Тематическое планирование занятий кружка "Листая времени страницы"

Разделы: Внеклассная работа


Общение с искусством - это не только познание и осмысление многовекового человеческого опыта, но и активное формирование у детей идеалов, которые стимулируют более быстрое и гибкое развитие мышления, совершенствуют коммуникативные навыки учащихся, развивают их творческий потенциал.
Для того, чтобы вырастить гражданина с активной жизненной позицией, человека способного достигать своих целей и самостоятельно строить свою жизнь, опираясь на опыт предшествующих поколений, необходимо ещё в школе заниматься формированием осмысленного уклада жизни и деятельности подростков в определённом культурно-историческом пространстве.
Настоящая программа ставит своей целью определить основные задачи, виды и формы, содержание и организацию работы детского кружка “Листая времени страницы”.

Основными задачами обучения и воспитания являются:

  1. Приобщение детей к журналистскому искусству; формирование у них через общение друг с другом положительных нравственных качеств, внутреннего духовного мира и духовной культуры, живого интереса ко всему происходящему вокруг.
  2. Формирование у детей сознания и понимания социальной значимости и общественно-полезного характера фотожурналисткой деятельности.
  3. Привлечение к деятельности кружка с целью реализации своих способностей, интересов, дальнейшей профессиональной ориентации.
  4. Приобретение детьми определённого объёма знаний, умений и практических навыков общения с людьми, оформительских навыков, фотокорреспонденции.

Перечисленные выше основные задачи обучения и воспитания, в свою очередь, определяют содержание и формы работы кружка.

Обучение детей в кружке ведётся в двух главных и взаимосвязных направлениях. Первое - предполагает формирование, развитие и совершенствование навыков общения, наблюдение за происходящим, выделение интересного и основного. Второе направление ставит своей целью формирование и развитие, совершенствование навыков художественного изложения материала, иллюстрирование с передачей своего отношения к происходящему.

Комплектование может происходить по ряду признаков. Это могут быть отдельные возрастные группы, где каждая группа выполняет работу на своём уровне, после чего результаты объединяются; общевозрастная группа (10-17 лет), где все работы выполняют (сбор материала, изготовление фотографий, написание статей) вместе.

В кружок принимаются все желающие, поэтому при приёме целесообразно узнать, на чём основано желание ребёнка работать в кружке, что он ждёт от этой работы, есть ли у него какие-либо цели.

Сбор материала происходит в любых местах: это могут быть различные школьные мероприятия, библиотеки, выставочные залы и т.д. Итогом работы кружка является выпуск альбома школьной жизни гимназистов и отчётное мероприятие по итогам прошедшего года, а также сбор видеоматериала, снимаемого в течении учебного года.

Рационально подводить итоги каждой четверти работы. С помощью кружковой работы ребята вовлекаются во всю деятельность школы. Их вниманием охватываются все мероприятия, события. Это способствует уничтожению равнодушия, воспитывает непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.

Планирование кружковой работы.

4 часа в неделю.

Месяц

Дата

Тема

Кол-во часов

Сентябрь - октябрь

   Создание кружка.

Организационное собрание.
Постановка целей и задач кружка.
Функции кружка.
Планирование работы на год.

Теоретическая часть.

Знакомство с понятиями журналистики.
Определение рубрик в летописи гимназии.
Подбор тем статей.
Распределение видов работ между редколлегией.

Практическая часть.

Подготовка и участие в празднике “Первый звонок” (распределение обязанностей).
Культурно-развлекательное мероприятие “Осенний бал” (определение функций каждого учащегося).
Подготовка и участие в поздравительной программе “День Учителя” (видеосюжет с учителями, интервью).
Выезд на экскурсию в редакцию газеты “Заполярный вестник” (общение с журналистами).

Создание альбома и работа над стендом.

Подбор материала для стенда и альбома.
Распечатка фотографий.
Работа над статьями по мероприятиям.
Анализ проделанной работы.

4

1
1
1
1

4

1
1
1
1

8

2
2
2
2

4

1
1
1
1

Ноябрь

   Теоретические занятия.

Журналистская этика.
Новость и её сущность.
Цитирование в статье журналиста.
Записная книжка репортёра.
Репортаж.

Практические занятия.

Подготовка и участие в праздниках, посвящённых Дню рождению гимназии (распределение функций между учащимися).
Анализ фотографий.
Работа над стендом, смена фотографий.
Написание статей в альбом (летопись).
Подготовка и проведение отчётного мероприятия “Листая времени страницы”.
Выставка фотографий.
Посещение редакции ТК “Канал 7”
Анализ проделанной работы.

5

1
1
1
1
1

16

2

1
1
2
4
1
4
1

Декабрь

   Теоретические занятия.

Интегрированные занятия с кружком “Художник – оформитель”.
Изучение шрифтов.
Композиция.
Совместная выставка фотографий.

Практические занятия.

Изучение символов Российской символики к Дню независимости России.
Мероприятие к Новому году “Танцы плюс”.
Написание статей в альбом.
Анализ фотографий.
Обсуждение выявленных ошибок.
Посещение ТРК “Северный город”. Встреча с редколлегией.

4

1
1
1
1

12

1
4
1
1
1
4

Январь

   Теоретические занятия.

Интегрированные занятия с кружком “Школьная газета”
Интервью и интервьюирование.
Совершенствование написанного.
Библиография и аннотация.
Отзыв.

Практические занятия.

Подготовка и участие в мероприятии, посвященное Татьяниному дню.
Написание статей о Дне студента в городскую газету “Заполярный вестник”.
Распределение функций на военно-спортивной игре “Зарница”.
Распечатка фотографий.
Обсуждение и выявление ошибок в проделанной работе.
Посещение читального зала центрально детской библиотеки.

5

1
1
1
1
1

15

4
4
4
1
1
1

Февраль

   Теоретические занятия.

Основы искусства речи.
Виды подготовки к выступлению.
Выбор темы. Определение целевой установки.
Подбор материала. Записи.
Как собирать материал
Как искать литературу.
Составление заметок.

Внешний облик оратора.
Внешность.
Манеры.
Поза.
Жесты.

Практические занятия.

Подготовка ко Дню влюблённых.
Подготовка и участие в мероприятии “Молодецкие забавы” (ко Дню Защитника Отечества).
Подготовка к вечеру встрече с выпускниками.
Распечатка фотографий.
Обсуждение видеосъёмки, редактирование видеозаписи.
Интегрированные занятия со школьной библиотекой.
Оформление материала в альбом.

12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8

2
2
2
1
1
1
1

Март

   Теоретические занятия.

Язык.
Грамматическая правильность.
Точность
Уместность
Экономичность
Оригинальность

Речь перед микрофоном.
Правила ведения дискуссии.

Практические занятия.

Подготовка и участие в мероприятии “Мисс гимназия”.
Подготовка ми участие в мероприятии “Дорогой, любимой, единственной”.
Подготовка и участие в городском слёте школьных активов “Школьная пора”.
Обсуждение и редактирование видеоматериала.
Оформление стенда фотографиями и статьями.
Пути ликвидации допущенных ошибок при выполнении заданий.

8

1
1
1
1
1
1
1
1

14

3
4
4
1
1
1

Апрель

   Теоретические занятия.

Портретный очерк.
Путевые заметки.
Статья в газету.
Рассуждение проблемного характера.
Совместная работа с кружком “Организатор и ведущий игровых программ”.

Практические занятия.

Подготовка и участие в мероприятии День Ученика.
Посещение редакции газеты “Заполярная правда”.
Посещение фотовыставки в картинной галерее.
Встреча с фотожурналистами.
Распечатка фотографий с мероприятия.
Анализ проделанной работы.
Подготовка и участие в танцевальном шоу “Звёздный дождь”.

7

1
1
1
1
3

18

4
4
4
1
1
1
3

Май

   Теоретические занятия.

Сравнительная характеристика.
Рассказ с необычным построением.
Юмористический рассказ.
Фельетон.
Устный рассказ.

Практические занятия.

Подготовка и участие в мероприятии “День Победы”.
Участие в праздничном шествии ко Дню Победы.
Акция “Ветеран живёт рядом”.
Подготовка и участие в мероприятии “Последний звонок”.
Оформление материала в альбом.
Посещение кинотеатра.

Обобщённый анализ.

Типичные ошибки, причины их возникновения, пути их ликвидации.
Итоги проделанной работы.
Примерное планирование работы на следующий год.

5

1
1
1
1
1

15

4
2
2
4
2
2

3

1
1
1

Итого: 168

Сценарий мероприятия “Листая времени страницы”.

Звучат фанфары. Исполняется танец из “Звёздного дождя” прошлого года.

Выход ведущих.

Ведущий 1: Добрый вечер, дамы и господа! Мы рады приветствовать вас на конкурсной программе, посвящённой праздникам прошлого учебного года.

Ведущий 2: Сегодня наши участники будут бороться за звание активного зрителя 2002-2003 учебного года.

Ведущий 1: Итак, мы начинаем.

Звучит музыка на выход команд.

Ведущий 2: Встречайте аплодисментами команду 10 классов.

Ведущий 1: Команда 9 классов.

Ведущий 2: Команда 11 классов.

Ведущий 1: И команда учителей гимназии №5.

Ведущий 2: А наблюдать за нашими командами и оценивать правильность ответов команд будет наше компетентное жюри.

Ведущий 1: Встречайте, заведующая кафедрой естественных наук и преподаватель истории и обществознания Ирина Александровна Светличная.

Ведущий 2: Заведующая кафедрой филологии и преподаватель русского языка и литературы Валентина Александровна Великанова.

Ведущий 1: Заведующая кафедрой математики и физики, преподаватель математики Ирина Егоровна Каулина.

Ведущий 2: Классный воспитатель 5 и 8 классов Наталья Игоревна Ширкожухова.

Ведущий 1: И председатель нашего жюри - директор гимназии Леонид Васильевич Селютин.

Музыка на начало действия.

Ведущий 2: Один известный автор сказал, что память сохраняет только то, что вы сами даёте ей на сохранение.

Ведущий 1: А знаменитый философ говорил, что воспоминания меняют прожитую жизнь к лучшему.

Ведущий 2: Но воспоминания тоже бывают разные: добрые, радостные, немного грустные и печальные, но все они оставляют след в нашей жизни.

Ведущий 1: Мы очень надеемся, что все праздники прошлого года запомнились вам.

Ведущий 2: Мы предлагаем вспомнить, как назывались мероприятия сцены из которых вы сейчас увидите.

Ведущий 1: Встречайте.

Фрагменты из мероприятий “Осенний бал” 11 классы, частушки 9-х классов из “Молодецких забав”, выход из “Мисс гимназии” младших классов.

Ведущий 2: Апплодисменты выступающим и слово командам.

Выступление команд (ответы).

Ведущий 1: Жюри оценивает данный конкурс. А мы переходим к следующему заданию.

Ведущий 2: Сейчас командам предстоит ответить на ряд вопросов, посвящённых всё тем же праздникам прошлого года. Кто будет более точным в своих ответах, тот, соответственно, получит высший балл.

Ведущий 1: Вспомните, кто был королём и королевой Дня Святого Валентина?

Ведущий 2: Как называется танцевальный конкурс, который проходит ежегодно?

Ведущий 1: Какую песню пели девочки шестиклассницы на празднике “Молодецкие забавы”?

Ведущий 2: Кто был ведущим праздника “Молодецкие забавы”?

Ведущий 1: Вспомните название команд на празднике “Звёздный дождь”?

Ведущий 2: Кто стал мисс гимназии среди старшеклассников?

Ведущий 1: Сколько секций было на научно-практической конференции? Перечислите какие.

Ведущий 2: Как назывался спектакль, исполненный 10 классами?

Ведущий 1: Сколько лет научному обществу учащихся гимназии №5? Назовите месяц, в котором он был проведён в прошлом году?

Ведущий 2: Кто исполнял песню “Школьный роман” на Последнем звонке?

Ведущий 1: Апплодисменты командам. Слово предоставляется жюри. Подведём предварительные итоги.

Выступление жюри.

На фоне музыки “Загляните в семейный альбом”.

Ведущий 2: Как вы считаете, что ещё помогает вспомнить прошлое?

Ведущий 1: В одной известной песне поётся: “Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом”. Вы все согласитесь со мной, если я скажу, что все люди любят смотреть фотографии.

Ведущий 2: Когда мы листаем фотоальбом, мы вспоминаем события, людей с разными чувствами, эмоциями, переживаниями.

Ведущий 1: Заглянем и мы в наш школьный альбом. Каждой команде наши помощники раздадут по 5 фотографий. Ваша задача назвать мероприятие, сюжет из которого вам будет предложен и определить, какая фотография из предложенных, лишняя .

Ведущий 2: А пока команды заняты, мы с вами совершим путешествие в прошлый учебный год.

Ведущий 1: Для этого нам понадобится 6 участников. Пожалуйста, желающие.

Ведущий 2: Вам будут предложены 5 видеосюжетов из различных мероприятий прошлого года. Ваша задача: вспомнить, что это за мероприятие, и кто был в жюри.

Видеосюжеты из “Осеннего бала”, “Мисс гимназии”, “Молодецкие забавы”, “Звездный дождь”, “Сон в летнюю ночь”.

Ведущий 1: Аплодисменты! Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Пожалуйста призы нашим участникам.

Ведущий 2: А теперь вернёмся к нашим командам.

Выступление команд.

Ведущий 1: Наше жюри оценивает команды, а мы посмотрим зажигательный танец танцевального коллектива “Дископузики”. Встречайте аплодисментами.

Ведущий 2: Уважаемое жюри подведёт предварительные итоги.

Ведущий 1: Ваши апплодисметы.

Ведущий 2: Нам обычно нравится, что происходит на сцене во время мероприятий. Мы поддерживаем участников, готовы выйти и выступить вместе с ними.

Ведущий 1: Мы никогда не задумываемся над тем, что же происходит там за кулисами. И сегодня мы предложили нашим командам показать нам, как переживают выступающие за кулисами, когда идёт действо на сцене.

Ведущий 2: Итак, встречайте команду 10 классов с домашним заданием “А в это время за кулисами”.

Ведущий 1: Команда 9 классов.

Ведущий 2: Команда 11 классов.

Ведущий 1: И команда учителей.

Ведущий 2: Аплодисменты командам. Жюри подводит итоги, определяет победителя. А мы пока с вами вспомним очень хорошее время года – лето. А помогут нам в этом вожатые лагеря “Солнечный 2”. Встречайте танец “Летняя фотография”.

Ведущий 1: Попросим команды на сцену.

Выход команд под музыку.

Ведущий 2: Слово предоставляется жюри.

Выступление жюри. Вручение призов.

Ведущий 1: Ну и что ты молчишь? Сейчас твои слова.

Ведущий 2: Склероз проклятый.

Ведущий 1: Очень приятная болезнь: ничего не болит и каждый день новая информация. Надеемся, что этой болезнью никто из вас не страдает, и информация которую вы получили давно вам знакома.

Ведущий 1: Надеемся, что с нашей помощью вы с удовольствием окунулись в атмосферу праздников 2002-2003 учебного года.

Ведущий 2: Всего вам доброго! И до новых встреч!

Участники уходят под музыку.