Цели: Познакомить с образованием прилагательных от основ существительных; показать способы образования прилагательных от основ существительных с помощью суффиксов; расширять лингвистический кругозор учащихся; развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.
Оборудование: Учебник А. В. Поляковой, 1995 г. 3 кл. (1 – 3), демонстрационные таблицы: 1) “Имя прилагательное” (дерево-схема), 2) карточки со словами: аукцион и солдат; “Этимологический словарь” Е. Н. Леонович 10 шт.; изображение Буратино; схемы-опоры с рисунками для образования прилагательных звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый; для коллективной работы – листы формата А3 – 5 штук, маркеры; у каждого учащегося индивидуальный орфографический словарь и конверт с жетонами для словарной работы, карточки для индивидуальной работы со словами: город –> ; завод –> ; море –> .
I. Организационный момент.
С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Я желаю вам успешной работы. Сегодня мы проведём урок-аукцион. А кто знает, что означает слово аукцион?
(На доске табличка со словом аукцион. Дети высказывают свои мнения о значении данного слова, затем учитель обобщает их высказывания)
На наш аукцион сегодня выставляется особый товар – только отметки “5”. А покупать вы их будете за свои знания. Удачи вам, ребята. Приготовимся к работе, разогреем пальчики, ведь за красивое письмо тоже можно приобрести наш замечательный товар.
(Подготовка пальцев к письму:
Наши пальчики проснулись! (Локти на столе, пальцы раздвинуты)
С добрым утром! (Пальцы рук в замок)
Потянулись. (Пальцы вытянуты вверх)
Стали дружно умываться, (Имитация умывания ладоней)
Полотенцем вытираться. (По тыльной стороне)
Каждый пальчик вытираем. (Массаж)
Дружно делаем зарядку, (Сжимание и разжимание)
И уселись за тетрадку.
II. Словарная работа.
Запись даты, классной работы. Какой сегодня день недели? Пятница.
У: Обратитесь к истокам слова и подберите родственные слова.
Д: Пятница –> пятый –> пять
Слово пятница произошло от слова пятый, т. к. это пятый день недели, а слово пятый произошло от числительного пять, считаю, что пять непроизводное слово.
У: Придумайте задания к этой цепочке слов.
Д: - Можно выделить корень.
У: Что называется корнем? (Дети дают определение корня) Можно ли назвать корень значимой частью слова?
Д: Да. Он передаёт значение, смысл этого слова.
У: Выделите корень.
Д: Я предлагаю найти “лишнее” слово. Это будет пятница, т. к. это имя существительное, а остальные числительные.
У: Расскажите всё об этом слове.
Д: - Это имя существительное, женского рода, в единственном числе, 1-го склонения
- В нём три слога, т. к. три гласных
- Это словарное слово, его правописание можно проверить по словарю.
У: Повторенье – мать ученья. Предлагаю повторить словарные слова. Работаем в группах со словарными словами с оцениванием. Группы 18, 19, 20, 21.
(Дети работают в четвёрках. Идёт взаимный опрос словарных слов, которые разбиты по тематическому признаку на группы в наших индивидуальных словарях. У каждого ребёнка на парте по 3 красных и 3 жёлтых жетона. Если при опросе его партнёр отвечает всё верно, то проверяющий вручает ему красный жетон, если есть ошибки – жёлтый).
У: Кто получил все красные жетоны? Вы выиграли I этап аукциона и приобрели товар - оценку 5. Продолжаем словарную работу. Попытаемся подобрать ключик к новому словарному слову, а ключ сегодня у Буратино. Попробуем догадаться, как же связано новое слово солдат с этим героем? Выделите орфограмму этого слова.
Д: - В слове солдат ударение падает на второй слог, на гласный [а], опасное место в первом слоге, слышим [а], а писать нужно букву О.
- Можно обратиться к истокам слова, нужно посмотреть в “этимологическом словаре”
У: Хорошо, попытайтесь найти это слово в “Этимологическом словаре”. (Дети ищут справку в “Этимологическом словаре для начальной школы”, автор Е. Н. Леонович.
Зачитывают вслух нужную статью: “По происхождению связано с итальянским “сольдо”, что означает “монета, деньги, жалованье”)
Д: Я вспомнил, слово “сольдо” я встречал в сказке “Приключения Буратино”
У: Совершенно верно, т. к. деревянный мальчишка Буратино пришёл к нам с помощью А. Толстого из Италии. Человек, состоящий на жалованье, получавший сольдо, назывался в Италии сольдато. Давайте выстроим историческую цепочку образования слова солдат.
(Запись в тетрадях: <– <– (Итал.) снизу подчёркиваем исторический корень)
Д: - Теперь мы можем запомнить орфограмму, вспомним сольдо, значит, пиши о.
У: А теперь мы давно считаем слово солдат русским словом. Предлагаю подобрать гнездо родственных слов к нему и разобрать их по составу. Давайте вспомним, при помощи чего образуются новые слова?
Д: При помощи приставки и суффикса.
У: Что такое приставка и что такое суффикс? (Дети говорят определение приставки и суффикса)
У: Аукцион продолжается. Работаем в группах. Каждая четвёрка пишет родственные слова к слову солдат на отдельном листе и разбирает их по составу.
(Дети пишут маркерами на листах формата А3. Затем одна группа представляет свою работу.
Остальные группы устно добавляют свои слова. Все листы учитель собирает, и если в них всё верно, вся группа получает “5”)
У: Какое значение несёт суффикс –ск-?
Д: Принадлежность кому-либо или чему-либо.
У: Какая часть речи образовалась с помощью суффикса –ск-?
Д: –> , какой?
Солдатский: имя прилагательное образовалось от имени существительного с помощью суффикса –ск-.
У: Давайте проверим единичный ли это случай в русском языке. Предлагаю работу в парах. Подобрать три прилагательных с таким суффиксом. Записать их, выделив корень и суффикс, и узнать, от какого существительного образовано.
(Тем, кто затрудняется, предлагаю опору:
город –>
завод –>
море –>
При проверке дети предлагают свои варианты:
и т. п.
У: Каким же способом образовались эти прилагательные?
Д: Берём основу существительного и добавляем суффикс –ск-.
III. Постановка цели урока.
У: Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?
Д: Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных.
(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”)
Физминутка.
- Раз – два – три – четыре.
- По дорожке, по дорожке
Встал с постели мишка Винни,
Потянулся, улыбнулся
И отправился гулять
В лес малину собирать.
Мы тоже пойдём с ним гулять.
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Присели.
Мы немножко отдохнём
И домой пешком пойдём.
У: Давайте вспомним, слова каких частей речи первыми появились у людей
Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.
(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
У: На какой почве выросло имя прилагательное? Какой способ образования мы рассмотрели?
Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса –ск- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск-)
У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?
Д: - Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.
У: - Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в группе.
На доске схемы с рисунками:
У детей запись в тетрадях:
При проверке два человека у доски заполняют схемы и выстраивают цепочку образования
У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?
Д: - Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.
У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?
Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.
У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.
Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.
У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”
(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы)
У: А теперь прочитайте правило на стр. 131 в учебнике и сравните с нашим выводом.
Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов:
-ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).
(Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)
V. Письмо под диктовку:
Дети записывают слова в столбик: осенний, весенний, утренний.
У: Чем похожи?
Д: - Это имена прилагательные
- все в единственном числе и мужского рода
- у всех есть орфограмма нн.
У: - Я считаю, что и суффиксы у них одинаковые. Проверьте мою догадку, запишите цепочку словообразования.
(Дети записывают имена существительные, от которых образовались данные прилагательные и разбирают их по составу:
Д: - в 2-х предлогах суффикс –н-, а в последнем –енн-, т. к. оно образовано от существительного утро, корень – утр, значит суффикс –енн-.
- Мы ещё один суффикс нашли, с помощью которого образуются прилагательные.
У: Предлагаю дома подумать и найти ещё другие суффиксы, которые помогают нам образовать прилагательные от существительных. Свои примеры запишите в тетрадь.
VI. Работа по учебнику: упр. 362.
У: Выписать прилагательные и записать цепочку происхождения.
VII. Итог урока.
У: Что нового вы для себя открыли?
Д: Способы образования прилагательных от существительных.
У: Назовите эти способы.
Д: Имена прилагательные образуются от основ имён существительных при помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-; и мы попробуем дома ещё отыскать суффиксы с помощью которых образуются прилагательные.
У: Подведём итоги аукциона. Кому удалось приобрести товар? Молодцы! Желаю удачи в домашней творческой работе.