеников).
- О какой черте характера мальчика говорят слова: “А сын ответил хмуро, едва взглянув на мать.”?
- Работа по учебнику (ч. 2, стр. 27).
Пословица. (Обсуждение в парах).
- “Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец”. (Венец – слава, награда)
Высказывание детей. (Облачко – добро, рис. 4)
- Создать семью нелегко, а сохранить ещё труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости.
- Послушайте басню Л.Толстого “Отец и сыновья”. (Инсценировка)
- Чему учил отец сыновей?
- Крепка ли семья, где постоянно ссорятся? Почему?
- Что такое дружба? (Близкие отношения основанные на взаимном доверии.) (Облачко – дружба, рис. 4)
Пословица. (Обсуждение в парах)
- “Братская дружба лучше каменных стен”.
- Почему важно в семье уважать друг друга? (Облачко – уважение, рис. 4)
VI этап. Первичное закрепление.
1. Рассмотрим схемы – мимику лица, рис. 5.
- Что выражают эти схемы?
- Какое настроение вы выберите для Вашей семьи?
Очень важно, чтобы каждое утро в семье начиналось с хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что семья справится с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Ведь улыбка это не только хорошее настроение, но и добрые слова. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. ( Песня “Улыбка” ).
2. Что же нужно для того, чтобы Ваша семья была счастливой?
Чтение с доски: семейное счастье – это мир, любовь, добро, взаимопомощь, уважение, дружба, улыбка.
3. Ребята, какое звание присвоили бы Вы своей семье?
- самая дружная
- самая веселая
- самая начитанная
- самая спортивная
- самая трудолюбивая
4. Игра “Ромашка пожеланий”.
Дети пишут на лепестках пожелания своей семье и составляют на доске цветок.
VII этап. Итог урока.
Если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют – это настоящее счастье. Я верю, что именно у Вас такие семьи.
Что Вам понравилось, запомнилось на уроке?
VIII этап. Домашнее задание.
По выбору:
- нарисовать свою семью вместе с родственниками;
- нарисовать родословное древо своей семьи;
- подготовить рассказ о своей семье;
- принести видеозапись, фотографии: “Я и моя семья”.
Литература:
- Ю.А. Барышева, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан “Методические рекомендации для учителя.” Москва. “Баласс”. 2001 г.
- “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы ( 1 – 4 )”. Москва. “Просвещение”. 1994 г.
- Ю.Г. Илларионова “Учите детей отгадывать загадки”. Москва. “Просвещение”. 1985 г.
- Т.А. Ладыженская “Речь. Речь. Речь.” Москва. “Педагогика”. 1990 г.
- Русские пословицы и поговорки по изданию: “При солнышке тепло, при матери добро”. Москва. “Детская литература”. 1974 г.