Много воды утекло со времён первого логопеда – легендарного греческого оратора Демосфена, но миссия педагога такого профиля до сих пор является исключительной. У настоящего логопеда – разум педагога, душа психолога, голос, жесты и мимика актёра, руки целителя и сердце гуманиста.
Уважаемые коллеги!
Всех нас серьёзно беспокоят некоторые проблемы современного коррекционного обучения:
- увеличение количества детей, страдающих дефектами речи;
- узкая сеть каналов коррекционной помощи или полное её отсутствие в отдалённых населённых пунктах;
- недостаточный уровень развития вербальной (словесной) памяти у дошкольников;
- отсутствие рабочего пособия для домашних коррекционных занятий, вызывающих особый познавательный интерес и положительный эмоциональный отклик у дошкольников;
- занятость родителей, тормозящая коррекционный процесс;
- низкий уровень физического и психического здоровья современного дошкольника.
Предлагаю вашему вниманию авторское коррекционное пособие для дошкольника – рабочий альбом “Ра-Ду-Га” (Раскрашивай – Думай – Г[а]вори) по коррекции речи, развитию памяти и ручной моторики, который позволяет безболезненно решать эти вопросы.
К пятилетнему возрасту речь ребёнка должна быть в основном сформирована. Если же есть проблемы – малышу поможет это коррекционно-развивающее пособие. Главное преимущество такого альбома перед общей тетрадью: он ориентирован не на помощь взрослого, а на самостоятельную коррекционную работу самого ребёнка, даже не умеющего читать.
Дидактическим фундаментом коррекционно-развивающего пособия являются следующие принципы:
- соответствие коррекционно-развивающих заданий, полученных на логопедическом занятии, графическому варианту на странице рабочего альбома;
- автодидактизм (самообучаемость);
- логопедическая системность и последовательность;
- индивидуальная артикуляционная дозировка;
- наличие положительного психологического настроя: альбом – умный друг, помощник для ребёнка в преодолении дефектов речи и задержки психомоторных процессов;
- возрастная и индивидуальная приемлемость коррекционных, развивающих, оздоровительных и изобразительных приёмов;
- учёт интереса дошкольников к рисованию как основной продуктивной деятельности у детей 5-6 лет.
Одна страница альбома представляет собой универсальный комплекс развития логического мышления, внимания, памяти (образной, зрительной, моторной), коррекции речи, формирования ручной умелости и сенсорных представлений ребёнка. Рабочий альбом содержит систему артикуляционных упражнений, коррекционный речевой материал: от постановки изолированного звука – до дифференциации контрольного звука в рассказе, словесные дидактические игры, задания по звуко-буквенному анализу (что является залогом школьной грамотности), развивающие память поэтические тексты: стихотворения, считалки, загадки, пальчиковые игры и массажи, а также природосообразные технологии, подобранные логопедом для исправления определённого дефектного звука, с учётом индивидуального психофизического развития ребёнка. Каждое задание сопровождается рисунками или символами с заданным цветом; рамочка на странице выполняется фломастером, а обведение контура рисунка и его штриховка требуют работы только цветными карандашами.
Так выполнение задания становится даже для пятилетнего малыша увлекательной игрой, в которой он непременно окажется победителем! Необходимо поощрять малейшие его успехи и быть терпеливым при временных неудачах. Ребёнок получает свежую рабочую страницу не реже двух раз в неделю.
В психологическом портрете выпускника речевой группы детского сада вырисовываются такие важные черты будущего ученика, как старательность, вдумчивость, логическое мышление, креативность, эмоциональная выразительность и, самое главное, самостоятельность.
Учебное пособие позволяет специалистам дошкольного учреждения отслеживать промежуточные результаты коррекционно-развивающих воздействий. Логопед обследует речь ребёнка по данному альбому в середине и в конце учебного года. Психолог с помощью этого пособия имеет возможность диагностировать вербальную память дошкольника с опорой на графические изображения. Воспитатель же может судить об уровне развития у ребёнка некоторых изобразительных навыков: направленность и равномерность наложения штрих-линий, соблюдение контурной линии при штриховке.
Использование такого коррекционно-развивающего пособия уместно не только на индивидуальных, но и на групповых логопедических занятиях в общеобразовательных и специализированных (речевых) дошкольных учреждениях. Данный подход обеспечивает стойкий познавательный интерес и положительный эмоциональный настрой ребёнка на коррекционных занятиях, проводимых с использованием рабочего альбома. Он эффективно обеспечивает коррекционную направленность, учитывает возрастные и психофизические особенности детей-логопатов. Всё это позволяет получить оптимальные результаты в исправлении дефектной речи и развитии познавательных процессов ребёнка-дошкольника.
Не менее значимы для логопедической практики используемые инновационные природосообразные технологии, направленные на повышение функциональных возможностей центральных и периферических отделов речевой системы: активизация речевой моторики с помощью аква- и криопроцедур, “ручной” артикуляции; дыхательная гимнастика с использованием запахов лечебных трав (ароматерапия) и др. Помимо оздоровительного эффекта, данные приёмы работы способствуют коррекции дефектного звукопроизношения, нормализует просодику речи.
Вот некоторые из них, апробированные в коррекционно-развивающем обучении дошкольников.
“Массаж… мозга”
Различные виды речевой недостаточности органически связаны с заторможенной деятельностью рече-двигательного и рече-слухового центров коры головного мозга. Разрешение этой проблемы в логопедической практике мне подсказала скромная по размерам заметка “Массаж… мозга”:
“Изучая рефлекторные связи языка и полости рта, специалисты одного из московских институтов пришли к выводу, что продолжительное (5–10 минут) полоскание рта оказывает определённое влияние на деятельность центральной нервной системы. Исследования показали, что начало полоскания у большинства здоровых и больных людей сопровождается активизацией процессов возбуждения. Потом, в момент выделения жидкой слюны и особенно при завершении полоскания, на энцефалограмме усиливаются медленные потенциалы, более регулярным и выраженным становится альфа-ритм. Такие сложные изменения можно сравнить со своеобразным массажем мозга, оказывающем весьма благотворное влияние на протекающие в нём процессы.”[1]
Итак, у ребёнка в руках стакан кипячёной воды комнатной температуры. Под ритмичную музыку начинаем полоскание рта. У четырёх-семилетних детей эта процедура занимает 3–5 минут в утренние часы (за час-полчаса до завтрака). Логопед приговаривает при этом: “Просыпаются щёки, просыпаются губы, просыпается язык! Просыпайся, ум! Пробуждайся, речь!”. За несколько месяцев ежедневного применения данной аквапроцедуры дети становятся более любознательными, рассудительными, находчивыми; значительно улучшается память.
Попробуйте вместе с нами! Это так просто и в то же время эффективно для активизации речевой моторики и мыслительных процессов.
“Ручная” артикуляция.
У человека достаточно хорошо развит язык жестов. У глухих жестикуляция заменяет саму речь. Современные логопеды в коррекционной практике учитывают эффективность разумного комплекса: ручная моторика - речь - мышление (руки - язык - мозг). Ежедневно практикуя эту разумную связь в пальчиковых играх, мне как логопеду пришлось задуматься над занимательным вопросом: могут ли руки помочь языку усвоить артикуляционные позы для каждого дежурного звука? Ответ прояснился вскоре: “Да, руки помогут языку говорить правильно и красиво!”
Для детского интереса в коррекционном приеме включаем водопроводный кран. Теперь, как у “водопада”, ребенок старается усилием голосовых связок “перекрыть” шум падающей воды – таким образом, прием способствует и развитию силы голоса.
Руки же изображают позы и выполняют движения, аналогичные артикуляционным позам. Руки более ловкие и умелые, чем непослушный язык у ребенка с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому в игровой ситуации говорю детям: “Язык учится у рук быть таким же ловким и умелым”. А вода позволяет проводить коррекцию в оптимальном варианте.
Для каждой группы звуков существует свой артикуляционный уклад. Этот логопедический принцип строго соблюдается в коррекционном приеме “ручная” артикуляция. Предшествующий и последующий звуки кинематическим эскортом “подтягивают” правильную артикуляцию дежурного звука.
При коррекции свистящих звуков прямые, ровные ладони “растирают” водную струю, а губы растянуты в улыбку и ровный, спокойный язык “отдыхает” за нижними зубами. Ребенок проговаривает образцы фонетической ритмики (звук, слоги, слова, фразы, чистоговорки, стихотворения, скороговорки):
- с-с-с-с...
- ыссссы - ыссссы - ысссы - ыссссы ...
- ыссссы - усы у киски для красы и т.п.
Аналогичная аквапроцедура проводится со звуками [СЬ], [З], [ЗЬ], [Ц] – с соответствующим речевым материалом.
При коррекции шипящих звуков ладони в позе “чашечки” наполняются водой; губы вытянуты “хоботком” и язык-“чашечка”. Одновременно ребёнок вслед за логопедом проговаривает примеры фонетической ритмики:
- ш-ш-ш-ш…
- ушшшу - ушшшу – ушшшу - ушшшу…
- ушшшу-шутку Шурику пишу;
- ушки на макушке, у подушки – брюшки, пушки на опушке и т.п.
Аналогичная аквапроцедура проводится со звуками [Ж], [Ч], [Щ].
При коррекции звука [Л] кулачки сжимают струю и поднимаются навстречу течению, “как по канату”, усиливая твёрдость дежурного звука; язык-“парус”. Ребёнок по примеру логопеда проговаривает речевой материал:
- л-л-л-л…
- дылы-дылы-дылы-дылы…
- дылы - Мила с мылом мыла полы;
- стихотворение “Белый снег. Белый мел…” и т.п. (аналогично – со звуком [ЛЬ] ).
При коррекции звука [Р] пальчики “скачут по мокрой дорожке” – по струе снизу вверх; язык “цокает, как лошадка”. Ребёнок вслед за педагогом проговаривает:
- р-р-р-р…
- дыры-дыры-дыры-дыры…
- дрова, дрожжи, друг, драка, дракон и т.п.;
- трава, труба, тропа и т.п.;
- чистоговорки;
- стихотворения;
- скороговорки.
Аналогичная аквапроцедура проводится со звуком [РЬ].
Ароматерапия в дыхательной гимнастике
(сильное и здоровое дыхание с использованием лечебных запахов)
История ароматерапии насчитывает более 5000 лет. В настоящее время этот метод приобрел второе дыхание, и все больше людей пользуются его целительным воздействием. Ароматерапия позволяет нам, используя возможности природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой.
В дыхательной гимнастике на коррекционном занятии с дошкольниками используются самые доступные ароматы: пихтовый, цитрусовый, ванильный. Они сменяют друг друга через каждые две недели.
Каждый аромат оказывает свое терапевтическое действие: пихтовый – освежает, бодрит, дезинфицирует; цитрусовый – освежает, стимулирует, очищает, гармонизирует; ванильный – успокаивает, гармонизирует. [2]
В формировании речевого дыхания есть непререкаемые правила: плечи опущены, короткий вдох через нос, продолжительный выдох через рот. На выдохе произносим слоговицы с дежурным звуком – таким образом, уплотняем этапы и экономим время на коррекционном занятии.
Слоговицы представляют собой фонетический эскорт для контрольного звука. Выбор предшествующего звука неслучаен: он определяет артикуляцию языка и губ данной группы звуков, а последующий гласный влияет на твердость - мягкость впереди стоящего согласного.
Звуки [ы-и] – позволяют губы держать в улыбке, а язык за нижними зубами – для группы свистящих звуков:
• [с] – ысы, ысэ, ыса, ысо, ысу;
• [сь] – иси, исе, ися, исё, исю;
• [з] – ызы, ызэ, ыза, ызо, ызу;
• [зь] – изи, изе, изя, изё, изю;
• [ц] – ыцы, ыце, ыца, ыцо, ыцу.
Звук [у] – оформляет губы в “трубочку”, “хоботок”, делает щеки худыми, впалыми и способствует верной направленности выдыхаемой струи - по середине языка, что и позволяет произнести красивые шипящие звуки:
• [ш] – ушу, ушо, уша, ушэ, уши;
• [ж] – ужу, ужё, ужа, уже, ужи;
• [ч] – учу, учё, уча, уче, учи;
• [щ] – ущу, ущё, уща, уще, ущи.
Звук [д] – верхнего подъема, т.е. язык за верхними зубами – именно там, где образуются сонорные звуки [л, ль, р, рь]:
• [л] – длы, длэ, дла, дло, длу;
• [ль] – дли, дле, для, длё, длю;
• [р] – дры, дрэ, дра, дро, дру;
• [рь] – дри, дре, дря, дрё, дрю.
Гласные звуки [ы, э, а, о, у] – делают предыдущий согласный твердым, а буквы И, Е, Я, Ё, Ю – мягким.
Вы никогда не задумывались над вопросом: каких движений человек делает больше всего? Ну конечно, не общефизических, даже не артикуляционных. Правильно, дыхательных. Вдох-выдох, вдох-выдох – в среднем до 40 дыхательных движений в минуту, а ребенок и того чаще. И так каждую минуту, каждый час, каждые сутки, всю жизнь до последнего выдоха...
Вдыхаем запах – и чувствуем ароматический душ лечебного действия. Это ароматерапия. Так дышите на здоровье! И учитесь говорить красиво по этой инновационной методике.
Нетрадиционные приёмы в преодолении речевого запинания
Музыкотерапия (артотерапия) в минуты пробуждения и во время коррекционных занятий наполняет чувства чарующими мелодиями умиротворения и жизнерадостности, спокойствия, уверенности и целеустремлённости. Пусть звучит классическая исцеляющая музыка Чайковского П.И.(“Времена года. Осенняя песня.”), Бетховена Л.В. (“Лунная соната”), Шопена (“Ноктюрн № 2”), Баха, Штрауса, Огинского, Моцарта, Грига и др.!
Ароматерапия позволяет, используя возможности природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой. Успокаивающим действием обладают запахи укропа, герани, ромашки, мелиссы, ванили. Расслабляющее действие оказывают запахи ромашки, лаванды, мелиссы, мимозы, апельсина, ванили, кедра. Антистрессовую защиту несут запахи герани, лаванды, мимозы. Укрепляющую поддержку оказывают запахи лаванды, мелиссы, мяты, кедра, лимона.[2] Дышите на здоровье!
Цветотерапия предлагает заикающимся использовать преимущественно жёлтый цвет в одежде, интерьере и т.д. Именно жёлтый цвет наполняет человека животворящей энергией, он связан со всей нервной системой, стимулирует интеллектуальные способности человека.
Занятия спортом являются одним из коррекционных приёмов преодоления заикания. Полезнее всего заниматься теннисом и плаванием. Именно эти виды спорта лучше всех снимают напряжение, улучшают дыхание. А вот бокс, хоккей, футбол – противопоказаны, так как усиливают напряжение и нарушают дыхание.
Фитотерапия в помощь заикающимся советует следующие рецепты:
- смесь мумиё с мёдом в пропорции 1:5, 1:8 по 0,2 г экстракта принимать в течение 4 месяцев; [3]
- отвар измельчённых листьев костяники: 2 столовых ложки листьев залить 1 стаканом воды, кипятить на слабом огне 5 минут, остудить, процедить; принимать по одной третьей стакана 3–4 раза в день натощак, за 20 минут до еды; лечение необходимо вести в течение 4 месяцев (приём – 2 недели, перерыв –1 неделя и т.д.). [4]
Список литературы:
1
. Журнал “Здоровье” (рубрика “Особые зоны организма”). – 1989, №5, с.17;2. Ваниорек Л., Ваниорек А. Ароматерапия. – М., “Интерэксперт”, 1995 /пер. с нем./ ;
3. Минеджян Г.З. Сборник по народной медицине и нетрадиционным способам лечения. – М., “Арена”, 1993;
4. Махов. Зелёная аптека. – Красноярск, 1986.
Желаю своим коллегам неиссякаемого терпения, успешного творческого поиска и счастья в преодолении трудных педагогических дорог!