Цели:
1. Довести до сознания учеников уроки нравственности и толерантности, заложенные в идейном содержании произведения.
2. Принятие детьми вечной истины – каждый в ответе за свои поступки.
3. Развитие искренности, честности, великодушия, гуманизма, т.е. качеств толерантной личности.
Предварительная работа:
1. Знакомство с текстом рассказа.
2. Словарная работа: «пионерский лагерь», «бюро райкома», «знамя соц.соревнования», «круп», «каурый», «гнедой», «чубарый», «сивый».
3. Познакомить с понятиями «толерантность», «конформность».
4. Подготовить иллюстрации к рассказу.
Оборудование:
1. Иллюстрации к рассказу «Великолепная шестерка».
2. Ксерокопии текста рассказа на партах.
3. Портрет Б.Васильева.
4. Музыкальное сопровождение урока.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя:
Произведение искусства, как говорил Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла – автор. Как писатель, Борис Васильев очень своеобразен и самобытен. Рассказ «Великолепная шестерка» дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, проявляющейся во всем: в композиции, в выборе названия рассказа, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей и других художественных средствах. Постижение авторской позиции – дело нелегкое, особенно, если голос автора, как в «Великолепной шестерке», почти не слышен. Наша задача на уроке – проникнуть в тайну мысли писателя, задуматься над тем, что человек несет ответственность за мир, в котором он живет, и поэтому он должен всегда оценивать последствия своих поступков…
2. Чтение по ролям экспозиции рассказа:
Звучит на фоне музыки звук топота лошадей.
«Кони мчались в густом сумраке. Ветви
хлестали по лицам всадников, с лошадиных морд
капала пена, и свежий нешоссейный ветер туго
надувал рубашки. И никакие автомашины, скутера,
мотоциклы не шли сейчас ни в какое сравнение с
этой ночной скачкой без дорог.
- Хелло, Вэл!
- Хелло, Стас!
- Пришпорь, Роки, своего скакуна! Погоня, погоня,
погоня!
- У тебя заряжен винчестер, Дэн? Вперед, только
вперед!
- Приготовь кольт и вонзи шпоры в бока: мы должны
уйти от шерифа!
Что может быть лучше топота копыт и бешеной
скачки в никуда? И что из того, что худым
мальчишеским задам больно биться о костлявые
хребты неоседланных лошадей? Что из того, что
лошадиный галоп тяжел и неуверен, что их сердца
выламывают ребра, из пересохших глоток рвется
надсадный хрип, а пена стала розовой от крови?
Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?
- Стой! Да стой же, мустанг, тпру!… Ребята, отсюда
– через овраг. Дырка за читалкой, и мы – дома.
- Ты молодец, Роки!
- Да, клевое дельце!
- А что делать с лошадьми?
- Завтра еще покатаемся.
- Завтра – конец смены, Эдди.
- Ну, так что? Автобусы, наверняка, придут после
обеда…»
- Обратимся к названию рассказа: «Великолепная шестерка». Кто такие истинные Вэл, Роки, Дэн, Эдди…? (Это отчаянные парни Дикого Запада, ковбои, которые обладали настоящими мужскими качествами: смелостью, мужеством, бесшабашностью, между ними была крепкая мужская дружба и т.д.) И герои рассказа – обыкновенные мальчишки, такие же, как вы – стремятся во всем быть на них похожими. Они даже называют себя их именами. А разве плохо иметь кумиров?
- Об их характерах мы поговорим позже, когда наша инициативная группа справится со своим заданием. (Отдельной группе детей дается ЛИСТ-ОПРОСНИК);
- Но кроме них главной героиней рассказа является начальник пионерского лагеря Кира Сергеевна. Что это за человек? Каковы ее принципы? Какие детали говорят нам о ней больше, чем ее «высокие стремления»? Что насторожило вас в этой, казалось бы, со всех сторон положительной героине?
- В чем она видела смысл жизни? («…в борьбе: за первое место, за лучшую самодеятельность, за наглядную агитацию, за чистоту лагеря и чистоту тел…».)
- Что было для нее высшей наградой? («…право отчитаться на бюро райкома как лучший руководитель пионерского лагеря минувшего сезона».)
- Хотелось бы вам отдыхать под началом Киры Сергеевны?
- Ее подчиненные – подстать руководителю: старшую пионервожатую автор называет «бюст», подчеркивая этим самым ее безликость и бессловесность.
- Кто еще составляет «свиту» начальника лагеря? (Физрук.)
- Ему противопоставлен другой молодой человек – участковый милиционер. Они принадлежат одному поколению, но это совершенно противоположные личности. Давайте попробуем дать им сравнительную характеристику.
( Лейтенант – стеснительный, скромный человек, пришедший разобраться в беде совершенно чужого человека; он неравнодушен, терпелив, вежлив. Некоторые его фразы говорят о несвойственной молодежи мудрости («Старики да дети – всем родня…».) Ему противопоставлен физрук – напористый, грубоватый парень, уверенный в своей безусловной правоте и силе, «рубящий сплеча»).
- Кого из них можно назвать толерантным? Почему? ( Лейтенанта, потому что он думает не о себе, а о других, и умеет отстаивать свою точку зрения, он гуманен.)
- Кого из героев рассказа можно еще назвать толерантным? (Старика-инвалида.)
- Нарисуйте словесный портрет этого человека, может ли этот портрет вызвать отвращение?(«…маленький, худой, облезлый старичок в синтетической, застегнутой на все пуговицы рубашке, на которой очень нелепо выглядел тяжелый орден Отечественной войны…» Не может, ибо оценивать человека по его внешности – глупо; он вызывает отвращение и недоумение лишь у Киры Сергеевны, для которой важна только внешняя сторона дела.)
- Для чего лейтенант и старик пришли в пионерский лагерь? ( Хотели поговорить и поставить в известность людей, ответственных за воспитание душевных качеств в детях (совести, сострадания, ответственности), в том, что их подопечные абсолютно лишены этих качеств, - по их вине погибло шесть лошадей, ради которых е щ е жил Петр Дементьевич Прокудов…).
- Почему диалога не получилось? (Потому что герои рассказа мыслят разными нравственными категориями, у них слишком разные ценности.)
- В чем видит проблему Кира Сергеевна и в чем видит проблему лейтенант? (Для Киры Сергеевны трагедия в том, что на лагере теперь будет пятно, а для лейтенанта важна судьба никому не нужного старика, потерявшего смысл жизни.)
- А почему для инвалида вместе со смертью коней померк свет? Кем для него были эти кони? ( Они спасли ему жизнь; лошади, по мнению старика, гуманнее некоторых людей, им не чуждо сострадание и самоотверженность.)
Читаю стихотворение Н. Заболоцкого «Лицо коня»:
Животные не спят. Они во тьме ночной
Стоят над миром каменной стеной.Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит голос листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.И, зная все, кому расскажет он
Свои чудесные виденья?
Ночь глубока. На темный небосклон
Восходят звезд соединения.И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира…
Предлагается составить ассоциативный ряд, который возникает при слове «лошадь».
(Тепло, понимание, незаменимая помощь, жеребенок, хороший собеседник, надежный друг, красота, душистое сено, грустные глаза и т.д.) – примеры читаются на фоне «Песенки летающих лошадей» Ю. Мориц.
- А у Васильева мы читаем: «Женщины и физрук с ужасом смотрели на оскаленные, задранные к небу мертвые лошадиные морды. Дрожащий корявый палец влез на фотографию, ласково по ней провел:
- Это – Сивый. Старый был, больной, а глянь, только справа все обглодал. А почему? А потому, что слева Пулька была привязана, так он ей оставлял. Кони, они жалеть умеют…»
- Вот теперь настал момент поговорить о той самой великолепной шестерке.
Выступление инициативной группы ( характеристика мальчиков):
Характеристика, данная Кирой Сергеевной |
Ваша характеристика |
|
Черты характеров мальчиков: | Валера: прекрасные
математические данные, победитель олимпиад. Славик: Второй Карпов. Блестящая глубина анализа, первый разряд, надежда области… Игорек: поразительное техническое чутье… Дениска: полиглот, владеет тремя языками. |
Эгоизм, равнодушие, безответственность, и т.д. |
Показатели этих качеств: | Почетные грамоты, дипломы, «даже по телевизору показывали». | Всю смену ходили к деду, чтобы брать его лошадей – «поиграть в ковбоев», утолили жажду игры, коней бросили, привязанных без еды и воды, и уехали в город, забыв обо всем. |
*Для учителя | *Для учителя |
- Кто все-таки виноват в случившемся? (Те, кто воспитал мальчишек – умных, всесторонне развитых, начитанных, смелых и т.д. – равнодушными, безответственными и бессердечными.)
- Композиция рассказа стройная и продуманная. В чем ее особенности?( Наличие пролога и эпилога.) Если бы не было эпилога, рассказ получился бы таким «пронзительно-трагичным»? Охарактеризуйте роль эпилога.(Его целесообразно зачитать):
«А почетный пенсионер колхоза Петр Дементьевич Прокудов, бывший разведчик кавкорпуса генерала Белова, тем же вечером умер: он купил две бутылки водки и выпил их «за помин души» в зимней конюшне, где до сей поры так замечательно пахло лошадьми…»
- Кто виноват в его смерти? (Прямо – Кира Сергеевна ( она дала ему деньги на водку, хотя знала, что это убьет старика); косвенно – все наше общество, которому уже не нужны «пережитки прошлого»).
- Автор поднимает в рассказе важную проблему Памяти. Человеческой памяти. Речь идет не о государстве и о льготах ветеранам Великой Отечественной войны, а о молодежи, которая, не зная тягот войны и цены Победы, не проявляет уважения к тем, кто выстоял в страшные сороковые.
- Рассказ закончился трагично. Что-нибудь или кого-нибудь изменила эта трагедия?
(Самое страшное, что нет: Кира Сергеевна выбросила фотографии и выкинула из головы окончившуюся смену; лошадей списали; дед умер; мальчики так ни о чем и не узнали). Вас этот рассказ чему-нибудь научил? Какие выводы мы можем сделать?
3. Выводы: (делают учащиеся).
«Быть толерантным – это…».
Последующая работа: сочинение-миниатюра (темы на выбор):
1) «Человек в ответе за тех, кого он приручил…»;
2) «Мои размышления после прочитанного»;
3) «Мог бы я оказаться в похожей ситуации?»