Всегда с большим увлечением осваивала технологию совершенствования речевой деятельности, стараясь проследить, какие эффективные условия нужно соблюдать для этого. Дети учатся с помощью родного языка творить чудеса. Для этого нужно весёлое сотворчество, т.е. надо учить серьезным вещам, но так, чтобы ученикам было интересно. Мы с детьми учимся осваивать речевое мастерство, путешествуя по стране Словографии, успевая побывать на Знакомой улице, на проспекте Любознательных, в море Веселья, добираемся и до речки Говорушки.
Часто пробуем себя в роли писателей и поэтов, это пробуждает любовь к родной речи, к поэтическому слову, учимся творчески мыслить, принимать нестандартные решения, пробуждает желание создавать что-то новое, неповторимое, дает почувствовать радость открытия… Многие дети пишут замечательные стихи, сочиняют сказки, загадки, небылицы. Творческие работы детей печатались в журнале «Мурзилка», очень часто – на страницах местных газет. Это развивает художественный вкус, воспитывает талантливых людей, ведь творческий импульс уже получен.
Конспект урока риторики.
Раздел – Преподавание в начальной школе.
Учебные дисциплины – Речь и культура общения.
Тема: Лексика. Слова-родственники, слова-друзья (синонимы), антонимы, омонимы.
Цели: Создать условия для развития речи детей, расширить их словарный запас, формировать коммуникативные умения.
Задачи:
1. Повторить сведения о слове, его лексическом значении;
2. Учить различать родственные слова и синонмы; синонимы и антонимы; повторить знания об омонимах;
3. Показать роль синонимов и антонимов в построении текстов повествовательного и описательного характера;
4. Развивать устную речь и мышление учащихся;
5. Развивать интерес к родному слову.
Оборудование:
- самодельная карта:
- страна Лексика, Словоград.
- улица Родственников.
- улица Друзей.
- улица Противоположностей.
- улица Омонимов.
- Карточки со словами: синонимы, антонимы, омонимы.
- Карточки со стихами К.И.Чуковского,
- Карточки с отрывками из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца».
Ход урока:
1. Аутотренинг
- Сегодня хмурый осенний день.
- Но на душе у меня легко и спокойно.
- Со мной мои друзья.
- Меня ждет интересный урок риторики.
- Риторика помогает развивать речь.
- Это важный и нужный урок.
- Постараюсь работать хорошо.
- Буду радовать окружающих.
2. Целевая установка.
- Сегодня мы отправляемся в
путешествие. Побываем в удивительной стране с
прекрасным названием Лексика.
- Прочитайте как называется столица этой
волшебной страны. (Словоград)
- Как вы думаете, кто живет в этом городе?
- Во время путешествия мы вспомним много
интересного о словах.
- Сядьте удобно. Поехали. (Звучит песня «Мы едем,
едем, едем в далекие края…»)
3. Повторение пройденного.
- Пока едем, предлагаю вспомнить: из
чего состоят слова? (Из звуков, из букв)
- А вот и первые встречающие (буквы в наборном
полотне:
н ь е д
г о д а п о
р е т в е).
- Можно ли считать, что это жители
Словограда? Почему?
- Составьте из этих букв слова и объясните их
значение:
день – время суток;
погода – какая она бывает?
ветер – что он делает?
- Каждое слово имеет значение.
4. Путешествие по улицам города.
- Мы въезжаем в Словоград.
а) Улица Родственников.
- Как вы думаете, которые слова живут на этой улице? (На доске – 2 столбика слов)
старый ветхий дряхлый древний |
старый старик старушка старость |
- Почему? (Дети доказывают, что слова
второго столбика – родственные)
- Следующее задание будем выполнять на карточках.
Прочитайте стихотворение К.И.Чуковского и
найдите в нем родственные слова. Расселите их в
домики на улице Родственников.
Стихотворение К.И.Чуковского:
Чтобы ходики ходили,
А будильники будили,
И всегда любой из нас
Точно знал, который час,
По каким часам вставать,
По каким часам в кровать, –
В часовой мастерской
Чинят время день-деньской.
Входит с жалобой старушка:
- Как же мне не горевать!
Из моих часов кукушка
Перестала куковать… -
Всё понятно старику,
Старику часовщику.
Из окошечка резного
Снова слышится: «Ку-ку!»
- Назовите родственников. ( Час, часы, часовщик,
часовая.)
- Докажите, что они живут в одном домике.
- Слово «чесать» тоже просится в этот
домик. Оно родственник? Почему?
- Какие ещё родственники живут на этой улице?
(старик, старушка).
- Продолжите ряд родственных слов: старость,
старенький, состарился…
- Слова «пожилой» и «дряхлый» их родственники?
Почему? (аналогично расселяются в домике слова:
ходики будильники кукушка |
ходили будили куковать |
Вывод: Расскажите, что вы знаете о словах родственниках. Приведите свои примеры.
б) Улица Друзей
- Переходим на следующую улицу. Как она
называется?
- Какие интересные здесь домики: они очень похожи
один на другой, но отличаются какими-то деталями.
Живут в этих домиках слова, чем-то очень похожие.
(Старый, ветхий, дряхлый, древний.)
- Как они называются? (Синонимы.) Синоним – от
греч. слова «одноименный»
- Что вы знаете о синонимах?
это слова близкие по значению;
отвечают на один и тот же вопрос;
различаются оттенками значений;
помогают разнообразить нашу речь;
позволяют убрать повторы;
помогают объяснить значение слов;
- Чем синонимы похожи на родственные
слова? Чем они от них отличаются?
- Синонимы – это слова-друзья. Они помогают точно
выражать мысли, избегать повторов. Сейчас мы в
этом убедимся. Вспомните сказку
Д.Н.Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца» -
прочитайте отрывок из этой сказки и определите
какого типа этот текст. (Отрывок дан на карточках)
«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут» Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!
- Докажите, что это текст – повествование. Найдите в тексте синонимы.
собрались сбежались приплелись |
хихикнули засмеялись улыбнулись |
- Представьте, что этих слов-друзей в тексте не будет. Вот что тогда получится. (Подготовленный ученик читает новый текст.)
«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут» Прибежали старые зайцы, прибежали маленькие зайчата, прибежали старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Засмеялись молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, засмеялись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Какие ошибки в построении текста-повествования
помогли исправить синонимы? (Повторы.)
в) Улица Противоположностей.
- Мы на следующей улице. Обратите
внимание на домики, в которых живут слова. Какого
цвета домики? (Белые и черные – противоположные
по цвету.)
- Какие слова живут в этих домиках?
(Противоположные по смыслу.)
- Как их называют? (Антонимы)
- Это слово произошло от греческих слов анти –
против и онима – имя, слова противоположные по
смыслу.
- Приведите примеры антонимов. Не забудьте, что
они отвечают на один и тот же вопрос, но
противоположные по значению.
- На улице антонимов в белых домиках живут
веселые светлые слова, а в черных – прямо
противоположные по смыслу – скучные-мрачные.
Интересное событие произошло однажды на этой
улице. Дело в том, что слова из черных домиков
очень не любили осень. Они решили объединиться и
рассказать о том, как скучно осенью. Прочитайте,
как они назвали текст. (Хмурый осенний день.)
- Как вы думаете, текст какого типа они составили?
- Прочитайте текст-описание так, чтобы стало ясно,
как скучно осенью. (Текст написан на доске.)
Хмурый осенний день. Сегодня холодный пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет осенний мелкий дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Под ногами грязь. Скучная, унылая пора!
- Прочитали этот текст слова из белых
домиков и возмутились: «Не согласны! Разрешите
нам встать на ваши места в тексте, обратились они
к словам из черных домиков, - и мы покажем, какая
это прекрасная пора – осень!» (идет замена
выделенных слов).
- Советую опустить некоторые предложения или
заменить на новые.
- Прочитайте получившийся текст.
Ясный осенний день. Сегодня теплый, солнечный день. Стоит ясная погода. Дует слабый ветерок. Небо прозрачное, высокое. Под ногами шуршат сухие листья. Чудесная пора!
- Что описали жильцы белых домиков?
- Что общего в этих описаниях?
- Чем они отличаются?
- Какие слова помогли создать такие непохожие
тексты?
Вывод: Антонимы помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картины, передать разные чувства и настроения.
г) Улица Омонимов.
- Закончим мы наше путешествие на улице
Омонимов. Вспомните, что такое омонимы.
- Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и
написанию, но разные по значению.
- Приведите примеры омонимов. (Девичья коса –
острая коса; горький лук – тугой лук.)
- Слово омоним произошло из двух греческих слов:
омос – одинаковый и онима – имя.
- Работать будете по группам. Послушайте задание:
найдите омонимы и запишите их в таблицу.
Слова, не связанные по смыслу
Одинаково звучат и пишутся | Одинаково звучат, пишутся по-разному | Одинаково пишутся, звучат по-разному |
|
1. Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.
2. Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
3. Сложный код. Пушистый кот.
- Представители от каждой группы, зачитайте слова каждого столбика. Докажите, что это омонимы.
5. Итог урока или узелки на память.
- В какую страну мы совершили путешествие?
Лексика – это словарный запас какого-либо языка (например, русского). Каждое слово имеет значение. Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допустить ошибок в речи.
- Чем удивительна страна Лексика?
6. Домашнее задание.
- Дома ещё раз побывайте в стране под названием Лексика, вспомните всё о синонимах, антонимах и омонимах. Приведите примеры.