Воспитание самостоятельной, творчески мыслящей личности, способной реализовать свои потенциальные возможности является главной задачей, стоящей перед современной российской школой. Эта задача требует совершенно новых подходов ко всей системе школьного образования. Назрела необходимость расширения информационного пространства, учителю уже не достаточно традиционных источников информации, таких как учебники, учебные пособия. К новым источникам информации добавился огромный информационный резервуар ИНТЕРНЕТ, который способствует созданию новой ситуации в системе образования. ИНТЕРНЕТ оказывает огромную помощь не только в учебном воспитательном процессе на уроке и во внеурочной деятельности, но и в самостоятельной познавательной деятельности учащихся. У учащихся появилась возможность участвовать в межкультурном общении, стать главными участниками диалога культур. В своей работе я стараюсь максимально использовать сеть ИНТЕРНЕТ для организации совместных проектов со своими коллегами в Германии. Уникальность каждого Интернет-проекта заключается в том, что он создает реальную языковую среду и способствует формированию потребности в изучении немецкого языка на основе интенсивного общения с носителями языка.
Наиболее сложным является начало любого дела, в том числе и проекта. Поэтому сразу же возникают такие вопросы: с чего начать Интернет-проект? Где найти классы- партнеры в Германии. На помощь любому учителю немецкого языка приходит сайт института им. Гёте www.goethe.de На нем можно найти всегда полезную информацию, в том числе и о Интернет-проектах.
Главным консультантом в этом направлении института им. Гёте являются господин Райнхард Донат и господин Вальтер Деген. Господин Райнхард Донат создал целую концепцию международных Интернет-проектов. Всякий раз, обращаясь к нему, я получала полную и исчерпывающую информацию по различным вопросам, связанными с Интернетом и с Интернет-проектами.
10 “золотых правил” от господина Райнхарда Доната перед началом любого Интернет-проекта:
- Найти педагога-партнера перед началом проекта.
- Скоординировать с педагогом-партнером время, тему проекта, ожидания от проекта, пожелания по проведению проекта.
- Представить группе учеников сам проект, временные рамки проекта. Работа в группе: собрать идеи, четко обозначить тему/темы, побудить учащихся к поиску, сформировать интересы.
- Обсудить с группой организационные моменты проекта; составить группы, определить правила, назначить ответственных в группе, создать электронный адрес для группы, копию всей корреспонденции отправлять педагогу-партнеру.
- Находиться в постоянной связи с педагогом-партнером (не реже 1 раза в неделю).
- Вести дневник и указывать, что было сделано в группе, что было изучено, какие методы были использованы, какие новые слова и выражения были пройдены. Предоставлять промежуточные отчеты о результатах работы.
- Провести обмен мнениями и обсуждение проекта.
- Организовать презентацию проекта (выпуск газеты, журнала, постера, выставки в классе, перед другими группами).
- Подвести итоги, определить результаты проекта: что учащиеся узнали, что было для них ново, как были решены проблемы с партнером, что хотелось бы сделать в дальнейшем.
- Подвести итоги с педагогом-партнером, отметить содержательную и методическую сторону проекта; выяснить, что узнали друг о друге, о проекте и дальнейших перспективах.
Соблюдая данные правила, мне самой удалось организовать Интернет-проекты и принять участие в нескольких Интернет-проектах института им. Гёте.
Первый проект был организован собственными силами. Можно сказать, что мы были инициаторами Интернет-проекта с городами Ингольштадт и Эрфштадт. С моими коллегами из Германии нам удалось сделать проект по двум темам “Разрешите представиться” и “Мой Город”. Целью данного проекта было ближе познакомиться друг с другом, узнать больше об учебе и отдыхе немецких и астраханских школьников, собрать информацию о наших городах, найти или же самим придумать легенды, связанные с именами городов. Результатом данного проекта стал выпуск очередного журнала “Sperling” на немецком языке, где были представлены творческие работы немецких и астраханских школьников. Участвуя в этом проекте, учащиеся узнали много нового о своих ровесниках в Германии и обнаружили интересные факты о своем родном городе.
Школьникам младших классов, только начинающих изучать немецкий язык, очень понравился Интернет-проект “Медвежонок путешествует по свету”. В Берлине находится штаб-квартира данного проекта. Главной целью является путешествие плюшевых медвежат по свету по почте, они знакомят ребят разных стран друг с другом. Дети сочиняют различные рассказы о медведях и записывают в дневник медвежонка все его впечатления после визита в какую-либо страну. Координатор проекта Гила Гаппа предложила мне принять участие в этом проекте. С радостью все дети приняли это предложение.
В мае 2003 года к нам по почте прибыл плюшевый медвежонок со своим дневником и подарками от венгерских школьников. Кроме Венгрии он побывал уже во многих странах мира: это и Америка, и Бразилия, и Аргентина, и Польша и многие другие страны. Это было настоящее событие не только для детей, но и для родителей школьников. Вместе с медвежонком дети и родители отправились в город, чтобы показать ему самые красивые места города Астрахани. Это белокаменный Кремль, Лебединое озеро и, конечно, самый красивый парк Планета с различными аттракционами. Все пребывание медвежонка отразилось в забавных фотографиях в его дневнике. Ребята с удовольствием нарисовали гостя и выпустили большую праздничную газету.
Летом 2003 года мне посчастливилось стать во второй раз стипендиатом института им. Гёте и принять участие в работе семинара “Компьютер на уроке немецкого языка” в Мюнхене. Я поделилась опытом со своими зарубежными коллегами и узнала много нового и интересного.
И вот новый проект. Теперь этот Интернет-проект стартовал уже в институте им. Гёте в Москве. Снова медвежонок отправился в путешествие, только теперь уже по России. Уже в канун Нового Года он был в гостях и отпраздновал Рождество в немецком клубе, который я организовала в прошлом году. С огромной радостью встречали ученики нашей гимназии медвежонка. И, судя по фотографиям, расположенным на сайте института им. Гёте www.goethe.de/moskau , ему очень понравилось в Астрахани.
Участие учащихся в различных международных проектах дает эффективную возможность формирования социокультурной компетенции. На основе диалога культур немецкий язык выступает в своей основной функции - средства формирования и формулирования мысли, средства общения. Овладение немецким языком происходит на социокультурном фоне. Дети не только узнают ближе друг друга, но и учатся понимать друг друга и они осознают, что все мы - жители одной большой планеты и делить нам нечего. Мы просто должны научиться уважать друг друга.