Мы вступили в третье тысячелетие. Каким оно будет, зависит от нас, ныне живущих. От того, как мы сможем воспитать подрастающее поколение. Сегодняшняя традиционная школа уже не обеспечивает запросы стремительно изменяющейся жизни современного человека. Живущим ныне необходимо иметь качества, позволяющие быстро ориентироваться в мощном потоке захлестывающей информации, оперативно действовать в ситуации выбора, осмысленно вести поиск вариантов решения любой жизненно важной проблемы. Поэтому современное образование должно быть другим. Ученые и педагоги страны решение этой проблемы видят в изменении концептуальных основ образования. В изменении мировоззрения самих учителей. Сегодня должна остаться невостребованной школа, дающая готовые знания, сегодня нужна школа с развивающим обучением, которая учит добывать знания, открывать их путем поиска, которая развивает интеллектуальные и креативные способности учащихся.
Думается, что Алданская гимназия во многом уже сегодня соответствует понятию новой школы. Развивающее обучение в которой обеспечивается учебными программами “Школа 2000…” Л.Г. Петерсон, “Школа - 2100” Е.В. Бунеевой, разноуровневыми программами по предметам, системой дополнительного образования младших школьников и рядом развивающих курсов неучебного характера. Обеспечивая современные подходы в образовании и воспитании, я, как и большинство моих коллег, разделяю точку зрения многих знаменитых отечественных и зарубежных ученых о том, что каждый маленький ребенок считается способным или одаренным. Если придерживаться этой точки зрения, то в моем классе 17 способных и одаренных детей. Изучение и диагностика интеллектуального потенциала учащихся подтвердили это.
50% учащихся на момент диагностики (1 класс, сентябрь) имели общие интеллектуальные и академические способности.
80% учащихся - специальные способности (литературные, музыкальные, хореографические организаторские, изобразительные, конструкторские, духовные, психомоторные).
Таким образом, 30 % учащихся имели общие интеллектуально - академические и специальные способности.
Как развивать конкретно каждого ребенка при таком многообразии способностей? Кафедра начального обучения нашла решение этой проблемы применительно к условиям гимназии, ее кадровому и финансовому обеспечению.
Развитие специальных способностей обеспечивают высокопрофессиональные учителя дополнительного образования через систему клубов по интересам: “Радуга” - вокальный; “Олененок” - изучение культуры народов Севера; “Мастерица” - изготовление разного рода творческих работ; “Акварелька” - изостудия; “Непоседы” - хореографический; спортивный. Все клубы входят в состав Детского объединения “Родничок”.
Развитие общих интеллектуальных и академических способностей учащихся осуществляется на развивающих уроках проблемного характера, занятиях развивающего курса по моделированной программе “Интеллектуальная культура”, в дополнительном образовательном пространстве филиала НОУ (научного общества учащихся) Алданской гимназии “Эрудит”. Все развивающие курсы и филиал НОУ Алданской гимназии “Эрудит” входят в состав МАН (Малой Академии Наук).
На занятиях “Интеллектуальная культура” присутствуют все дети, т.к. нет гарантии, что первичная диагностика способностей не будет претерпевать изменений. Курс представляет собой систему занятий, на которых решаются интеллектуальные, логические, занимательные и т д. задачи неучебного характера. Отличительной чертой курса является не усвоение каких-то конкретных знаний, умений, а развитие интеллектуальных и креативных способностей учащихся младших классов. Формой организации занятий со способными и одаренными детьми является модель “Свободного класса”.
В системе свободных занятий упор делается на индивидуальной и групповой исследовательской деятельности, в результате которой формируются такие учебные навыки высокого порядка, как умение анализировать, вести поиск вариантов решения проблемы, находить признаки сходства и различия по ряду признаков и т.д.
Материал для тренировочных занятий используется весьма разнообразный. Особенно ценными являются логические задачи Н. Копытова, А. Зака, Г. Айзенка и др. Решение задач чисто логического типа, в известной мере, моделирует решение научной проблемы, т.к. сначала исследователь сталкивается в задаче с массой разобщенных данных. Иногда просто невозможно сделать какие-то определенные заключения. Обычно детям приходится выдвигать так называемую рабочую гипотезу. Правильность гипотез устанавливается путем сопоставления полученных результатов с исходными данными задачи. Если на этом этапе работы вскрывается несоответствие теоретических выводов фактам, исследователь отвергает гипотезу, заменяет ее другой и начинает рассуждение заново. На этом этапе решения логических задач обычно возникают самые горячие споры, т.к. каждому маленькому исследователю кажется, что именно его гипотеза истинна. Это очень важно – дети учатся мыслить, рассуждать, доказывать свою мысль. Кроме того – это прекрасный момент для воспитания культуры общения. Дети учатся слушать другого, уважать мнение товарища, быть терпимым, зная, что каждый имеет право на ошибку. Наконец гипотеза нашла свое подтверждение. Но это еще не говорит о том, что задача решена. Необходимо исследовать полученные выводы, чтобы выяснить, однозначны ли они, нет ли других вариантов решения. И только тогда, когда становится ясно, что найденное объяснение экспериментальных фактов является единственно правильным, исследователь может считать задачу решенной. Алгоритмы решения логических задач довольно разнообразны, но все они развивают учебные навыки высокого порядка как предпосылки развития высоких интеллектуальных и поисково-исследовательских способностей.
Поэтому алгоритм выполнения поисково-исследовательской, пусть даже реферативной, работы детям младших классов понятен, они его прочувствовали в процессе решения логических задач различной степени сложности.
Таким образом, в гимназии учащиеся начальных классов практически уже готовы к исследовательской деятельности. Поэтому три года назад стало возможным организовать творческое научное общество учащихся начальных классов “Эрудит”. НОУ “Эрудит” является филиалом НОУ гимназии. НОУ имеет свою структуру, определены этапы ее становления и развития, основные направления, определены планы-проспекты программ индивидуальной исследовательской работы учащихся начальных классов. В прошлом учебном году одна ученица класса успешно защитила свою исследовательскую работу на научно-практической конференции в Алданской гимназии и получила сертификат с оценкой “отлично”. 6 творческих работ эвристической направленности получили оценку “отлично” за высокую степень творческости в работах.
Ежегодно учащиеся класса занимают призовые места в гимназических, районных олимпиадах. В 2003 в Республике Саха (Якутия) проходили традиционные олимпиады по русскому языку и математике для учащихся начальных классов. Призовые места в республиканской олимпиаде заняли 4 ученика из класса. Два ученика разделили первое место, а один занял второе место по математике, по русскому языку третье место занял один ученик.
Результатом системной и целенаправленной работы по развитию интеллектуальных и поисково-исследовательских способностей учащихся является рост качества знаний и уровня интеллектуальных способностей. Итоговые диагностические работы показали следующие результаты (количество учащихся в классе 17 человек).
Уровни |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
Качество знаний |
5 класс |
Качество знаний |
6 класс |
Качество знаний |
1 уровень - низкий |
5 уч-ся |
4 |
3 |
76 % |
3 |
80 % |
3 |
80 % |
1 уровень - низкий |
10 |
5 |
4 |
4 |
4 |
|||
1 уровень - низкий |
1 |
6 |
7 |
7 |
7 |
|||
1 уровень - низкий |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Как видно из таблицы, количество учащихся с низким и средним уровнем развития интеллектуальных способностей уменьшается, а с высоким и высшим - повышается, процент качества знаний в начальных классах составляет 76 %. В пятом классе учащиеся подтвердили мои предположения: количество учащихся по уровням оставалось прежним, но качество знаний значительно возросло до 80 %. Шестой класс эти дети закончили с таким же качеством знаний. Я смею предположить, что такая непривычная ситуация при всех сложностях адаптационного периода в среднем звене могла сложиться в силу того, что в период обучения в начальной школе были созданы все условия для развития творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. А система дополнительного образования способствовала развитию одаренности учащихся младшего школьного возраста.