Цель:
1. Дать понятие о “насекомоядных”, “всеядных”, “хищниках” и “растительноядных”, т.е. дать классификацию животных по способу питания, закрепить и расширить знания детей о цепях питания.
2. Развивать наблюдательность, кругозор, внимательность.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, дисциплинированность.
Оборудование: картинки животных; г/з “Танцуйте сидя”, “Времена года”; проигрыватель; “пеленг” слайды.
Литература: учебник природоведения Плешакова А.А., сборник “С любовью природе”, Герасимов “Жизнь животных”.
1. Организация класса
Подравняйтесь! Садитесь!
2. Сообщение темы урока
Выпорхнет из-за сугроба птица
Белка шишку кинет на бегу
И пройти, чтоб не остановиться,
Чтоб не заглядеться, не могу...
О чем будем говорить на уроке? О природе, о животных.
3. Проверка домашнего задания Проверим домашнее задание.
Перед вами карточка, напишите свою фамилию. Я буду, читать загадку, а вы
должны отгадать ее и поставить цифру под которой она загадана в нужной группе.
Фамилия |
Насекомые 2 |
Рыбы 5 |
Земноводные 3 |
Пресмыкающиеся 1 |
Птицы 6 |
Звери ________ 4 |
1. Длинна, а не нитка, черна, а не воробей./Змея/
2.
Не жужжу, когда сижу
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. /Жук/
3.
Не зверь, не птица,
всего боится.
Половит мух - и в воду плюх, /Лягушка/
4.
Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? /Медведь/
5.
Вильнет хвостом туда-сюда,
И нет ее и нет следа. /Рыба/
6.
Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. /Дятел/
Поменяйтесь карточками, проверьте по образцу на доске, исправьте ошибки. Верните карточки.
Поднимите руки у кого нет ошибок? Молодцы!
У кого 1-2 ошибки? Хорошо.
Для кого это задание оказалось трудным? Вам нужно повторить эту тему.
Передайте листочки.
Как называется наука о животных? /Зоология/
На какие группы делятся животные? /Насекомые, звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
4. Работа с дневниками наблюдений.
– Какое сейчас время года? /Зима/ Почему? А какой основной признак зимы? А когда она наступила? /1 декабря/ Да, по календарю зима наступила 1 декабря, а когда она наступила в природе? /13 октября/
– А в чем необычность нынешней зимы? Когда же она наступила, давайте посмотрим. /Наступила осенью, рано выпал снег, гроза в октябре, метель в ноябре, рано установилась зима./
– Когда выпал первый снег? Что случилось с первым снегом? /Растаял/
– Как называется это явление? А с какого дня снег выпал и больше не таял? /С.../ Когда начались морозы? /С.../ Какой сделаем вывод? Вот этот день и есть день рождения зимы.
Итак, ребята, у зимы 3 дня рождения - ведь она волшебница:
1. 1–е декабря по календарю;
2. по наблюдениям – в этом году в октябре;
3. и 22 декабря-так считают ученые.
А какая зима в этом году может быть, учитывая приметы?
Зима в наших краях длится 116±30 дней.
5. Работа над новым материалом
А на ком отразились изменения, происшедшие в неживой природе? /На животных/
А как изменяется жизнь животных, вот об этом мы поговорим сегодня на уроке.
Кто это?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает /Кукушка/Что вы знаете о кукушке? /Вешаю картинку/
Чем питается? /Насекомыми/
Выставляю картинку
Животные, которые питаются насекомыми... Как называются? /Насекомоядные/
Вешаю табличку.
– Как вы думаете, почему использовано это слово?
Раньше слово еда, пища называлась яством, едой. Люди говорили: "Яда". От этого и такое название.
Каких еще животных можно отнести к насекомоядным?
А кто это?
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко /Лось/
Выставляю картинку
Что вы о нем знаете? А чем лось питается? /Картинка/
Как же можно назвать животных, которые питаются травой, листьями и ветками деревьев, т.е. растениями? /Растительноядные/
Табличка: лось растения растительноядные
А кто еще питается растительной пищей?
Кто это? Брат собаки - этот серый,А разбойник - самый первый /Волк/
Картинка.
Что можете рассказать о нем?
Как же назвать животных, которые питаются другими животными?
/Хищники/
Табличка: волк заяц хищники
А каких еще хищников вы знаете?
Летом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами /Еж/
Что вы можете о нем рассказать? Чем же питается еж? /Насекомыми/ Значит как его можно назвать? /Насекомоядным/ А растительной пищей питается? /Да/ Как можно его назвать? /Растительноядным/ А к хищникам его можно отнести? /Да/ Почему? /Питается другими животными/
Так значит, его можно отнести во все эти три группы /рисую стрелки/? Можно.
Как же назвать таких животных, которые питаются всем: и насекомыми, и животными, и растениями? /Всеядные/
Вешаю таблицу.
– Так кто же кому очень нужен?
Вот такая связь между организмами по способу питания называется цепью питания /вешаю/. Закрепление.
6. Работа по учебнику
Откройте учебники, посмотрите на страницу 75.
В лесу растут осины, их корой питаются зайцы, зайца может поймать и съесть лиса, вот и получается цепь питания. Какая?
Осины зайцы лиса
С чего начинаются цепи? С растений.
– Это первое звено. А какое второе звено по способу питания? /Растительноядные/
– А третье? /Насекомоядные или хищники/
Работа в группах.
У вас на партах конверты. Откройте их и все вместе составьте из картинок цепь питания, а лишние отложите. /Прохожу, смотрю/
Молодцы, работали дружно, быстро. Уберите все.
Доброе слово о хищниках.
Представьте, исчезли бы совы, кому стало бы хорошо от этого? /Мышам/ А чем питаются мыши? /Зернами, злаками/ Кому же стало бы плохо, если бы мышей стало много? /Людям/
Так значит, в природе нужны все: и хищники, и насекомые, и рыбы, и птицы...
Давайте послушаем “Доброе слово о хищниках”.
– “Пожалуйста, Коля”. Звучит музыка Чайковского “Декабрь”.
Да, ребята,
Все – все –
Все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете, нужны все подряд -
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны -
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все – все, все на свете нужны
И это все дети запомнить должны!
Беседа.
Ребята, а как вы думаете, легко ли одним животным поймать других, а тем спастись? /Нет/
А почему? Как же приспосабливаются
животные? Да, ребята, все животные хорошо
приспособлены к природным условиям, чтобы жить.
Физкультминутка “Танцуйте сидя”.
7. Работа на компьютерах
Объяснение.
Итак ребята, вот и весь материал, с которым мы должны были познакомиться на уроке, а его полному усвоению поможет компьютер.
Так значит, в природе нужны все: и хищники, и насекомые, и рыбы, и птицы...
Работаем в группах, а проверить как вы работаете мне помогут помощники учителя. /У помощников карточка и на ней они отмечают правильность работы./
Фамилия 1 2 3
Белоглаз + - -
Богомол - + +
. Работа на компьютере.
Учитель смотрит.
Итог.
– Как справилась 1 группа? Какое было задание?
– Какие результаты во 2 группе? Что было в 3 группе? Над чем работала 4 группа? Молодцы, вы все справились с работой хорошо.
8. Выставка книг
Я думаю, что после сегодняшнего урока вам захочется больше узнать о жизни животных с тем, чтобы никогда не обидеть их и помогать им по возможности.
Вот обо всем этом можно узнать из этих книг, прочитав которые, я надеюсь, вы станете их добрыми друзьями.
9. Итог
Что понравилось в уроке? Что нового узнали?
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Вот тогда мы сбережем себя.
Урок окончен! Спасибо.