Строение вещества. Химические реакции (11-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 11


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Форма урока: семинар – практикум

Цели урока:

  1. Повторить, углубить и обобщить сведения о строении веществ, химических реакциях и способах управления ими, практическое применение.
  2. Показать зависимость свойств веществ от химической связи и строения вещества.
  3. Охрана окружающей среды.

Дидактические цели:

знать:

– основные виды химической связи;
– типы кристаллических решеток в веществах с различным видом химической связи;
– причины многообразия органических соединений;
– понятие “электроотрицательность”, “степень окисления”, “ОВР”;
– сущность реакции ионного обмена;
– признаки классификации химических реакций;
– понятия скорости химической реакции, катализатора, ингибитора;
– понятие гидролиза;
– типы химических реакций.

уметь:

– объяснить способы образования ионной, ковалентной, донорно-акцепторной, водородной связей;
– объяснить зависимость химических свойств органических веществ от вида химической связи и наличия функциональных групп;
– определить возможность образования водородной связи между молекулами органических веществ;
– определить тип кристаллической решетки в веществах с различным видом связи;
– определить принадлежность веществ к определенному классу веществ;
– характеризовать свойства веществ на основе их состава и строения;
– составлять химические уравнения ОВР;
– составлять полные и краткие уравнения реакций, разъяснять их смысл в свете ТЭД;
– давать характеристику заданной реакции;
– характеризовать изученные основные виды химических реакций между органическими веществами;
– объяснять сущность химических превращений, классифицировать предложенные химические реакции;
– объяснять действия факторов, влияющих на скорость реакций;
– на изученных примерах объяснять сущность гидролиза солей, записывать уравнения реакций гидролиза;
– определять тип химической реакции по всем известным признакам классификации.

1. Фронтальная работа с классом:

  • Определение темы урока.
  • Выяснение цели урока.
  • Регламент работы секций.
  • Выполнение заданий.

2. Обобщение знаний по теме “Строение вещества” (работа и сообщения по секциям)

План:

  • “Строение вещества”

1. Строение атома. Изотопы. (Сообщение)

секция физиков

Рисунок 1

2. Кристаллические решетки и свойства веществ, зависящих от кристаллической решетки. (Сообщение)

секция экологов

Рисунок 2

3. Строение простых и сложных веществ. Виды связей. (Сообщение)

Лабораторный опыт: “Пространственное строение вещества” (модели органических и неорганических веществ)

секция химиков

Рисунок 3

4. Комплексные соединения. (Сообщение)

Лабораторный опыт:

4FeCl3+3K4[Fe(CN)6]–>Fe4[Fe(CN)6] 3+12KCl

3FeSO4+2K3[Fe(CN)6]–>Fe3[Fe(CN)6]2+3K2SO4

секция аграриев

5. Дисперсные системы. Эволюция коллоидных систем в процессе развития жизни на Земле. (Сообщение)

секция биологов

Рисунок 4

Строение белка, ДНК. (Сообщение)

Лабораторный опыт: Цветная реакция на белок, ксантопротеиновая реакция.

Белок + CuSO4 + NaOH – окрашивает фиолетово–красным

Белок + HNO3 (конц.) – желтое окрашивание

секция медиков

Рисунок 5

  • Химические реакции их практическое применение

1. Характеристика химических реакций по изменению степени окисления и их практическое значение.

Влияние микроэлементов.

Секция медиков

2. Характеристика химических реакций по изменению степени окисления и их практическое значение.

По числу и составу реагирующих и образующихся веществ:

  1. разложения;
  2. соединения;
  3. замещения;
  4. обмена.

Секция химиков

3. Характеристика химических реакций по изменению степени окисления и их практическое значение.

По использованию катализатора:

  1. каталитические реакции;
  2. некаталитические реакции.

Опыт 1.

Н2О2 + катализатор

Н2О2 – без катализатора

Опыт 2. Действие Н2О2 на сырой и вареный картофель.

секция биологов

4. Характеристика химических реакций по изменению степени окисления и их практическое значение.

Реакции по направлению:

  1. обратимые;
  2. необратимые.

секция аграриев

5. Характеристика химических реакций по изменению степени окисления и их практическое значение.

Качественные реакции на вещества:

Лабораторный опыт: распознавание (качественные реакции на ионы). SO2–4, Cl, NH+4, глюкоза, крахмал, глицерин.

секция экологов

6. Характеристика химических реакций по изменению степени окисления и их практическое значение.

7. По виду энергии, инициирующей реакцию:

  1. электрохимические;
  2. фотохимические;
  3. радиационные.

(Сообщение)

Лабораторный опыт: электролиз NaCl, CuCl2

секция физиков

  • Подведение итогов:
    1. выступления;
    2. выполнение заданий;
    3. проведение опытов;
    4. составление опорных схем по выступлениям “Соответствие строения вещества – химические реакции” (от простого к сложному).

Рисунок 6