Актуальность выбранной темы определяется сразу несколькими моментами:
– особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными;
– в практике коррекционной педагогики полностью не решены организационные вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с комбинированным психоречевыми нарушениями (ЗПР в сочетании с общим недоразвитием речи);
– содержание коррекционной логопедической работы с детьми с первичной задержкой психического развития, в частности, по разделу: “Формирование связной речи”, недостаточно полно и подробно проработано в методическом плане.
В настоящее время дефектологами накоплены некоторые данные о речевой деятельности детей с ЗПР. Часть из них касается монологической речи. На значительные трудности детей данной категории в речевом оформлении своих действий, на неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи, указывают в своих работах Г.И.Жарекова (1977) и А.Д.Кошелева (1972). В исследованиях А.Д.Кошелевой показано, что не только при глубокой задержке развития, но и при легких ее формах имеются такие видимые нарушения речевой деятельности, как речевая инактивность, рассогласованность речевой и предметной деятельности. Р.Д.Тригер, как одну из особенностей речи этих детей, выделяет недостаточность словообразовательных процессов (1972).
Е.С.Слепович (1981), изучая особенности монологической речи у старших дошкольников с ЗПР, отмечает, что речь у этой категории детей в основном носит ситуативный характер. Это выражается в большом количестве личных и указательных местоимений, частом использовании прямой речи, усиливающих повторениях. В старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР только начинается переход к контекстной речи. Наряду с этими особенностями Е.С.Слепович выделяет ограниченность словарного запаса у этих детей, особенно существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных.
На несформированность развернутого речевого высказывания и, в частности, операций внутреннего программирования и грамматического структурирования указывается в исследованиях Н.Ю.Боряковой (1982).
По данным Е.В.Мальцевой (1989), недостаточность мыслительной деятельности, низкая познавательная активность, свойственная детям с ЗПР, затрудняют приобретение ими элементарных сведений о звуковой действительности речи. Исходный уровень осознания звукового строения речи у детей с ЗПР наступает позже, чем в норме. Однако, потенциальные возможности осознания речевой действительности и ее элементов (слов, звуков) у детей с ЗПР различны – от устойчивой направленности на звуковую сторону речи и осознания звукового строения слов до отсутствия такой направленности и неприятия задачи анализа звукового состава слова.
В работах А.Р.Лурия (1958), Е.Д.Хомской (1958), В.В.Лебединского и А.Д.Кошелевой (1974) и др. указывается, что значительную роль в нарушении познавательной деятельности таких детей играет недостаточность речевой регуляции: осуществление в речевом плане отчета о произведенных действиях и поэтапного контроля за ними, словесное сопоставление результатов с предложенным заданием.
Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с ЗПР
В учебном плане дошкольного учреждения для детей ЗПР предусмотрено к формированию связной речи в старшем подготовительном возрасте 2 занятия в неделю.
Наряду с “Программно-методическим оснащением коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР” под редакцией С.Г. Шевченко используется дополнительная литература: Е.Д. Худенко,С.Н. Шаховская, Г.А. Ткаченко “Планы-конспекты логопедических занятий. III период обучения”; Л.Н. Ефименкова “Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи”; В.П. Глухов “Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи” и другие.
Основными задачами данных занятий для детей с ЗПР являются повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи. Восполнение пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний, и развитие речевых навыков.
Развитие связной речи у детей ЗПР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
Дети с ЗПР быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи.
В коррекционно-логопедической работе в специальном детском саду для детей с ЗПР основное внимание уделяется: формированию монологической речи; обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида.
Остановимся подробнее на некоторых приемах развития связной речи у детей с ЗПР.
- Рассказ по демонстрируемым действиям – это прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.
- Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде пересказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками).
- Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.
- Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога поможет детям обеспечить последовательность этапов изложения. Однако в тоже время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием.
Конкретная целевая установка занятия – очень важный момент, т.к. именно от цели занятия будет зависеть структура. Выделяются следующие типы занятий: вводное, комбинированное, изучение нового, обобщение, каждый из которых имеет свою дидактическую цель.
Занятия желательно проводить с подгруппой из 5-6 детей с использованием раздаточного материала разного уровня сложности, что позволяет педагогу дозировать нагрузку и отслеживать затруднения детей во время занятий. Необходимую помощь следует оказывать, своевременно избирая меру помощи для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности характера, внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная переключаемость), скорость усвоения нового материала и т.д.
Одним детям для того, чтобы они правильно выполнили задание, достаточно своевременного одобрения, эмоциональной стимуляции или напоминания условия задания. Другой группе детей необходимо дополнительное разъяснение способа выполнения задания.
Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно.
Примерное планирование целей и задач по развитию связной речи на период обучения
Задачи специализированного дошкольного обучения в основном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме. В соответствии с этим все основные разделы программы специализированных дошкольных учреждений соответствуют тем, которые имеются в программе дошкольных учреждений общеобразовательного типа.
Однако очень важно при этом подчеркнуть, что содержание каждого раздела является специфическим. При отборе содержания обучения учитываются недостаточная сформированность познавательной деятельности и особенности психофизического развития детей с задержкой психического развития. В содержание работы вводятся не только общие, возрастные, но и коррекционные задачи.
Коррекционные задачи:
– Обогащение зрительных представлений.
– Развитие внимания.
– Стимуляция познавательной активности (задания на поиск).
– Создание условий для полноценного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
– Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (согласование числительных с существительными, прилагательными, существительных с прилагательными).
– Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка и т.д.).
– Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
– Развитие направленного восприятия речи педагога и внимания детей к речи других детей.
– Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Образовательные задачи:
– Учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения
– Формирование мотивации учебной деятельности, ориентированную на активизацию познавательных интересов.
– Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
– Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения.
– Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений.
– Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия.
– Усвоение ряда языковых, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и т.д.), необходимых для составления речевых высказываний.
– Практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений; формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью – умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.
Конспекты занятий
Занятие №1
Тема. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
Цели. Учить детей отвечать на вопрос развернуто, фразой из 3-4 слов, пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей. Воспитывать навыки правильного звукопроизношения.
Оборудование: игрушки, сюжетные картинки.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Введение в тему.
- Словарная работа.
- Физкультминутка.
- Игра на развитие внимания и логического мышления:
- Работа над пересказом.
- Итог, краткая оценка деятельности детей.
Педагог обращается к детям, стоящим около стульчиков и предлагает сесть тому, кто повторит 3-4 названия игрушек: кукла-мяч-пирамидка; машина-коляска-тележка и т.д.
Дети сидят полукругом около игрового уголка, педагог просит их внимательно смотреть на то, что сейчас случится.
– Саша, возьми машинку и покатай ее.– Катя, поиграй с куклой.– Дима, собери пирамидку.
После того,как дети просмотрели выполненные мальчиками и девочкой действий, педагог задает вопросы, на которые просит ответить полно и точно.
– Что взял Саша (Дима)? – Кого взяла Катя? – Что катал Саша? – Что собирал Дима? – С кем играла Катя?
Педагог предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопрос: что на них нарисовано.
– Кто это? – Как назовем девочку (мальчика)? – Что несет девочка? И т.д. – Что еще можно носить?
(за каждый правильный ответ педагог дает фишку).
Дети встают около своих стульчиков, под словесные команды педагога совершают разнообразные действия:
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Затем мы приседаем
И дружно все встаем.
Педагог берет в руки мяч и предлагает ребятам поймать его и назвать “Что умеет делать предмет?”. Педагог бросает мяч одному из детей, предварительно называя по одной игрушке: машинка, кукла, мяч, зайчик и т.д..
Педагог предлагает детям отправиться на прогулку и взять с собой куклу Катю. Дети составляют рассказ по демонстрируемому действию из личного опыта.
“Катя на прогулке”.
Катя оделась и вышла на прогулку. Катя подняла голову и увидела голубое небо.На небе светило солнце. Катя побежала к ребятам. Они стали играть в игру “Мы веселые ребята”. Катя взяла зайчика, стала с ним играть. На прогулке Катя помогла воспитателю подмести веранду. Хорошо Кате на прогулке.
Педагог просит повторить рассказ, спрашивая детей из “сильной” подгруппы.
Педагог говорит: “А сейчас вспомним, какие действия мы выполняли сегодня на занятии”. “Молодцы. Все были вниметельными, много запомнили. Наше занятие окончено”.
Занятие №2
Тема. Обучение рассказыванию по набору игрушек на каждого ребенка.
Цели. Учить детей составлять рассказ по набору игрушек: кукла в шубке, белочка, зайчик, елочка. Уточнить пространственные ориентировки. Развивать внимание, зрительную память. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: игрушки.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Составление рассказа по набору игрушек.
- Анализ текста рассказа.
- Физкультминутка.
- Работа над пересказом.
- Итог.
Педагог предлагает детям игру на внимание “Близко-далеко;низко=высоко”.
– На слово “близко” руки к груди – на слово “далеко” – вперед; – на слово “низко” – присесть, руки вниз; – на слово “высоко” – на носочки, руки вверх.
Педагог вместе с детьми расставляет игрушки, передвигает их, рассказывает о них. Дети повторяют одновременно или вслед.
“Приехала Маша зимой к бабушке в деревню. Пошла прогуляться в лес. А в лесу красиво. Все деревья поккрыты снегом. Вдруг слышит шишка упала. Посмотрела вверх, а там белочка сидит. Увидела белочка Машу и прыгнула на другую ель. Маша наклонилать за шишкой, а под елкой зайка. Испугался зайка и убежал. А Машенька пошла к бабушке в деревню”.
Педагог просит детей отвечать на вопросы не только полно и точно, но и обязательно внятно.
– О каком времени года идет речь в рассказе? – К кому приехала Маша? – Куда пошла прогуляться Маша? – Кого увидела Маша в лесу? – Почему испугалься зайчик?
Новоселье у зимы.
А сегодня у зимы новоселье. Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба, а какой он вышины? Вот такой вышины, вот такой вышины!
Белый коврик у порога, а какой он ширины? Вот такой ширины, вот такой ширины!
Погляди на потолки- ледяные, Высоки-превысоки, кружевные.
Мы по лестнице шагаем, Выше ноги, топ, топ.
Двери комнат отворяем: Справа хлоп, слева-хлоп!
Мы войдем с поклоном низким: Здравствуй, зимушка-зима!
Ты хозяйке поклонись-ка: Здравствуй, зимушка-зима!
Педагог, демонстрируя соответствующие действия с игрушками, повторно рассказывает текст целиком, после чего 3-4 “сильных” ребенка персказывают услышанное. После каждого рассказа педагог поощряет отвечающихся за правильно построенные предложения, громкость, четкость и т.п.
Педагог просит внимательно посмотреть на стол, запомнить и закрыть глазки, после чего открыть и сказать “Что изменилось”? (Игра с игрушками). Предлагается игра детям “Что можно сказать об игрушке”?
– Молодцы. Все были внимательными. Наше занятие окончено.
Занятие №3
Тема. Составление рассакза по серии сюжетных картин.
Цели. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом высказывания. Развитие внимания и словесно-логического мышдения детей. Воспитывать навыки построения правильных речевых высказываний.
Оборудование: серия сюжетных картин.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Введение в тему.
- Игра “Хороший поступок или плохой”?
- Физкультминутка.
- Игра “Незнайкины ошибки”.
- Работа над пересказом.
- Итог занятия.
Педагог предлагает сесть на свои места тем детям, которые подберут слова противоположного значения к названным (игра “Наоборот”):
Хороший–; веселый–; умный–; и т.п.
Педагог выставляет серию сюжетных картин. Дети внимательно рассматривают.
– Кто это? – Как назовем мальчика? – Что делает мальчик? – Зачем Саша бросил кепку?
– Откуда появились дети? – Почему они подошли к Саше? – Что сделал большой мальчик?
– Это хороший поступок?
Педагог называет ряд предложений детям. Дети должны ответить и объяснить свою оценку грамматически и лексически верно.
– Саша увидел белку, бросил в нее кепкой.- Дети подошли к Саше, жалеют его.
– Дима залез на дерево, снял кепку. И.т.п.
“Веселые ребята”.
Мы веселые ребята, раз-два, раз-два.
Руки вверх поднимем дружно, опустить теперь их нужно.
Покачаем головой, раз-два, раз-два.
Пол достанем мы рукой, раз-два, раз-два.
А теперь шагаем вместе, выполняем шаг на месте.
Педагог напоминает, что Саша ходил в лес за грибами и предлагает провести игру на внимание. Педагог открывает тетрадь Незнайки и зачитывает его суждения, среди которых могут быть правильные:
– Орехи растут на грядке, в огороде
– Помидоры растут в лесу
– Капуста поспевает на деревьях- и т.п.
Педагог показывает на картинки и предлагает по порядку, четко рассказать: как Саша хотел напугать белку и что из этого получилось. (Можно проводить рассказывание “по цепочке”).
Педагог предлагает вспомнить, что они делали на занятии.
“Я буду вам бросать мяч, а вы мне будете говорить, что сначала было, а что потом”.
Молодцы. Все были внимательными. Наше занятие окончено.
Используемая литература
- Астапов В.М. введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., Международная педагогическая академия, 1994.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М.,Гном-Пресс,1997.
- Дети с задержкой психического развития. Под оедакцией Власовой Т.А., М., Педагогика, 1984.
- Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом “Грааль”, 2001.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А., Минск, Университетская, 1997.
- Корркционно-развивающее обучение школьников. Сборник нормативных документов, под ред. Курнешова Л.С.. центр инноваций в педагогике, 1997.
- Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. Под ред. Мачихиной В.Ф., М., “Просвещение”, 1987.
- Е.Худенко, С.Шаховская, Т.Ткаченко. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. М., Руссико, 1995.
- Е.Н.Шаховская. сборник методического материала для логопедов и воспитателей дет.садов.
- Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, под ред. Шевченко С.Г., М., Ника-Пресс, 1998.
- Ульянова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994.
- “Логопедическое обследование ребенка”. Российская Академия образования, ассоциация “Профессиональное образование”.