Тема урока: Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.
Цели урока:
- Обучающие:
- выявление характерных особенностей музыки разных народов мира при сравнении ее с русской музыкой.
- Развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать творческие способности и самостоятельность детей.
- Воспитательные:
- на основе эмоционального восприятия музыки композиторов Эд. Грига, Л. Бетховена, П. Чайковского воспитывать интерес, любовь к музыке, потребность в общении с искусством.
Оборудование:
- магнитофон;
- музыкальные инструменты: трещотки, ложки, бубен, рубель;
- портреты композиторов;
- фонохрестоматия к урокам, 3 класс;
- географическая карта мира.
Тип урока: урок-конспект.
ХОД УРОКА
- Сообщение темы и цели урока.
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем музыкальное “путешествие” по странам мира. Сегодня наш урок посвящен теме “Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ”.
- Повторение и закрепление пройденного.
- С какой величественной и суровой страной диких скал и густых лесов вы познакомились на прошлом уроке? /Норвегия/.
- Покажите на карте эту страну.
- Назовите норвежского композитора, имя которого известно во всем мире. /Эд. Григ/.
- Что вы знаете об этом композиторе?
- С какими музыкальными произведениями Эд. Грига вы познакомились на прошлом уроке?
- О чем эти произведения?
- Вспомните произведение, в котором нарисована картина рассвета.
- О чем рассказывает вам музыка ?
- Какие средства выразительности помогают услышать рассвет ?
- Какие чувства вызвала у вас музыка ?
- Как вы будете исполнять ее?
- С каким романсом вы познакомились на прошлом уроке ?
- Что такое романс ?
- Сравните музыку романса “Заход солнца” с главной мелодией “Утра”. Что их роднит и чем они отличаются ?
- Какими средствами выразительности композитор передает, как красива природа, когда заходит солнце ?
- Какие чувства вызвала музыка ?
- Как вы будете исполнять ?
- Коллективная работа.
- Послушайте замечательную пьесу и определите характер.
- Что выражает музыка ?
- Какими чувствами, мыслями, настроениями наполнена эта музыка ?
- Как звучит роль композитора в этой песне ? Как передано его душевное состояние ?
- В каком ладу написана пьеса ? Меняется ли в ней настроение ?
- О каком времени года рассказывает музыка ?
- Как бы вы назвали пьесу ?
- Эта пьеса называется “Осенняя песня”.
- Композитор какого народа сочинил пьесу ?
- Эд. Григ мог сочинить ? Почему ?
- Пьесу “Осенняя песня” сочинил великий русский композитор, имя которого известно не только в России, но и во всем мире.
- Не огорчайтесь, если вы назвали Эд. Грига, потому что между музыкой Эд. Грига и П. Чайковского много общего.
- Раскрытие темы.
- Что общего в музыке Эд. Грига и П. Чайковского, а что отличает их произведения ?
- Какой вы можете сделать вывод ?
- Какому месяцу посвятил пьесу композитор?
- Зачем мы учим народные песни ?
- Наши русские песни любят петь в других странах мира, так как в музыке нет непереходимых границ. Они звучат на японском, немецком, английском и на других языках.
- Перечислите жанры русской песни.
- К какому жанру относится песня “Со вьюном я хожу” ?
- Послушайте произведение, в основе которого лежит известная вам мелодия.
- Русская это музыка или нет ?
- Народная или сочинена композитором ?
- Композитор какого народа сочинил это произведение ?
- Какова форма произведения ?
- Что такое вариация ?
- Как бы вы назвали это произведение ?
- Послушайте пьесу П. Чайковского “Камаринская” в новом для вас исполнении. Постарайтесь почувствовать, как звучание русских народных инструментов помогает ярче передать ее плясовой, задорных характер.
- Подведение итога урока.
Дети входят в класс под русскую плясовую песню “Камаринская” и поют музыкальное приветствие “Добрый день”.
Учитель:
/ Рассуждения детей над темой урока /.
- Отправляясь в музыкальное “путешествие” за пределы нашей страны вы узнаете о многообразии и красоте природы в различных уголках земли, о настоящем и прошлом людей, говорящих на разных языках, но благодаря языку искусства без всяких слов понимающих друг друга.
Учитель:
/“Утро” из сюиты “Пер Гюнт”; романс “Заход солнца”/.
/Предполагаемые ответы – о природе/.
/“Утро” из сюиты “Пер Гюнт”/.
/О том, как красива природа, когда она пробуждается/.
/Динамика, темп, регистр и др./.
/Нежные, ласковые/.
/Нежно, ласково, с любовью/.
Дети исполняют главные мелодии “Утра” из сюиты “Пер Гюнт”
/Исполнение попевки на мелодию “Утра” вводит учащихся в интонационный мир музыки Эд. Грига и одновременно служит хорошим распеванием перед исполнением трудного в вокальном отношении романса “Заход солнца”/.
Учитель:
/романс “Заход солнца”/.
/романс – музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля, гитары …)/.
Дети исполняют романс “Заход солнца”
Музыка Грига привлекает людей всего мира, в ней много света, радости, тепла, нежности, выразительности.
В ней живет Норвегия, с ее чудесной природой, с ее мужественными людьми.
Музыку Грига можно сравнивать с букетом цветов. Цветы эти не поражают яркостью, не влекут экзотическим благоуханием. Ведь музыка Грига родилась среди северной норвежской природы и звуки его музыки неотделимы от скалистого берегового пейзажа, зелени леса и горных лугов.
"В музыке, – писал П. Чайковский, – проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик."
Учитель:
На уроке музыки вы не только исполнители, но и
слушатели.
Дети слушают пьесу П. Чайковского “Осенняя песня” из цикла “Времена года”
/Пусть ребята сопоставят минор и мажор, вспомнят, как красива природа, когда заходит солнце. В этой музыке мажор, словно луч солнца, стремящийся прорваться сквозь тучи, но музыка все же остается минорной, а настроение – печальным /.
/Осень/.
/ Потому, что пьеса близка по характеру произведениям “Заход солнца” и “Утро”, в которой образы природы также вызывают у слушателя раздумья о жизни человека /.
/ Учитель показывает портрет П.И. Чайковского /.
Грига называют норвежским Чайковским.
Учитель рассказывает о дружбе двух великих композиторов П. Чайковского (русского) и Эд. Грига (норвежского). О том, что их сближала любовь к родной природе. О музыкальном языке, который понятен другим народам без перевода.
Музыка Грига по своей мелодичности, ясности, поэтичности во многом близка к лирическим сочинениям П. Чайковского, связанным с картинами природы. Чайковский не знал норвежского языка, Григ – русского, но музыкальный язык друг друга они понимали хорошо, он сблизил их.
Но музыкальная речь каждого из них имеет свои особенности, как узнаваемый штрих в почерке дорогого человека.
Чайковский с большой симпатией и любовью относился к Эд. Григу.
/Рассказ учителя о знакомстве Чайковского с Григом и их последующей дружбе/.
/Музыка – это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражают свои чувства, мысли, настроение/.
Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и разговорный (литературный), но в отличие от последнего музыкальный понятен всем другим народам без перевода.
Это еще раз подтверждает основную мысль урока.
Так же как и норвежский композитор Эд. Григ, П. Чайковский в своей красочной, лирической музыке отразил жизнь человека, жизнь своей Родины и конечно же русскую природу. Это видно по множеству музыкальных произведений и по письмам, которые он писал.
/Учитель под музыку читает несколько отрывков из писем: "…Люблю я нашу зиму долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую земную травку. Как радуешься прилету грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!"/.
За 10 лет Чайковским было сочинено множество произведений: прекрасных романсов, замечательных пьес. Особенно пьесы из цикла “Времена года”. Это одно из поэтичнейших и популярнейших произведений мировой фортепианной литературы.
Сборник состоит их 12 пьес. – Почему ? – по числу месяцев в году. Каждая из 12 пьес имеет название, подзаголовок и эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов.
Пьеса “Осенняя песня”, которую вы слушали на уроке, входит в данный сборник.
“Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…”А. Толстой.
/ “Осенняя песня является образом октября, безусловно русским пейзажем настроения, отвечающим подобного же содержания русской осени в живописи /.
/ Вновь звучит пьеса “Осенняя песня” П. Чайковского /.
Слушая пьесы из цикла “Времена года”, мы начинаем “видеть” русскую природу, из которой музыка эта родилась, точно так же как, всматриваясь в пейзажи русских художников, мы начинаем “слышать” их песенную душу.
Творчество П. Чайковского не могло бы достигнуть такого расцвета без связи с народной музыкой.
“Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи… Я проникся неизъяснимой красотой… русской народной музыки …”
П. Чайковский
“Народ сочиняет музыку, а мы, композиторы, только ее аранжируем …”
Эти крылатые слова были сказаны полтора века назад великим композитором М. Глинкой.
/Рассуждения детей над высказыванием /.
Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа, изучали ее, так же как все мы изучаем свой родной язык. Тот, кто знаком с народной музыкой, никогда не ошибается, определяя ее национальность. Вот почему музыка Эд. Грига узнается как музыка норвежская, Л. Бетховена – немецкая, П. Чайковского – как русская.
Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека.
/Русская песня может о многом рассказать, о том, как жили наши предки, о чем они мечтали. Чтобы помнить об историческом прошлом России/.
/Исполнение детьми русской народной песни “Со вьюном я хожу” на английском языке/.
/Плясовые, хороводные, календарные, частушки и др./
Многие русские, зарубежные композиторы используют в своих сочинениях мелодии народных песен и плясок.
/Слушание Л. Бетховена “Вариации на тему русской народной песни “Камаринская”/.
Музыкальное произведение “Вариации на тему русской народной песни “Камаринская” сочинил немецкий композитор Л. Бетховен.
Эта музыка – яркий пример того, как композитор с интересом и любовью отнесся к песенному богатству другого народа, с каким мастерством, изобретательностью развил народную тему в своем произведении, построив на ее основе яркие, контрастные по своему характеру вариации.
Воспользовавшись русской темой, Бетховен изложил мелодию по-своему, по-бетховенски, отчего она приобрела черты, характерные для немецкой музыки.
/Слушание пьесы П. Чайковского “Камаринская”/.
- Понравилось вам музыкальное “путешествие”? Чем?
- Какой вы можете сделать вывод ?
/Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ/.
- Давайте закончим наш урок игрой веселой “Камаринской” на музыкальных инструментах.
/Исполнение “Камаринской”/.
На этом наше музыкальное путешествие не заканчивается, мы его продолжим на следующем уроке.