Наша гимназия многопрофильного направления: гуманитарный, физико-математический, социально-экологический, военно-патриотический. Для социально-экологического профиля составлена скорректированная программа, в которую включен раздел “Основы химического анализа”. Разработку одного из уроков этого раздела представляю на фестиваль “Педагогических идей”.
УРОК
“Цвет”
Цель: Изучить цвет с точки зрения химии; знакомство с основами химического анализа – метод хроматографии.
Задачи:
формирование и укрепление межпредметных связей;
развитие знаний об области применения цвета – метод разделения смеси (метод хроматографии).
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения: полилог, практическая работа, работа в парах.
Оформление: затемненные окна, портрет М.С. Цвета; музыкальное сопровождение со цветоэффектами, картины А. Матисса
Оборудование и реактивы: стаканчики с водой, пипетки, фильтровальная бумага, черные чернила, черный фломастер, яичная скорлупа. Цветные карандаши и бумага.
Ход урока:
Задание классу
Учитель:
- Закройте глаза. Ваши ассоциации? Какого они цвета?
- Изобразите озоновую дыру.
- Нарисуйте Бермудский треугольник.
Ответы учащихся: страх, неизведанное, пугающее. Раскрасили все в черный цвет.
Учитель выносит разноцветные воздушные шары, включает веселую музыку в сопровождении цветовых эффектов, зажигает бенгальские огни, которые горят ярким красочным пламенем.
Следующее задание:
- Ваши ассоциации? Какого они цвета?
- Изобразите ваши ощущения.
Ответы учащихся: веселье, радость, смех, праздник. Получились рисунки, окрашенные во все цвета радуги.
Учитель: Подведем итоги. С помощью цвета можно выразить свои ощущения, настроение, создать атмосферу радости, веселья или страха, грусти. Красота окружающего мира в разноцветье. “Все живое стремится к цвету” слова И. Гете.
Учитель: Тема урока “Цвет”.
Многие ученые, поэты и художники изучали цвет, посвящали ему свои труды. Говорят М.В. Ломоносов создал цветную мозаику, А.Матисс главным в живописи считал цвет, психологии – о воздействии цвета на эмоциональное, психофизическое состояние человека. О таком воздействии расскажет ученица 10 класса, которая занималась научно-исследовательской работой “цвето-экология”.
Мы сегодня поговорим о применении цвета в химии. Запишите подзаголовок и разберите слово по составу.
Хроматография.
Ребята проводят аналогию слов – картография, фотография, биография и сами выводят значение слова "хроматография" - это цветописание. Этот метод открыл русский ученый физиолог, биохимик М. С. Цвет и предложил использовать его для разделения смесей.
Учитель демонстрирует опыт, который провел ученый.
Учитель поясняет понятия: хроматография; растворитель, его характеристику; виды хроматографии: бумажная, тонкослойная, колоночная; дает характеристику используемых сорбентов.
Учитель проводит опыт с использование бумажной хроматографии.
Учитель: Сейчас ребята вы самостоятельно исследуете состав смеси. Ознакомьтесь с планом проведения практической работы.
Звучит спокойная музыка. Ребята выполняют практическую работу (в парах) по плану:
- Изучи методику проведения практической работы.
- Распишись в журнале по ТБ.
- Приготовь прибор (оборудование) для проведения опыта.
- Выполни практическую работу.
- Запиши свои наблюдения в таблицу.
- Сделай выводы.
- Ответь на дополнительное задание (реши задачу)
– выполняют индивидуально. Количество вопросов не более двух–трех, в зависимости от сложности задания.
Практическая работа
“Разделение смеси методом хроматографии”
Цель: определить составляющие черного цвета.
Материалы и оборудование: черные фломастеры, черные чернила, специальная (фильтровальная) бумага, яичная скорлупа, вода дистиллированная, пипетка.
№ |
Что делали |
Что наблюдали |
Вывод:
Карточка-задание:
- Какой метод хроматографии вы использовали? (Бумажную, тонкослойную хроматографию)
- Что использовали в качестве сорбента? (Cпециальную бумагу, карбонат кальция)
- Кто является основателем метода цветописания? (М.С. Цвет)
- При горении бенгальских огней пламя окрашивалось в разные цвета, чем это вызвано?
- При горении бенгальских огней пламя окрашивалось в разные цвета, данную реакцию к какому методу анализа можно отнести? (сухой метод анализа)
- Что использовали в качестве растворителя?
Яичная скорлупа использовалась в качестве сорбента. Приготовить его нужно заранее следующим образом: отварить и очистить яйцо, желательно, чтобы скорлупки не были маленького размера. Затем очищенную от внутренней пленки скорлупу замочить в холодной воде на сутки. Высушить и применять в исследовании, нанося исследуемое вещество на внутреннюю сторону на высоте 0,3–0,5 мм от края.
Учитель (вопрос к классу): Каким цветом вы бы окрасили оценки: “5”, “4”, “3”, “2”?
Ребята предлагают следующую шкалу:
“5” – красный,
“4” – желтый, оранжевый,
“3” – синий, зеленый,
“2” – черный.
Учитель: А сейчас, ребята, оцените свое эмоциональное состояние по цветной шкале, выбрав звездочку соответствующего цвета.
Красный – чувствовал себя комфортно, активно принимал участие на уроке;
Желтый, оранжевый – чувствовал себя комфортно, все было понятно, но активность не проявлял в полной мере,
Синий, зеленый – чувствовал себя нормально, не все было понятно.
Черный – чувствовал себя неуверенно, ничего не понял.
Благодарю за работу на уроке.
После проведения данного урока я стала использовать оценку эмоционального состояния по данной шкале. Это помогает сразу оценить состоятельность урока. Вести сравнительный анализ тем уроков, форм и методов его проведения.