Урок русского языка в 4-м классе по системе Л.В. Занкова "Образование прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели: Познакомить с образованием прилагательных от основ существительных; показать способы образования прилагательных от основ существительных с помощью суффиксов; расширять лингвистический кругозор учащихся; развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.

Оборудование: Учебник А. В. Поляковой, 1995 г. 3 кл. (1 – 3), демонстрационные таблицы: 1) “Имя прилагательное” (дерево-схема), 2) карточки со словами: аукцион и солдат; “Этимологический словарь” Е. Н. Леонович 10 шт.; изображение Буратино; схемы-опоры с рисунками для образования прилагательных звёздный, гусиный, колосистый, ежовый, слоновый, грушевый; для коллективной работы – листы формата А3 – 5 штук, маркеры; у каждого учащегося индивидуальный орфографический словарь и конверт с жетонами для словарной работы, карточки для индивидуальной работы со словами: город –> ; завод –> ; море –> .

I. Организационный момент.

С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Я желаю вам успешной работы. Сегодня мы проведём урок-аукцион. А кто знает, что означает слово аукцион?

(На доске табличка со словом аукцион. Дети высказывают свои мнения о значении данного слова, затем учитель обобщает их высказывания)

На наш аукцион сегодня выставляется особый товар – только отметки “5”. А покупать вы их будете за свои знания. Удачи вам, ребята. Приготовимся к работе, разогреем пальчики, ведь за красивое письмо тоже можно приобрести наш замечательный товар.

(Подготовка пальцев к письму:

Наши пальчики проснулись! (Локти на столе, пальцы раздвинуты)
С добрым утром!  (Пальцы рук в замок)
Потянулись.  (Пальцы вытянуты вверх)
Стали дружно умываться, (Имитация умывания ладоней)
Полотенцем вытираться. (По тыльной стороне)
Каждый пальчик вытираем. (Массаж)
Дружно делаем зарядку, (Сжимание и разжимание)
И уселись за тетрадку.

II. Словарная работа.

Запись даты, классной работы. Какой сегодня день недели? Пятница.

У: Обратитесь к истокам слова и подберите родственные слова.

Д: Пятница –> пятый –>  пять

Слово пятница произошло от слова пятый, т. к. это пятый день недели, а слово пятый произошло от числительного пять, считаю, что пять непроизводное слово.

У: Придумайте задания к этой цепочке слов.

Д: - Можно выделить корень.

У: Что называется корнем? (Дети дают определение корня) Можно ли назвать корень значимой частью слова?

Д: Да. Он передаёт значение, смысл этого слова.

У: Выделите корень.

Д: Я предлагаю найти “лишнее” слово. Это будет пятница, т. к. это имя существительное, а остальные числительные.

У: Расскажите всё об этом слове.

Д: - Это имя существительное, женского рода, в единственном числе, 1-го склонения

- В нём три слога, т. к. три гласных

- Это словарное слово, его правописание можно проверить по словарю.

У: Повторенье – мать ученья. Предлагаю повторить словарные слова. Работаем в группах со словарными словами с оцениванием. Группы 18, 19, 20, 21.

(Дети работают в четвёрках. Идёт взаимный опрос словарных слов,  которые разбиты по тематическому признаку на группы в наших индивидуальных словарях. У каждого ребёнка на парте по 3 красных и 3  жёлтых жетона. Если при опросе его партнёр отвечает всё верно, то проверяющий вручает ему красный жетон, если есть ошибки – жёлтый).

У: Кто получил все красные жетоны? Вы выиграли I этап аукциона и приобрели товар - оценку 5. Продолжаем словарную работу. Попытаемся подобрать ключик к новому  словарному слову, а ключ сегодня у Буратино. Попробуем догадаться, как же связано  новое слово солдат с этим героем? Выделите орфограмму этого слова.

Д: - В слове солдат ударение падает на второй слог, на гласный [а], опасное место в первом слоге, слышим [а], а писать нужно букву О.

- Можно обратиться к истокам слова, нужно посмотреть в “этимологическом словаре”

У: Хорошо, попытайтесь найти это слово в “Этимологическом словаре”. (Дети ищут справку в “Этимологическом словаре для начальной школы”, автор Е. Н. Леонович.

Зачитывают вслух нужную статью: “По происхождению связано с итальянским “сольдо”, что означает “монета, деньги, жалованье”)

Д: Я вспомнил, слово “сольдо” я встречал в сказке “Приключения Буратино”

У: Совершенно верно, т. к. деревянный мальчишка Буратино пришёл к нам с помощью А. Толстого из Италии. Человек, состоящий на жалованье, получавший сольдо, назывался в Италии сольдато. Давайте выстроим историческую цепочку образования слова солдат.

(Запись в тетрадях:  <– <–   (Итал.) снизу подчёркиваем исторический корень)

Д: - Теперь мы можем запомнить орфограмму, вспомним сольдо, значит, пиши о.

У: А теперь мы давно считаем слово солдат русским словом. Предлагаю подобрать гнездо родственных слов к нему и разобрать их по составу. Давайте вспомним, при помощи чего образуются новые слова?

Д: При помощи приставки и суффикса.

У: Что такое приставка и что такое суффикс? (Дети говорят определение приставки и суффикса)

У: Аукцион продолжается. Работаем в группах. Каждая четвёрка пишет родственные слова к слову солдат на отдельном листе и разбирает их по составу.

(Дети пишут маркерами на листах формата А3. Затем одна группа представляет свою работу.

  

Остальные группы устно добавляют свои слова. Все листы учитель собирает, и если в них всё верно, вся группа получает “5”)

У: Какое значение несёт суффикс –ск-?

Д: Принадлежность кому-либо или чему-либо.

У: Какая часть речи образовалась с помощью суффикса –ск-?

Д: –> , какой?

Солдатский: имя прилагательное образовалось от имени существительного с помощью  суффикса –ск-.

У: Давайте проверим единичный ли это случай в русском языке. Предлагаю работу в парах. Подобрать три прилагательных с таким суффиксом. Записать их, выделив корень и суффикс, и узнать, от какого существительного образовано.

(Тем, кто затрудняется, предлагаю опору:

город –> img1.jpg (863 bytes)

завод –>

море –>

При проверке дети предлагают свои варианты:

img10.jpg (5492 bytes) и т. п.

У: Каким же способом образовались эти прилагательные?

Д: Берём основу существительного и добавляем суффикс –ск-.

III. Постановка цели урока.

У: Кто догадался, о чём новом пойдёт сегодня речь на уроке?

Д: Я думаю, о том, как образуются прилагательные от существительных.

(Учитель открывает тему урока на доске “Образование прилагательных от основ существительных”)

Физминутка.

  1. Раз – два – три – четыре.
  2. Встал с постели мишка Винни,

    Потянулся, улыбнулся
    И отправился гулять
    В лес малину собирать.
    Мы тоже пойдём с ним гулять.

  3. По дорожке, по дорожке
  4. Скачем мы на правой ножке.
    И по этой же дорожке
    Скачем мы на левой ножке.
    По тропинке побежим,
    До лужайки добежим,
    На лужайке, на лужайке
    Мы попрыгаем, как зайки.
    Стоп! Присели.
    Мы немножко отдохнём
    И домой пешком пойдём.

У: Давайте вспомним, слова каких частей речи первыми появились у людей

img11.jpg (4079 bytes)

Мы рассмотрим способы образования прилагательных только пока от имени существительных. Расскажите всё, что вы знаете об имени прилагательном.

(Дети рассказывают, используя схему-опору в виде дерева, которая есть на доске и у каждого индивидуально)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

У: На какой почве выросло имя прилагательное? Какой способ образования мы рассмотрели?

Д: Мы узнали, что прилагательные образуются от существительных с помощью суффикса –ск- (под “деревом” открывается запись: сущ. + -ск-)

У: Как вы думаете, ребята, есть ли другие способы образования прилагательных от имени существительного?

Д: - Я считаю, что есть. Бывают же прилагательные с другими суффиксами.

У: - Давайте понаблюдаем. Я предлагаю записать ряд прилагательных по схемам и указать существительное, от которого оно образовано. При затруднении можно посоветоваться в группе.

На доске схемы с рисунками:

У детей запись в тетрадях:

При проверке два человека у доски заполняют схемы и выстраивают цепочку образования

У: Сравните основы однокоренных слов. Что заметили?

Д: - Я заметил, что при образовании прилагательного к основе существительного добавляется суффикс.

У: При помощи каких суффиксов образуются прилагательные от существительных?

Д: При помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-.

У: Сделайте вывод о способе образования прилагательных.

Д: Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов.

У: Заполним почву под нашим “деревом прилагательным”

(Под схемой “дерева-прилагательного” появляются записи существительные + суффиксы)

У: А теперь прочитайте правило на стр. 131 в учебнике и сравните с нашим выводом.

Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов:

-ск-; -н-; -ист- (море – морской, лес – лесной, гора – горный, гористый).

(Дети читают правило и, сравнивая с нашим выводом, говорят, что мы нашли больше суффиксов для образования прилагательных от существительных)

V. Письмо под диктовку:

Дети записывают слова в столбик: осенний, весенний, утренний.

У: Чем похожи?

Д: - Это имена прилагательные

- все в единственном числе и мужского рода

- у всех есть орфограмма нн.

У: - Я считаю, что и суффиксы у них одинаковые. Проверьте мою догадку, запишите цепочку словообразования.

(Дети записывают имена существительные, от которых образовались данные прилагательные и разбирают их по составу:

Д: - в 2-х предлогах суффикс –н-, а в последнем –енн-, т. к. оно образовано от существительного утро, корень – утр, значит суффикс –енн-.

- Мы ещё один суффикс нашли, с помощью которого образуются прилагательные.

У: Предлагаю дома подумать и найти ещё другие суффиксы, которые помогают нам образовать прилагательные от существительных. Свои примеры запишите в тетрадь.

VI. Работа по учебнику: упр. 362.

У: Выписать прилагательные и записать цепочку происхождения.

img16.jpg (2505 bytes)

VII. Итог урока.

У: Что нового вы для себя открыли?

Д: Способы образования прилагательных от существительных.

У: Назовите эти способы.

Д: Имена прилагательные образуются от основ имён существительных при помощи суффиксов: -н-; -ин-; -ист-; -ов-; -ев-; и мы попробуем дома ещё отыскать суффиксы с помощью которых образуются прилагательные.

У: Подведём итоги аукциона. Кому удалось приобрести товар? Молодцы! Желаю удачи в домашней творческой работе.