Цель урока: научиться решать уравнения с параметром линейного вида.
Ход урока:
- ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- НАЧНЕМ УРОК С УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
Выполненные на отдельных листах упражнения из домашнего задания, вывешиваются перед уроком на специальной доске для самопроверки.
- Решите логическую задачу.
- Найдите корни уравнения
- При каких значениях b число 3 является корнем уравнения?
- Что значит решить уравнение с параметром? (Под решением уравнения f(x;a)=0
- Решите уравнение с параметром:
- Назовите одно из решений уравнения .
- На крыльце дома сидят мальчик и девочка. Саша говорит:”Я – девочка”. Женя говорит: “Я – мальчик”. Если по крайней один из детей врет, то кто из них мальчик, а кто девочка? (Если один из детей врет, то врет и второй. Следовательно, Саша – мальчик, а Женя – девочка.)
На конференции 85% делегатов знают английский язык и 75 % испанский. Какая часть делегатов знают оба языка?
(85% + 75%=160%, что на 60% превышает общее число делегатов конференции. За счет чего образовался излишек? За счет тех людей, которые оба языка знают, - их мы посчитали дважды. Таким образом, оба языка знают не менее 60 % делегатов конференции.)
а) 1 + х = 2 – х, (0,5)
б) 9х - 4 = 9х + 5, ( ø )
в) 3х + 1 = 3х + 1. (х принадлежит R)
а) bx = - 6, (b =- 2)
б) 8x = 3b. (b = 8)
с параметром а будем понимать систему значений х и а из области определения уравнения, обращающую его в верное числовое равенство)
а) , (если m = 0 то x принадлежит R; если m <> 0, то решений нет)
б) , (х = а/4)
в) (если а = 0, то решений нет; если а не равен 0, то х = а/4).
- РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Сегодня мы посвятим урок решению задач с параметром аналитическим и графическим способами.
№1. Решите уравнение:
Решение:
- Если а = 0, решений нет.
Если а не равно 0, преобразуем уравнение: а+х = а2 + ах,
х - ах = а 2 - а,
(1 - а) х = а (а - 1),
(а - 1) х = - а (а - 1).
2) Если а - 1 = 0,
а = 1, тогда
х принадлежит R.
3) Если а не равно 1, а <> 0, х = - а.
Для удобства записи ответа сделаем рисунок решений
Ответ: если а = 0, то решений нет, если а = 1, то х– любое число, если а? 0, а? 1, то х=- а.
Дадим геометрическую интерпретацию уравнения
Работа с графиком:
Назовите пары решения уравнения
Например: а = 1, х = 2,
а = 1, х = 3,
а = - 2, х = 2,
а = 5, х = - 5.
№ 2 Отцу 40 лет. Через сколько лет отец будет в два раза старше сына?
Решение:
Пусть сыну а лет. Пусть через х лет отец будет в два раза старше сына.
х + 40 (лет) будет отцу, а + х (лет) будет сыну. Т.к. по условию задачи отец будет в два раза старше сына, то 40 + х = 2 (а + х),
40 - х = 2 а,
х = 40 - 2 а.
По смыслу задачи а >= 0, но 40 - 2 а >= 0, а значит а < 20. Следовательно, условию задачи удовлетворяют значения 0 <= а <= 20.
Ответ: 40 - 2 а, где 0 <= а <= 20.
Вопрос: Если сыну 16 лет, через сколько лет отец будет в два раза старше сына?
(а = 16, х = 8)
№ 3 Решите уравнение двумя способами: | x + 2| =a.
1 способ. Аналитический
00У: а принадлежит R, x принадлежит R.
1. Если а = 0; | х + 2| = 0,
х = - 2.
2. Если a < 0, | x + 2| = a,
ø .
3. Если a > 0, x + 2 = a или х + 2 = - а,
х = а - 2, х = - а - 2.
Ответ: если a < 0, то решений нет;
если а = 0, то х = - 2;
если a > 0, то х1 = а - 2.
х 2 = - а - 2.
2 способ. Графический
Построим в одной системе координат графики функций у = | х + 2| и у = а.
у = | х + 2| ,
Если a > 0, то у = - х - 2, или у = х + 2,
у = а, у = а,
- х - 2 = а, х + 2 = а,
х = - а - 2; х = а - 2.
Ответ: еслиa < 0, то решений нет;
если а = 0, то х = - 2;
если a > 0, то х1 = а - 2.
х 2 = - а - 2.
№ 4 Самостоятельно с последующей проверкой на доске.
При каком значении а уравнение имеет один корень?
а) | х| + | х - а | = - 3,
б) | х| + | х - а| = 0,
в) 2| х| + | х - 1| = а.
Решение:
а) | х| + | х - а | = - 3,
Ответ: при любом а корней нет, т.к. сумма двух неотрицательных чисел есть число неотрицательное.
б) | х| + | х - а | = 0,
Ответ: при а = 0, единственный корень х = 0.
в) 2 | х| + | х - 1 | = а.
Это уравнение решить аналитически трудно. Попробуем решить его графически.
Построим в одной системе координат графики функций: у = 2 | х| + | х - 1 | и у = а.
у = 2 | х| + | х - 1 |
Если х < 0, y = - 2x - x + 1,
y = - 3x + 1.
Если 0<= x<1, y = - x + 1,
y = x + 1.
Если x >= 1,y = 2x+x- 1,
y = 3x - 1.
Ответ: при а = 1 уравнение имеет единственный корень х = 0.
№ 749 (4) Повторение действий с многочленами. № 737 Текстовая задача.
При каком значении а уравнение 3 | х - 1| + | х - 2| = а не имеет корней?
Необязательное задание: найти натуральное число А, если известно, что из трех данных утверждений два верно, а одно – нет. 1) А + 7 – точный квадрат,
2) последняя цифра А равна 1, 3) А - 8 – точный квадрат.