Раздел: начальное обучение.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока:
- Совершенствование умения проверять слова с непроизносимыми согласными.
- Развитие умения составлять предложения из слов и находить границы предложений.
- Развитие орфографической зоркости, внимания, речи учащегося.
Оборудование:
- Слова с непроизносимыми согласными на отдельных карточках.
- Плакат со стихотворением.
- Опросники ( по одному на парту ).
- Лото с фишками (у каждого ребенка).
ХОД УРОКА
I. Психологический настрой учащегося.
– Настроимся на урок. Наши ушки будут слушать
(массаж), наши глазки будут внимательно смотреть,
наши пальчики будут красиво писать (массаж), наши
головки будут хорошо думать (погладить по
голове).
Закрывайте глазки, опустите голову. Настройтесь
на работу. У вас все получится, ваша работа должна
радовать вас. Откройте глаза. Улыбнитесь друг
другу. Садитесь.
II. Целевая установка.
– Над какой темой мы работаем несколько уроков подряд?
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? (Закреплять правило проверки непроизносимых согласных в слове, подбирать проверочные слова, разными способами играть, писать под диктовку.)
– Вы почти угадали, еще на уроке проведем минуту чистописания, будет работа в парах.
– А хотели бы вы отправиться в путешествие? Мы будем путешествовать по стране непроизносимых согласных.
– Как вы думаете, кто живет в этой стране? (Слова с непроизносимыми согласными и буквы Л, В, Т, Д.)
– Вот к жителям этой страны мы и отправимся в гости. Цель нашего путешествия: обследовать страну непроизносимых согласных, показать жителям свои знания и умения. Запишите дату нашего путешествия.
III. Работа над темой урока.
– Чтобы попасть в эту страну надо сдать два экзамена:
а) на умение красиво писать (минутка чистописания);
б) на знание законов этой страны (опросник).
Минутка чистописания.
Работа в парах по опроснику.
Учитель принимает экзамен, спросив 3-4 человек
по вопросам.
Сначала один ученик задает вопросы и проверяет
правильность ответов, затем он передает опросник
соседу по парте, и они меняются ролями.
Опросник.
1. Какие непроизносимые согласные ты знаешь? | 1. Непроизносимые согласные Л, Т, Д, В. |
2. Что надо сделать для проверки слов с непроизносимой согласной? | 2. Надо подобрать проверочное слово так, чтобы этот звук четко слышался. |
3. Когда непроизносимая согласная четко слышится? | 3. Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной. |
4. Приведи примеры слов с непроизносимыми согласными с проверочными словами. |
По ходу на доске появляются опоры:
|
– А теперь, зная законы страны, можно отправляться в путь. Жители для вас приготовили много интересных заданий.
1 задание.
– Знаете ли вы кто живет в этой стране ? Вспомните по два слова с непроизносимой согласной.
Три человека работают у доски, остальные в тетради.
Вывод: как проверить непроизносимые согласные.
2 задание.
Проверить разными способами слово:
Свис_нул - свист, свистеть
3 задание.
Работа над словами, в которых непроизносимая буква не пишется.
– А в каких словах непроизносимая буква не пишется, но как бы “напрашивается” в слово ?
Учащиеся приводят примеры, доказывают, записывают 2 слова с проверочным .
Физминутка для пальчиков и глаз.
4 задание.
Устная работа. Игра “Лото”.
– В этой стране часто происходит путаница:
“писать ли непроизносимую согласную в слове или
нет ?”
Вот жители и хотят вас запутать. Они прислали
письмо с трудными словами. Я их буду вам читать, а
вы кладите фишку на соответствующую букву на
вашей карточке, если ее необходимо в этом слове
писать.
У каждого ученика имеется карточка с фишками.
Вкусный, капустный, здравствуй, поздний, участник, опасность, сердце, устный, солнце, чувствовать, прекрасный, звездный, праздник.
Проверка. Учитель показывает контрольный лист.
5 задание.
Работа над словами-синонимами (самостоятельная работа).
– Среди слов с непроизносимыми согласными есть слова, которые будут синонимами к данным словам ( слова учитель показывает на карточках ).
Первая группа детей записывает только слова с непроизносимыми согласными, вторая группа (сильные учащиеся) – составляет словосочетания.
Огромный, правдивый, пасмурный, прекрасный.
Взаимопроверка (в парах).
Физминутка для пальчиков и глаз.
Минутка психологической разгрузки.
6 задание.
Работа над деформированным предложением (письмо с комментированием).
– А вот еще одно задание от жителей этой страны. Расшифруйте эту запись.
наступит, праз(?)ник, скоро, будет, в, радос(?)ный, большая, зале, ст(?)ять, елка, прекрас(?)ная
– Что здесь зашифровано? (2 предложения.)
– О каком празднике говорится?
Запись с комментированием с места.
IV. Итог работы.
– Посмотрите, какие слова вам часто встречались сегодня на уроке? (Слова с непроизносимыми согласными.)
– Скажите, какие слова вы бы хотели слышать в повседневной жизни чаще?
Чудесный, честный, здравствуй, прелестный, радостный, чудесный.
Учитель вывешивает карточки с этими словами на доске.
– Какая орфограмма встречается во всех этих словах? Как ее проверить
Вывод: правило проверки непроизносимых согласных.
– И в заключение жители страны непроизносимых согласных приготовили для вас пожелание. (Устно изменить слова в скобках.)
На плакате:
|
– Оцените свое настроение. С каким чувством покидаете эту страну и заканчиваете урок?
V. Домашнее задание: по индивидуальным карточкам.