Ребенок не говорит, или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.
Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка: не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена физиологами и исследователями, такими как И.И.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы, подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти. С детьми 5 лет мы проводим активную гимнастику артикуляционных органов.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией”.
Первой формой общений первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки,… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.
Педагоги и родители утвердились в необходимости квалифицированной коррекционной помощи детям. Как правило, нарушение в развитии ребенка дает о себе знать очень рано, практически в первый год жизни. И поэтому чрезвычайно важно не только увидеть, продиагностировать это отклонение, но и своевременно предложить индивидуальную для данного ребенка программу коррекции.
Развитие ребенка происходит неравномерно. Существуют особые сензитивные периоды, в которые определенные функции развиваются наиболее интенсивно. Используя возможности этих периодов, пластичность детской нервной системы, повышенные компенсаторные возможности растущего организма для успешной коррекции. Многое можно сделать для ребенка именно в дошкольный период его жизни.
В нашем дошкольном учреждении диагностика и коррекция начинаются в 3 года. И осуществляется до исправления дефекта, чтобы к началу школьного обучения ребенок говорил красиво и правильно. С результатами обследования детей мы знакомим родителей на родительском собрании. Логопед делает индивидуальный речевой профиль для ребенка и с помощью условных обозначений составляет диагностическую карту.
Родителям такая форма нравится, т.к. вслух ничего не оглашается, если не понятно что-то, можно обратиться индивидуально к логопеду. Такие собрания проводим в сентябре, в средней группе.
Одним из главных требований к проведению коррекционной работы является четкое определение характера взаимосвязи программных и коррекционных задач. Так рост речевой патологии предопределяет необходимость наличия логопеда в детском учреждении. Это тем более важно, т.к. нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, отражаются на его поведении, влияют на умственное развитие.
Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно сказаться на личности ребенка. Поэтому занятия по познавательному развитию, обучению грамоте ведутся совместно воспитателями и логопедом. В логопедическом кабинете создана база пособий для коррекции речевых нарушений и дидактические игры по развитию мелкой моторики рук и психологических функций ребенка.
Коррекционная работа логопеда осуществляется по следующим направлениям:
- преодоление отставания в приобретении навыков и умений по основным разделам обучения;
- закрепление лексикограмматического и фонетического материала;
- формирование и развитие произвольного внимания как важного фактора организации всей познавательной деятельности ребенка;
- развитие и совершенствование восприятия, памяти, а также общей и мелкой моторики.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. Начинаем работу с 2-х лет. Дети этого возраста выполняют простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом “Сорока” и др., на основе народного фольклора. Они есть в каждой группе. Малышам до 3-х лет упражнения даем в упрощенном варианте.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускать скуки и переутомления. Двух- трехлетние малыши хором произносят текст.
Стремимся к тому, чтобы ребенок, выучив стихотворение, мог его воспроизвести, сопровождая соответствующими выразительными движениями, жестами. Можно придумать свои.
Наряду с развитием моторики развиваются: внимание, память, мимика, эмоциональность. Не уставая, изо дня в день повторяем названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Потом ребенок сам называет много раз знакомые слова, обогащая словарный запас.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры”. Игры эти очень эмоциональные, увлекательные. Мы их проводим в течение дня в детском учреждении и предлагаем родителям дома. Книга “Страна пальчиковых игр” М.С.Рузина, С.Ю.Афонькин. Эти игры у детей с 2–7 лет активизируют работу мозга, способствуют развитию речи и помогают дошкольникам подготовить руку к письму.
“Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Интересны парные и групповые упражнения с пальцами, которые улучшают у детей телесное, невербальное общение, а также облегчают им контакты со сверстниками, взрослыми.
Принцип работы: от простого к сложному. Такие упражнения нужны и правшам и левшам. В каждом из нас живет ребенок, который любит играть. Воспитатель вместе с детьми возвращается в детство с помощью страны пальчиковых игр. Мы показывали прием, когда дети выполняли упражнения на экране, как теневой театр. Это дает возможность каждому ребенку увидеть себя со стороны, сравнить свои движения со сверстниками. Постараться сделать их лучше.
И.М.Сеченов писал: “Движения руки человека возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой”.
К 5-ти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Изготовление поделок – это не только выполнение определенных движений, оно учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Активно работает воображение: посмотри, как сделано, измени сюжет, выбери свой материал. К ним относятся разные виды плетений из бумаги, тесьмы, ниток, проволоки, изготовление поделок из природного материала, из теста.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательных дидактических играх: “Сделаем бусы”, “Составь предмет из спичек”, “Помоги Золушке перебрать крупу” (Приложение № 1, № 2, № 3, № 4, рисунки 1, 2, 3, 4). Все эти игры требуют сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качественной подготовки руки. Доставляют детям радость и удовольствие. Дети ими играют в течение дня.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Кукольный театр оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроение дошкольников, расширяет кругозор детей, обогащает и развивает речь, формирует моральные представления.
Мы поставили перед собой задачу, чтобы кукольный театр вошел в быт детей и способствовал развитию их самостоятельной художественно-творческой деятельности. Прежде всего создали условия: в каждой группе приобрели настольные театры по сказкам, сшили своими руками пальчиковый театр, сделали персонажей из бросового материала. А в этом году сшили больших кукол из меха: лису, собаку, медведя, зайца и т.д.
В старшей группе и 1-м классе оформили театрализованную зону, где имеются атрибуты – шапочки, одежда для переодевания, украшения, короны. Вечером дети сами устраивают кукольный театр, повторяют знакомые сказки. Научили детей пользоваться куклами, выразительно за них говорить. Вместе делали декорации к сказкам: вырезали елочки, делали домики, раскрашивали разными росписями. Анализируя сказки, поставленные детьми и взрослыми, мы поняли, что кукольный спектакль надо выбирать осторожно, продумывать, чем полезен будет спектакль детям, над чем должен смеяться зритель.
Театральную деятельность надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющий свою специфику: дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные навыки. Действуя куклами, у детей развивается моторика рук. Чем меньше кукла, тем труднее ребенку с ней играя, выполнять различные движения. Поэтому желательно начинать работу с куклами среднего размера. В этой деятельности проявляются: внимание, воображение, оценка, общение. Формирование этих качеств имеет огромное значение для развития личности ребенка.
Удачным является внесение театральных кукол на такие занятия как беседа, рассказывание. Как правило, к концу таких занятий снижается умственная работоспособность детей. Практика подтвердила, что внесение куклы – удачный прием. Детям приходится перестраивать речь, непосредственно обращаться к кукле – персонажу, что, безусловно, способствует обогащению знаний, умению, рассказывая об одном и том же, использовать разнообразные формулировки ответов, следовательно, развивать грамматический строй речи.
В младшей и средней группах использовали театральные игрушки на таких занятиях, как лепка, аппликация, рисование. Куклы начинают занятие, обращаются к детям с просьбой что-то слепить, нарисовать, анализируют работы детей.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. В результате выделяем два направления: косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка и кинетико-кинетические ощущения.
Готовим к овладению навыком письма, что поможет в будущем избежать многих проблем школьного обучения.
Со старшей группы мы использовали в работе с детьми прописи “Приготовишки 1-2-3”, “Для родителей и талантливых детей”,
Взрослых должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании, в этом случае ребенок заменяет умение менять направление мышц при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев руки.
Двухлетним детям мы предлагаем альбом для раскрашивания, где нарисован один предмет, затем, с 3-х лет, сюжеты сказок, мультфильмов, времени года.
Важное значение придается коррекционной работе воспитателей при выполнении ежедневных режимных моментов. Понимание того, что они могут заменить друг друга.
Занятия с детьми проводятся логопедом и воспитателями с группой в целом или по подгруппам в первой половине дня по подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Подгруппы организуются с учетом интеллектуального уровня развития детей и имеют подвижный состав.
Логопед и воспитатели проводят динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты обследования детей фиксируются в протоколах диагностики, что помогает им планировать индивидуально-коррекционную работу с детьми, направленную на развитие моторики, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения и т.д.
Инструктор по физической культуре работает над активной двигательной деятельностью детей, а музыкальный работник – над эмоциональными чувствами и формированием словесно-мелодического ритма.
В сентябре через обследование речи детей, определили в логопедическую группу 14 человек. У них дефекты произношения носят полиморфный характер (свистящие, шипящие, сонорные). У большинства детей нарушение фонематического слуха и общее недоразвитие речи. Обследовали мелкую моторику рук. Выяснили, что когда дети выполняют одноразовые движения с силой, то эргометр показывает разницу левой и правой рук в 1 2 единицы, что допустимо. Когда стали выполнять серию синхронных движений с эспандером, то разница левой и правой рук – в 5-7 раз больше. Нарушается гармония движений рук с телом, т.е. нарушен ритм.
Речь является главным критерием умственного развития, и ее успешному формированию способствует развитие общей тонкой моторики рук.
Приложение № 1
И Г Р А: Помоги Золушке разложить семена.
М А Т Е Р И А Л: Разные крупы, горох, бобы и косточки.
ХОД ИГРЫ: Смешать все семена, ребенок раскладывает семена по отдельным ячейкам.
Приложение № 2
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ:
- Сделай лучик солнышку.
- Дождик из тучки.
- Укрась звезду.
- Составь цветок.
- Сделай ежику иголки.
ЦЕЛЬ: Развивать умение работать с прищепками и создавать образ.
МАТЕРИАЛ: Прищепки разных цветов, величины, контуры солнышка, тучки, звезды, ежика, круги разных цветов.
Приложение № 3
ИГРА: Завяжи узелок.
ЦЕЛЬ: Развивать умение вязать различные узлы.
МАТЕРИАЛ: деревянная рамка, шнуры разной толщины, длины.
ХОД ИГРЫ: Ребенку предлагаем завязывать разные узлы по показу и по желанию.
Приложение № 4
ИГРА: Поймай колобок из воды.
МАТЕРИАЛ: Сосуд с водой, разливная ложка, игрушечные колобки.
ХОД ИГРЫ: Выловить колобок разливной ложкой, слить с нее воду и положить колобок на поднос без воды.