Технология обучения ручному ковроткачеству

Разделы: Технология


Ход урока:

  1. Оргмомент
  2. Инсценировка судебного разбирательства. (Удар молотка – Встать суд идёт! Входят судьи и присяжные. Приглашаются в зал подсудимые. Диалог судьи с подсудимыми. На судебном заседании рассматривается дело неумеек)

Вопрос: Подсудимая Непошивкина, в чём вы обвиняетесь?

Ответ: В том, что не умею шить.

Вопрос: Подсудимая Невышивалкина, в чём вы обвиняетесь?

Ответ: В том, что не умею вышивать.

Вопрос: Подсудимая Невязалкина, в чём вы обвиняетесь?

Ответ: В том, что не умею вязать.

Вопрос: Подсудимая Шкуркина, в чём вы обвиняетесь?

Ответ: В том, что не умею делать поделки из меха и кожи.

Вопрос: Подсудимая Лоскуткина, в чём вы обвиняетесь?

Ответ: В том, что не умею делать поделки из лоскутков.

Вопрос: Подсудимая Плетёнкина, в чём вы обвиняетесь?

Ответ: В том, что не умею плести салфетки на пяльцах.

Вопрос: Подсудимая Макромешкина, в чём вы обвиняетесь?

Ответ: В том, что не умею плести макраме.

Вопрос: Подсудимая Батикова, в чём вы обвиняетесь?

Ответ: В том, что не умею рисовать на шёлке.

Идёт совещание судей и присяжных. Судья объявляет решение.

Суд постановил: взять подсудимых на поруки. Суд обязует подсудимых научиться всем видам художественного творчества в течение всей учёбы средней школы № 8. Суд обязует всех неумеек начать обучение старинному виду прикладного искусства – ручному ковроткачеству, в течение учёбы в школе полностью овладеть техникой этого вида творчества.

  • История декоративно– прикладного творчества.
  • На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. История подтверждает, что вышивка одежды, плетение, роспись, ковроткачество и другие виды творчества были знакомы людям далёкого прошлого. Декоративно–прикладное искусство – это умение выполнять изделие своими руками. Одна из особенностей художественного творчества представляет собой целостную систему, неразрывно связанную с национальной культурой, местными традициями. Виды декоративно–пркладного творчества очень разнообразны: это лепка, роспись по дереву и шёлку, вышивка, плетение кружев, изготовление игрушек, ткачество, работа с соломкой и природным материалом. На Руси вышивкой украшали одежду, жилище, расписывали избы, из глины и теста лепили игрушки, вытканными коврами украшали комнату.

    Показ изделий, выполненных в технике ручного ковроткачества – это предметы быта: прихватки, картины сумки, панно.

    Показ видеозаписи различных выставок учащихся школы.

     

  • Рассказ учителя о цветовом спектре, о тёплых и холодных тонах, о видах ниток и ткани, которые можно использовать в работе, о приспособлениях и инструментах, необходимых для ручного ковроткачества.
  •  

    Практическая часть урока.

    Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в страну ковроткачества.

    Ой, вы, девушки, девицы!
    Красавицы и мастерицы!
    Будете ли вы трудиться?
    Мастерить, да вышивать?
    Дом родимый украшать!
    Будете?
    (Да, да, да!)

    Обучение учащихся переводу рисунка на ткань (перевод сердечка).

    Обучение заправке нити в иглу. Показ техники простых стежков по контуру. Заполнение стежками рисунка.

    Подведение итогов урока.

    Вопросы учителя к учащимся. Понравился ли вид творчества “Ручное

    ковроткачество”? Будут ли дальше продолжать обучение?

    Предложение учителя выучить песне о мастерицах и об изученном виде творчества.

     Текст песни:

    Мы отложим другие дела,
    И давай с тобой напрополую,
    Окунемся, была не была,
    В ковроткачество наше родное!

    Ты меня позови на каток,
    Я не стану с тобою встречаться.
    Буду ткать, буду ткать, ткать,
    Мне так нравится это занятие!

     Список оборудования использованного для открытого урока.

    1. Ткацкие рамки 40х40 см.
    2. Иглы специальные
    3. Ткань хлопчатобумажная, льняная, бортовка.
    4. Кнопки.
    5. Телевизор, видеомагнитофон.
    6. Нитки синтетические, шерстяные.
    7. Цветовой круг.
    8. Калька, копировальная бумага.
    9. Виды изделий различного назначения.
    10. Выставка учащихся и учителя.

    Литература:

    1. А.Р.Липкина. Полная энциклопедия женских рукоделий. Ташкент, изд. Литература и искусство им. Гуляма, 1992г.
    2. В.А.Барадулина, О.В. Танкус. “Основы художественного мастерства”. Москва, Просвещение, 1978г.