За последние годы произошла резкая смена форм деятельности, предлагаемых детям в качестве способа организации их свободного времени. Известно, что молодежный досуг представляет собой не только одну из доминирующих, но и для ряда социальных групп молодежи приоритетную форму социализации личности, формирование культуры. В ней реализуются и девиантные установки субъекта, формируется особый субкультурный класс жизнедеятельности личности.
“Ритм” – это клуб для подростков, созданный на базе закрытого учреждения внесемейного воспитания, где созданы условия для удовлетворения интересов ребенка, развития его способностей и талантов, раскрытия личностного и творческого потенциала, выбора деятельности.
Целью работы клуба “Ритм” является создание условий для саморазвития, самоопределения, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков и взрослых на основе индивидуального и дифференцированного подходов.
Задачи:
- Выявление и оказание помощи в развитии творческого потенциала подростков, включение каждого в творческую развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
- Профориентация подростков;
- Создание и развитие органов самоуправления;
- Профилактика девиантного поведения подростков;
- Организация досуга.
Ведущими идеями работы клуба являются:
- Развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- Содействие личностному и профессиональному самоопределению подростков;
- Самореализация ребенком своего “Я”, его адаптация к жизни в современном обществе.
Содержание работы клуба ориентировано на создание благоприятных условий для развития личности ребенка в практической, общественно значимой, коллективной деятельности; развития внутренней состоятельности и внешней культуры.
Все используемые формы воспитательно-образовательной работы клуба делятся на 3 группы:
- Мероприятия – ситуация, организованная педагогом с воспитательно-образовательной целью,
- Игра – воображаемая или реальная деятельность, организованная среди подростков для обучения, досуга, общения и развития,
- Коллективное творческое дело (КТД) – самый высокий уровень взаимодействия подростков друг с другом и со взрослым.
Условия реализации:
- Широкий выбор деятельности,
- Поиск новых форм работы,
- Создание методической базы.
Разработку игры “Формула успеха” мы вам предлагаем из опыта работы нашего клуба.
Тренинг “Формула успеха”
Цель: создание условий для саморазвития, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков.
Задачи:
- Формирование эмоционально положительной Я-концепции: Я могу, способен, значу;
- Формирование способностей к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям;
- Развивать невербальные способы взаимодействия и общения; умение давать и принимать информацию в необычной форме;
- Через упражнения и игры формировать терпимость к чужому мнению, сплоченность группы
I. Вводная часть
Цель: создание благоприятных условий для работы группы, напомнить об основных принципах тренинга. Вместе придумать и принять правила именно этой группы.
Любая группа людей, собирающихся начать большую работу, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить максимально возможных результат. Правила записываются на плакат и в течение всего тренинга висят на видном месте:
- Не перебивать.
- Безоценочное общение.
- Семеро одного ждут.
- Не вести перекрестные разговоры.
- Закон поднятой руки.
- Готов – подай знак.
- Слушать и слышать.
- Правило пирога.
Упражнение “Передай маску”
Это упражнение взбадривает детей, делает их более внимательными, помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел, и тем самым освободить голосу для работы.
Инструкция:
Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение. Например, вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он “передает” своему соседу слева. И так все по очереди.
II. Основная часть
Упражнение “Ожидание” (что вы ожидаете от тренинга)
У вас есть потребность в признании и самоутверждении. Личность стремится к самостоятельности. Образуется разрыв между “Я хочу” и “Я могу”, и это приводит к более активным поискам путей и средств самоутверждения.
На плакате:
Средства самоутверждения личности Социально-ценные Социально-полезные Антисоциальные
Если расположить все возможные формы самоутверждения личности по прямой, то на одном ее конце (+ положительном) оказался бы подвиг как внешний вид социального утверждения, а на другом (– минус) преступление как крайняя форма антисоциального утверждения.
Рис. 1
В повседневной жизни мы не можем совершать постоянно подвиги. Подвиг – это героический, самоотверженный поступок.
Между черной и белой стороной медали существует и нечто среднее. Какими формами мы можем заполнить нашу прямую.
Перечислите по кругу (поступок, достижение …)
Каждый вправе выбрать свой путь, любую форму утверждения.
Задача тренинга – вывести формулу успеха и определить, что для этого необходимо.
У каждого из нас есть способности и возможности, и каждый может быть успешным. У одних это происходит путем признания их интеллектуальных способностей, у других – хороших физических данных, у третьих – активной общественной деятельности и т.д.
Игра “Корзинка”
Цель: с помощью игры выявить, какими способностями обладает каждый из учеников.
Детям предлагаются прямоугольники из цветной бумаги и дается задание за 2-3 минуты написать то, где вы себя можете проявить.
Корзина пускается по кругу и дети читая складывают свои листочки.
Рефлексия
Мы сейчас выясним, что у вас достаточно широкий круг интересов. Все вы творческие личности и многое умеете и можете.
Первое звено нашей цепи: Я МОГУ.
Я вам напомню произведение Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”:
“ Однажды в магазин “Овощи – фрукты” из далекой южной страны доставили много ящиков с апельсинами. Когда их стали открывать, оказалось, что в одном из ящиков апельсинов совсем не оказалось, зато на дне его спит какой-то толстый пушистый зверек. Продавец его вытащил из ящика и поставил на прилавок. Зверек скекунду постоял, а потом – чебурах! – и упал с прилавка на стул, а со стула на пол.
– Фу ты, Чебурашка какой! – сказал продавец.
Зверек открыл глаза и огляделся.
– Ты кто? – спросил его продавец.
– Не знаю…
– А как тебя зовут?
– Не знаю…
– Ну ладно! Тогда тебя будут звать Чебурашка”.
Так у Чебурашки появилось имя.
Упражнение “Имена”
Имена есть у всех нас. У русских, кроме имени, есть еще и отчество. А у других народов детям дают двойные и тройные имена, считается, что так у ребенка будет больше ангелов-хранителей.
Объединитесь в парах и дайте характеристику имени своего партнера.
Например:
Т – тактичная
А – активная
Т – требовательная
Ь
Я – яркая
Н – настойчивая
А – агрессивная
На работу в парах дается 1-2 минуты.
Прочитайте характеристику имени по очереди друг другу и выскажите свое мнение, совпадает ли оно с тем, как вас описали.
– Анализируя характеристики имен, которые вы дали, какой можно сделать вывод?
– Вы описывали просто имя или имя конкретного человека и его качества, и какие черты характера отразили?
– У многих характеристика имени совпала с мнением партнера, а у некоторых нет.
Очень важно, чтобы ваше мнение и мнение окружающих о вас совпадало. Это и есть адекватная самооценка.
Следующая составляющая нашей формулы: Я АДЕКВАТНОЕ.
Упражнение “Копилка”
Учащиеся пишут на листе, прикрепленном на спине у каждого из участников, положительные качества, присущие данному человеку.
Задание: собрать больше положительных качеств за 3-4 минуты. Затем снимите листочки со спины и поставьте галочку против того качества, с которым вы согласны. Подсчитайте совпадения.
Рефлексия: Тот, кто был активнее, тот и узнал о себе больше.
Очень важно для успешности то, что оценка самого себя совпадает с оценкой окружающих.
Следующая составляющая формулы успеха: Я ПЛЮС.
Упражнение “Быстрые превращения”
– Начните ходить по комнате.
Сейчас мы с вами будем превращаться в различных людей, испытывающих разные чувства. Представьте, что вы сейчас – актер, стоящий на сцене после удачного выступления. Зал вам рукоплещет, слышны крики “Браво!” Превратитесь в этого актера. Что вы сейчас чувствуете? А теперь, представьте, что вы нечаянно разбили красивую вазу в гостях у друга. Что вы чувствуете сейчас? И т.д.
Мини пауза.
Деление на микрогруппы.
Игра “Чемодан желаний”
Задание: выберите из “чемодана” набор вещей, аксессуаров, и всего того, что вам необходимо для успеха в профессиональной деятельности, семейной жизни. Обозначьте это все на ватмане, если есть необходимость, дополните недостающие вещи рисунками.
Выполнять работы мы будем в форме коллажа.
III. Заключение
Обсуждение и защита.
Последняя составляющая формулы: Я ХОЧУ.
Что я хочу в своей жизни. Хороших друзей, благополучной семьи, удачной карьеры бизнесмена, великих научных открытий. Все это отразилось в ваших проектах будущего.
Заключение (по кругу).
– Что вы ожидали от этого тренинга сбылось?
Вывод:
От того, какие формы утверждения вы выберите и в какой среде вы окажетесь, зависит ваше успешное будущее. Формула не окончена и она будет изменяться и пополняться в зависимости от возраста и поставленной цели.
Я МОГУ + Я АДЕКВАТНОЕ + Я+ + Я МОГУ
ФОРМУА УСПЕХА
Рефлексия. Что я получил от игры?
Список литературы
- Журнал “Воспитание школьников”, № 1, 1997.
- Психическое развитие воспитанников детского дома. Под редакцией И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., “Педагогика”, 1990.
- А.В. Волхов. Дети и взрослые: взаимообогащение. – М.: ГОУЦРСДООД, 2000.
- А.С. Прутченко. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 2000.
- Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Москва-Воронеж, 1997.
- Общение и личностный рост. Приложение № 2, Барнаул, 1994.