Интегрированный урок по литературе по теме "Сказочные богатыри" (Р.Н. и Е.В. Бунеевы "Маленькая дверь в большой мир". 2-й класс, раздел III)

Разделы: История и обществознание, Литература, Начальная школа

Класс: 2


Тема: Сравнение богатырской сказки “Сказки про Илью Муромца” и былины “Илья Муромец и Святогор”.

Цели:

  • развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма;
  • учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связанный ответ;
  • обучать коллективной работе, приобщать к фактам исторической действительности.

Оборудование:

  • Доска, оформленная в виде приоткрытой двери (богатыри сидящие на конях, Змей Горыныч, заглавие книги “Дела давно минувших дней…”)
  • Запись на доске:”Русский народ создал огромную изустную литератур: сказки, мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые песни и торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн – о славных богатырей, защитников Земли”. Л.Н. Толстой.
  • Репродукции.
  • Детские рисунки “Сказочные богатыри”.
  • Выставка книг.
  • Карта “Киевская Русь в IX - XII”.
  • Магнитофонная запись Римского-Корсакова.
  • Книга для чтения “Маленькая дверь в большой мир” - 2 класс, 2 часть (с.174-187).

Ход урока.

I. Постановка учебного задания.

Учитель:  Книга закрыта. Она хранит тайну. В ней таинственный и прекрасный мир. И только читателю дано постичь тайны творчества, ощутить волшебную магию…
Напрасно думаете, что это легко: уметь Читать и Видеть красивое, Слушать и Слышать возвышенное, Понимать умное и Чувствовать глубокое.
Звучит музыка, объявляется тема “Дела давно минувших дней…”, приоткрывается дверца…
Мне хотелось бы пригласить вас ещё на одну встречу с богатырской сказкой об Илье Муромце и былиной “Встреча Ильи Муромца со Святогором”.
Звучит музыка.

II. Повторение пройденного.

У: Мы познакомились с понятием “устное народное творчество” Как вы его понимаете?

Дети:

Устное - передаётся из уст в уста,
Народное – придумывает сам народ,
Творчество – творить, придумывать, создавать.

У: Какие жанры устного творчества вы знаете?

Д: Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки.

У: Давайте прочтём цитату, написанную на доске, о том, как об устном народном творчестве сказал русский писатель Лев Николаевич Толстой?

Дети читают.

III. Беседа учителя с элементами литературного анализа.

Блиц-Турнир:

  • При чтении произведений что узнали нового?
  • Кому понравилась сказка?
  • А кому былина?
  • Почему? Чем понравилась?
  • Традиционна ли концовка сказки?
  • Стихотворный жанр былин – зачем?

(Былины сочинялись как стихи, исполняли особые люди – сказители, нараспев, играли на гуслях.)

- Давайте обратимся к зачину сказки.
- К зачину былины.
- Сравните концовки в сказке в былине.
- Что общего?
(Общие сказочные герои, есть зачин, концовка, троекратные повторы, язык простой, народный, созданы на народные сюжеты, со злом нельзя бороться злом. Только добро может победить зло, оставаясь добром.)
- Найдите сказочные обороты, которые доказывают народность языка.

IV. Постановка проблемы.

У: Так , а вот интересно, от какого слова образовалось слово “былина”?

Д: От слова “быль”, “было”

У: Вы говорите “был, “было”, а в былине – то много сказочного, придуманного. Вот как это объяснить

Д: Народ видел в богатырях своих защитников, защитники должны быть сильными, смелыми, отважными, добрыми.

У: А вы знаете, ребята, что былины возникли на Руси в X-XI вв. Беломорские крестьяне (показ по карте) долгими зимними вечерами плели кружево и мастерили из архангельской ели игрушки. В это время они слушали про старину. Это и были былины. Это и рассказы про то, что Русь сражалась с врагами , и то , что были на нашей земле люди – богатыри, защищавшие свою Родину. Например, родной дядя великого князя Владимира – Добрыня Никитич. А Микула Селянинович был такой пахарь, который в трудные для Родины дни, стал её защитником. Но Илье Муромцу – реального двойника нет. Да это и неважно. Главное, что люди, подобные былинному герою выходцы из простых крестьян, оставили глубокий след в русской истории.

V. Работа в группах (дружинах).

В руках у учителя “Дракон” - мягкая игрушка - руковица

У: Ай же вы, удалы добры молодцы и красны девицы!
Я вижу силушку вашу великую.
А проверить я хочу, кто из вас сильнее?

(Из-за сказочной “Двери” достаёт задание для каждой группы. Задание записаны на обороте рисунков: рисунок-меч, рисунок-шлем, рисунок-кольчуга.)

Задания:

I дружина.

Найдите и выразительно прочитайте отрывок и сказки со слов: “Стал он подыскивать себе латы, также колчан со стрелами, тугой лук и меч”… до слов … “не обижай беззащитных”.

II дружина.

Прочитайте выразительно отрывок из былины по ролям со слов:… “Тут святогор – богатырь да опомнился”… до слов … “они друг с другом побратались”.

Второе задание для всех дружин одинаково: Найди в сказке, былине слова, которые сейчас не употребляются и придумайте миниатюру на богатырскую тему.

(Идёт работа в группах звучит тихая музыка)

На доске “Памятка”:

1. Внимательно выслушайте ответы.

2. Оцените полноту ответа:

  • последовательность изложения;
  • использование примеров;
  • наличие вывода.

3. Исправьте ошибки, дополните ответы.

4. Дайте оценку.

Учитель: Ребята, Илья Муромец поехал послужить Владимиру Красно Солнышко в Киев. А знаете ли вы, был ли такой князь на Руси? Красно солнышко – почему?

Ответы учащихся.

Учитель: Когда наше государство только появилось на карте, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир . У южных границ русского государство кочевали хазары, половцы, печенеги (показ по карте). На Руси их называли басурманами т.к. они были другой веры, не христианской. Они, кочевники, постоянно вторгались в пределы Руси. Разоряли села, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от печенежских набегов, и это было такое благо, что прозвание “солнышко” казалось людям недостаточной благодарностью князю. Поэтому они добавили “Красно”.
Слушаем ответ III дружины.

От каждой дружины выходит представитель и прикрепляет рисунок к доске и рассказывает подготовленное выступление о доспехах.

Русские мастера научились делать прекрасное оружие: и латы, металлические доспехи, броню, которые защищали тело от стрел, мечей, копий врага.
Это были и меч булатный – меч, который ковали из очень твёрдой стали, секрет которой был раскрыт лишь в XIX веке.
Шлем пернатый – покрытый множеством металлических пластинок, которые, как оперение, покрывали голову воина.
Кольчуга – металлическая рубаха, изготовленная из тысяч железных колечек, соединённых между собой.
Щит – защищавший туловище воина.
И во всём этом облачении богатырь садился на богатырского коня (показ репродукции “три богатыря”).

Обсуждение заданий, выполненных каждой дружиной.
Оппонирование.
Оценка.

VI. Подведение итогов.

Учитель (в руках Дракон): Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
Какой же урок дают нам эти произведения народного творчества?

Дети: Любви к Родине, прославления защитников народа, мудрости.
Они говорят нам о том, что война – это зло, жестокость. Надо чтобы все народы, как Илья Муромец и Святогор, побратались.

VII. Домашнее задание.

Написать сказку