Задачи:
– способствовать развитию целостных представлений о неразрывной связи природы и человека;
– воспитывать чувство прекрасного через общение с шедеврами живописи.
Оборудование: картина В.М.Васнецова “Алёнушка”, эскизы к картине – этюд сидящей девочки (1880) и “Пруд в Ахтырке” (1880); книги:
Биологический энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1986;
Жизнь животных. Т.6. Птицы.- М.: Просвещение, 1989;
Фауна мира. Т.2. Птицы. – М.: Агропромиздат, 1991;
Растения и животные. Руководство для натуралиста. - М.: Мир, 1991 г.
Алан Пиз. Язык телодвижений. Нижний Новгород.: Ай Кью, 1992.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Настрой. Звучит распевная русская народная мелодия. Учитель читает стихи.
Присела девочка на берегу пруда,
Коса распущена, оборвано платьишко,
Босые ноги леденит холодный камень,
На руки детские поникла голова…
Какая ж приключилась с ней беда?
Иль злая мачеха прогнала на ночь глядя?
Иль потеряла братца-непоседу –
По лесу долго бегала, кричала,
Присела отдохнуть, а встать не может –
Тяжёло горе, не даёт подняться.
И лес притих. Умолкли птицы,
Осинки перестали трепетать,
Вода застыла – ни кругов, ни звука,
Всё сторожит Алёнушки покой.
2.Вводное слово учителя.
Ребята, перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Вам хорошо знакомы его картины, такие как “Богатыри”, “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, “Иван Царевич на сером волке” и другие. Он был не просто в числе первых художников, обратившийся к сюжетам русского фольклора. Он первый из мастеров станкового искусства сумел передать былинно-сказочные сюжеты в духе, соответствующем художественным особенностям сказок и былин.
Но сегодня мы обратимся к произведению, которое сильнее всего отразило веру в благотворно-преобразующее воздействие искусства и красоты. Это “Алёнушка”.
Летом 1880 года Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева. Он пишет пейзажные этюды, передающие грустное состояние природы. Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом, – босоногая крестьянская девочка, сжавшись комочком, сидит на камне у воды. За спиной её – тёмное пятно леса. Так постепенно рождалась великая картина Васнецова. Художник тщательно, неторопливо разрабатывал первоначальный замысел, не меняя в нём главное: образ Алёнушки, который возник в его воображении задолго до окончании работы.
Летом 1881 года после многочисленных набросков и эскизов В.М. Васнецов приступил к работе над одним из самых своих задушевных и проникновенно-лирических произведений. Он закончил картину зимой 1881 года в Москве и отправил на очередную Передвижную выставку. Пленившее имя дано им девушке, олицетворяющей образ едва ли не всех героинь русского фольклора. “Так глубоко выразить душу, так поэтично представить тип – для этого нужен талант художника”, – писала критика о картине. Но никто не заметил того нового, что ввёл Васнецов в русское искусство своей “Алёнушкой”.
3.Постановка проблемы. Давайте же вместе, поработав над анализом картины, постараемся ответить на вопрос:
КАКОЕ ОТКРЫТИЕ СОВЕРШИЛ ХУДОЖНИК, НАПИСАВ ПОЛОТНО?
4.Организация работы в группах.
Класс делится на группы:
“Экологи”, “Орнитологи”, “Живописцы”, “Психологи”.
Каждая группа получает определённое задание на карточках (см.ПРИЛОЖЕНИЕ) и приступает к работе.
5.Обсуждение итогов работы.
5.А. Выступление “Экологов”.
Вывод: Природа на картине тоскует вместе с Алёнушкой, добавляя картине “настроение трепетной скорби”. Вода тёмная, стоячая – нет движения. Заросли осоки в тёмной воде будто оберегают Алёнушку от неверного шага. Охраняют её и молодые ели, стоящие за ней дозорными. Как поётся в народной песне : “Горе за мной идёт, вослед грозит:” Порублю я, посеку все тёмные леса, а найду тебя, горемычную!”.
5 Б. Выступление “Орнитологов”.
Вывод: Художник неслучайно выбрал ласточек для того, чтобы показать грусть девочки. “Ласточка” так ласково обращались на Руси к девушке. Обычно весело щебечущие, здесь своим молчанием птицы подчёркивают печаль Алёнушки. Просматривается и символизм в выборе птицы, чёрно-белой: белое – венчальное, чёрное – печальное. Свет бел, да люди черны.
5.В. Выступление “Живописцев”.
Вывод: В серебристо-дымчатой цветовой гамме картины слышится грустный напев: “Ахти горе, тоска, печаль великая”. Но светлое небо за тёмным лесом вселяет надежду в светлое будущее.
5.Г. Выступление “Психологов”.
Вывод: Грустят вместе девочка, деревца, птицы на ветке, сливаясь в тихую задумчивую сказку. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России.
6.Вывод.
Виктор Михайлович Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Природа здесь тоскует вместе с Алёнушкой, добавляя картине “настроение трепетной скорби”. Столь художественно-поэтичный образ был нов для русской живописи.
Сегодня на уроке мы совершили открытие: какими глубокими познаниями в области биологии, экологии, психологии, живописи должен был обладать художник, чтобы создать этот шедевр.
7.Задание на дом. Попробуйте написать небольшое сочинение-впечатление о картине.
Литература:
1. Мастера живописи. Виктор Васнецов. – М.: Белый
город, 1999;
2. Е.И.Кириченко. Русский стиль.- М.: Галарт, 1997.
Приложение
Группа “Экологи”
Для работы вам понадобится книга “Растения и животные. Руководство для натуралиста”, с.57, 64, 66.
Вопросы: |
Предполагаемые ответы |
1.Какие биоценозы изображены на картине? | Болото, пруд, на заднем плане – еловый лес. |
2. Почему пруд, а не речка, ручей? | Стоячая вода – нет движения, печаль, безысходность |
3.Какие растения изображены на картине “Алёнушка”? | Рогоз
остролистный, осока метельчатая, хвостник
обыкновенный (водяная сосёнка); осина, ель. |
4.Какие растения изображены на эскизе “Пруд в Ахтырке”? | Берёзки, в воде – кувшинка белая. |
5.Почему художник заменил некоторые растения на основной картине? | Берёза – символ
света, добра, надежды, осина – символ скорби, печали, дрожащие листы – страх, волнение; белые цветы кувшинки тоже вселяли надежду. Тёмные ели – символ надвигающейся беды. |
6.Деревья на картине молодые или старые? Почему? | Молодые, такие же как и Алёнушка. |
6.Какое время года? | Начало осени – начали желтеть осины. |
7.Какое время суток? | Скорее всего вечер. Солнце едва видно. |
8.Какая погода? | Пасмурно. Грустно. |
Группа “Орнитологи”.
Для работы вам понадобится следующая литература:
1) Биологический энциклопедический словарь.
2) Жизнь животных. Т.6. Птицы
3) Фауна мира. Т.2. Птицы.
Вопросы:
- Каких птиц изобразил художник на картине?
- Как вы думаете, почему?
Работа с литературой:
1. Откройте Биологический энциклопедический словарь на с. 312, найдите статью “Ласточковые”. Прочитайте.
- Какой вид ласточек изображён на картине? (Судя по удлинённому туловищу, длинному раздвоенному хвосту, длинным острым крыльям, тёмному оперению спинной стороны и белому брюшку на картине изображена Деревенская ласточка или касатка)
2. Откройте Фауна мира. Т.2. Птицы. на с.225, найдите статью “Семейство Ласточковые”. После прочтения вы должны ответить на вопрос:
- Прав ли был художник, изображая птицу открытых пространств на опушке леса рядом с водоёмом? (Заселяют открытые пространства поблизости от пресноводных водоёмов – речные долины, побережья озёр, опушки лесов…
- Ласточки – прекрасные летуны, значительную часть жизни проводят в воздухе. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строений, провода…)
Вывод: ласточки могут находится на дереве рядом с пресноводным водоёмом)
3. Откройте Жизнь животных. Т.2. Птицы. на с.374, найдите статью “Семейство Ласточковые”. Прочитайте. Ответьте на вопросы:
- Сколько ласточек изображено на картине? Как вы думаете, почему?
- Можно ли по птицам определить время года?
(Ласточки – общественные птицы. В северных частях гнездового ареала в гнезде бывает одна кладка, обычно 4-6 яиц. После вылета из гнезда родители докармливают птенцов ещё несколько дней. Затем, ставшие самостоятельными молодые птицы собираются в большие стаи и в поисках пищи летают по приречным лугам, берегам озёр и болот. В сентябре численность ласточек увеличивается в отдельных стаях до тысячи и более, начинается отлёт к местам зимовок.
Вывод: на картине изображена семья ласточек вскоре после вылета из гнезда; время года – конец лета, но ещё не сентябрь.
4.Ещё раз внимательно рассмотрите ласточек на картине. Что можно сказать о композиции этой группы?
(Из шести птиц четырёх художник изобразил отвернувшимися. Обычно ласточки приятно щебечут, свиркают, здесь – скорее всего, спят. Своим молчанием птицы подчёркивают печаль Алёнушки).
5.Почему именно ласточки (а не воробьи, вороны и т.д.)
Откройте словарь В.Даля, возможно он вам поможет.
( Ласточка, Ластушка разгов. – ласковое обращение к женщине, девушке.
Загадка про ласточку: Белое – венчальное, чёрное – печальное. Свет бел, да люди черны.)
Группа “Живописцы”
Вопросы |
Предполагаемые ответы |
1. Какой колорит выбрал художник для картины? | Все оттенки зелёного, преимущественно тёмного цвета. |
2. Как вы думаете, почему? | Зелёный – цвет спокойствия и умиротворения. |
3. Как художник акцентировал внимание на Алёнушке? | Поместил на передний план; выделил цветом – более яркое пятно сарафана. |
4. Какова общая композиция картины? | Передний план – Алёнушка и пруд и задний план – тёмное пятно леса и серое небо. |
5. Сравните эскизы к картине и окончательный вариант. Что изменилось? | На эскизе – этюд сидящей девочки – не видно неба. На картине оно появилось, символизируя лучик надежды. На эскизе иная цветовая гамма в одежде девочки – тёмно-фиолетовое платье, на картине сарафан выделяется более ярким пятном. |
Группа “Психологи”
Для работы вам понадобится книга Аллана Пиза “Язык телодвижений”, с.104.
Вопросы |
Предполагаемые ответы |
1. Почему на картине изображена девочка (а не женщина, мужчина)? | Дети вызывают
естественное чувство жалости Мужчинам не свойственно показывать печаль и скорбь, это удел женщин. |
2. Обратите внимание на позу девочки. Почему она сидит? Попробуйте проанализировать наклон головы, взгляд, позу рук, ног, причёску. | Голова склонилась на руки, волосы распуще-ны – выражение скорби. Волосами как бы отгораживается от окружающего мира. Руки скрещены на коленях – руки-барьеры, тоже укрывают от всех. |
3. Обратите внимание на одежду. Что можно сказать по ней об Алёнушке? | Одежда старая, рваная. Разорван рукав, подол сарафана. Девочка очень бедная. |
4. Сравните эскиз к картине “Этюд сидящей девочки” и “Алёнушку”. Что изменилось? | На эскизе девочка
смотрит прямо на зрителя, а на картине – в воду,
погружена в себя. На эскизе у девочки почти новое тёмно-синее платье, на картине одежда сильно изношена. На эскизе девочка сидит на лугу в окружении яркой зелени травы и белеющих тут и там цветов, на картине – только тёмная гладь пруда. |
5. Почему художник внёс эти изменения в картину? | Чтобы подчеркнуть скорбь девочки, вызвать у зрителя жалость и сострадание к ней. |