Тема: Сравнение богатырской сказки “Сказки про Илью Муромца” и былины “Илья Муромец и Святогор”.
Цели:
- развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма;
- учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связанный ответ;
- обучать коллективной работе, приобщать к фактам исторической действительности.
Оборудование:
- Доска, оформленная в виде приоткрытой двери (богатыри сидящие на конях, Змей Горыныч, заглавие книги “Дела давно минувших дней…”)
- Запись на доске:”Русский народ создал огромную изустную литератур: сказки, мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые песни и торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн – о славных богатырей, защитников Земли”. Л.Н. Толстой.
- Репродукции.
- Детские рисунки “Сказочные богатыри”.
- Выставка книг.
- Карта “Киевская Русь в IX - XII”.
- Магнитофонная запись Римского-Корсакова.
- Книга для чтения “Маленькая дверь в большой мир” - 2 класс, 2 часть (с.174-187).
Ход урока.
I. Постановка учебного задания.
Учитель: Книга закрыта. Она хранит тайну.
В ней таинственный и прекрасный мир. И только
читателю дано постичь тайны творчества, ощутить
волшебную магию…
Напрасно думаете, что это легко: уметь Читать и
Видеть красивое, Слушать и Слышать возвышенное,
Понимать умное и Чувствовать глубокое.
Звучит музыка, объявляется тема “Дела давно
минувших дней…”, приоткрывается дверца…
Мне хотелось бы пригласить вас ещё на одну
встречу с богатырской сказкой об Илье Муромце и
былиной “Встреча Ильи Муромца со Святогором”.
Звучит музыка.
II. Повторение пройденного.
У: Мы познакомились с понятием “устное народное творчество” Как вы его понимаете?
Дети:
Устное - передаётся из уст в уста,
Народное – придумывает сам народ,
Творчество – творить, придумывать, создавать.
У: Какие жанры устного творчества вы знаете?
Д: Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки.
У: Давайте прочтём цитату, написанную на доске, о том, как об устном народном творчестве сказал русский писатель Лев Николаевич Толстой?
Дети читают.
III. Беседа учителя с элементами литературного анализа.
Блиц-Турнир:
- При чтении произведений что узнали нового?
- Кому понравилась сказка?
- А кому былина?
- Почему? Чем понравилась?
- Традиционна ли концовка сказки?
- Стихотворный жанр былин – зачем?
(Былины сочинялись как стихи, исполняли особые люди – сказители, нараспев, играли на гуслях.)
- Давайте обратимся к зачину сказки.
- К зачину былины.
- Сравните концовки в сказке в былине.
- Что общего?
(Общие сказочные герои, есть зачин, концовка,
троекратные повторы, язык простой, народный,
созданы на народные сюжеты, со злом нельзя
бороться злом. Только добро может победить зло,
оставаясь добром.)
- Найдите сказочные обороты, которые доказывают
народность языка.
IV. Постановка проблемы.
У: Так , а вот интересно, от какого слова образовалось слово “былина”?
Д: От слова “быль”, “было”
У: Вы говорите “был, “было”, а в былине – то много сказочного, придуманного. Вот как это объяснить
Д: Народ видел в богатырях своих защитников, защитники должны быть сильными, смелыми, отважными, добрыми.
У: А вы знаете, ребята, что былины возникли на Руси в X-XI вв. Беломорские крестьяне (показ по карте) долгими зимними вечерами плели кружево и мастерили из архангельской ели игрушки. В это время они слушали про старину. Это и были былины. Это и рассказы про то, что Русь сражалась с врагами , и то , что были на нашей земле люди – богатыри, защищавшие свою Родину. Например, родной дядя великого князя Владимира – Добрыня Никитич. А Микула Селянинович был такой пахарь, который в трудные для Родины дни, стал её защитником. Но Илье Муромцу – реального двойника нет. Да это и неважно. Главное, что люди, подобные былинному герою выходцы из простых крестьян, оставили глубокий след в русской истории.
V. Работа в группах (дружинах).
В руках у учителя “Дракон” - мягкая игрушка - руковица
У: Ай же вы, удалы добры молодцы и
красны девицы!
Я вижу силушку вашу великую.
А проверить я хочу, кто из вас сильнее?
(Из-за сказочной “Двери” достаёт задание для каждой группы. Задание записаны на обороте рисунков: рисунок-меч, рисунок-шлем, рисунок-кольчуга.)
Задания:
I дружина.
Найдите и выразительно прочитайте отрывок и сказки со слов: “Стал он подыскивать себе латы, также колчан со стрелами, тугой лук и меч”… до слов … “не обижай беззащитных”.
II дружина.
Прочитайте выразительно отрывок из былины по ролям со слов:… “Тут святогор – богатырь да опомнился”… до слов … “они друг с другом побратались”.
Второе задание для всех дружин одинаково: Найди в сказке, былине слова, которые сейчас не употребляются и придумайте миниатюру на богатырскую тему.
(Идёт работа в группах звучит тихая музыка)
На доске “Памятка”:
|
Учитель: Ребята, Илья Муромец поехал послужить Владимиру Красно Солнышко в Киев. А знаете ли вы, был ли такой князь на Руси? Красно солнышко – почему?
Ответы учащихся.
Учитель: Когда наше государство
только появилось на карте, оно называлось
Киевская Русь. Самым известным из русских князей
был Владимир . У южных границ русского
государство кочевали хазары, половцы, печенеги
(показ по карте). На Руси их называли басурманами
т.к. они были другой веры, не христианской. Они,
кочевники, постоянно вторгались в пределы Руси.
Разоряли села, убивали и угоняли в плен людей.
Князь Владимир избавил Русь от печенежских
набегов, и это было такое благо, что прозвание
“солнышко” казалось людям недостаточной
благодарностью князю. Поэтому они добавили
“Красно”.
Слушаем ответ III дружины.
От каждой дружины выходит представитель и прикрепляет рисунок к доске и рассказывает подготовленное выступление о доспехах.
Русские мастера научились делать
прекрасное оружие: и латы, металлические доспехи,
броню, которые защищали тело от стрел, мечей,
копий врага.
Это были и меч булатный – меч, который ковали
из очень твёрдой стали, секрет которой был
раскрыт лишь в XIX веке.
Шлем пернатый – покрытый множеством
металлических пластинок, которые, как оперение,
покрывали голову воина.
Кольчуга – металлическая рубаха,
изготовленная из тысяч железных колечек,
соединённых между собой.
Щит – защищавший туловище воина.
И во всём этом облачении богатырь садился на
богатырского коня (показ репродукции “три
богатыря”).
Обсуждение заданий, выполненных
каждой дружиной.
Оппонирование.
Оценка.
VI. Подведение итогов.
Учитель (в руках Дракон): Сказка
– ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
Какой же урок дают нам эти произведения
народного творчества?
Дети: Любви к Родине, прославления
защитников народа, мудрости.
Они говорят нам о том, что война – это зло,
жестокость. Надо чтобы все народы, как Илья
Муромец и Святогор, побратались.
VII. Домашнее задание.
Написать сказку