Петр Великий - "чудо" или "чудовище"? Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


(11 класс, 2 часа)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний;

Форма урока: урок – исследование.

Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований”;

  • Формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, сравнительного анализа источников;

  • создание условий для интеллектуальной исследовательской деятельности учащихся, демонстрации приемов такой деятельности на уроке.

Подготовительный этап:

Деление класса на 5 групп, распределение заданий по группам.

1. Составить опорный конспект (схему) “Россия в эпоху петровских преобразований” на один из разделов:

  • Хозяйство и общество.
  • Государственное управление.
  • Внешняя политика.
  • Культура и образование.

2. Подготовить сообщение по одной из тем:

  • Общественный раскол: сущность, причины, результаты.
  • Какой тип личности формируется в петровскую эпоху.
  • Сущность культурного переворота в России I четверти XVIII века.
  • Оценки Петра I и его деятельности.

( Темы и краткое содержание докладов см. Захарова Е. Н. Методические рекомендации к изданию истории в 10 кл. М ., 2001, с. 109 – 131 ) .

3. Индивидуальное задание по итогам темы: аналитическая таблица “Реформы Петра I: направление, содержание, итоги”.

4. Создание группы экспертов из учителей или сильных учащихся для оценки работы учащихся на различных этапах работы.

Оборудование урока: карта “Российская империя в I половине XVIII века”, опорные конспекты схемы, составленные учащимися.

Эпиграфы на доске (возможны варианты):

“Нет, не чародей, а Гений, Петр”.

(М.Н.Погодин “Петр Великий”,1846 г.)

“Великий Петр был первый большевик,
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и правам вопреки,
За сотни лет к ее грядущим далям”

(М. Волошин “Россия”)

“Петр не только первый русский интеллигент, но и первый русский нигилист…”

“…Что такое Петр? Чудо или чудовище?…”

(Дм. Мережковский “Грядущий хам”, 1905 г.)

План урока:

  1. Модернизация по-петровски : реформы, их результаты.
  2. Рождение империи.
  3. Роль Петра в истории: “чудо” или “чудовище”?

I. Мотивация деятельности учащихся.

Объявление темы, целей и задач урока, работа с эпиграфами.

II. Вступительное слово учителя.

– Модернизация – сложный процесс, который переживает на определенном этапе каждая социокультурная общность.

Учащимся предлагается вспомнить, что означает термин “модернизация” , а также основное содержание этого процесса и типы модернизации.

– Петр Великий одним из первых поставил перед Россией задачу “догоняющего” развития. Заимствуя передовой опыт Европы, Петр I стремился дать “ответ” на “вызов” Запада. Есть три точки зрения относительно начала XVIII в. для России :

(Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе М., 2001 г., с. 109)

  1. Начало XVIII в. – рубеж, обозначивший новую эпоху. Начало капиталистической модернизации и трансформацию традиционного общества.
  2. Начало XVIII в. – продолжение XVIII в. по форме, т. е. основным ее направлениям, т. к. уже в XVIII веке заложились основы будущей модернизации.
  3. Начало XVIII в. есть продолжение XVII в. по содержанию, но отличное от него по форме. Если век XVII был временем “органической” модернизации, то XVIII в. стал временем модернизации “вдогонку”, т. е. изменились и темпы, и характер этого процесса.

Проблемное задание № 1:

– Какая из этих точек зрения верна?
Для ответа на этот вопрос обозначим особенности российской модели модернизации XVII – XVIII в. в.

В сильном классе эти особенности называют сами учащиеся, в слабом – с помощью учителя (используются знания учащихся из курса Хачатурян В. М. “История мировых цивилизаций” гл. 8; § 2 ).

  1. Модернизацию сопровождает процесс оформления абсолютизма
  2. а) растущая централизация;
    б) бюрократизация управления.

  3. Реформы “сверху” не затрагивают основ политического строя
  4. а) выборочное заимствование, подражательство;
    б) сохранение значительных феодальных пережитков;
    в) непоследовательность, незавершенность.

  5. Одновременное ужесточение эксплуатации населения добуржуазными методами (через усиление крепостного права).

III. Объяснение нового материала.

– Итак, Петр был инициатором реформ и модернизации в России начала XVIII в. или этот процесс начался раньше?

Учащимся предлагается мотивировать ответ (каждая группа имеет одну попытку). Логично, что выбор учащиеся будут делать между 2 и 3 подходами. Группа экспертов из сильных учащихся или учителей даст оценку решения проблемного задания.

1. Модернизация по-петровски: реформы и их результаты.

– Основу модернизации России составили реформы, определившие основные направления внутриполитической деятельности Петра I.
Большинство историков сходятся во мнении, что четкого плана реформ у Петра не было. Реформы вырастали из неотложных потребностей страны, поэтому в них много непоследовательного и недодуманного.
Однако сказать, что Петр I действовал хаотично тоже нельзя. Вспомним, с чего начались реформы? Почему Петр решил реформировать Россию? (Вопросы к классу).

Учащиеся говорят о Великом посольстве, об отставании России от Запада, о ее потребностях выхода на европейские рынки, об опасности превратиться в сырьевой придаток Европы и т. д..

– Понимая, что Запад будет противиться желанию России стать одной из европейских держав, Петр ищет союзников в войне со Швецией. Война требует военных реформ - нужна боеспособная армия. Попробуем представить себе логику реформатора…

Учитель предлагает группам расположить реформы в порядке значимости, объясняя логически их порядок. (названия реформ написаны на карточках, необходимо выстроить цепочку, установив правильную последовательность). На выполнение задания дается 3 мин. Каждая группа объясняет свою логику последовательности реформ, учитель комментирует, эксперты выставляют оценки.

Подсказка: вспомните даты и содержание таблицы, составленной по итогам темы.

– Итак, становится понятна логика реформатора: первоочередная задача – выход в Балтику, а за ней – целая серия реформ, отвечавших ее решению.

Проблемное задание № 2:

Насколько глубоко реформы затронули основы государственной и общественной жизни: цивилизационное “ядро” или “оболочку”?

Анализ итогов реформ в системе государственного управления и составление схемы-опоры предприняла группа № 1. Группа делает доклад, опираясь на опорный конспект.
Содержание доклада (и последующих) отражает особенности и противоречивый характер реформ.

Вопросы к группе:

  1. С какой целью работа всех государственных учреждений подчинялась регламентам? Зачем вводились должности фискалов и прокуроров?
  2. Считается, что при Петре I зародилась российская бюрократия, так ли это? Ее особенности?
  3. Какой тип государственной личности формируется в эпоху Петра I? (Доклад на эту тему готовится заранее).

Эксперты оценивают работу групп по 4 параметрам:

а) содержание;
б) оформление опоры;
в) ответы на вопросы;
г) доклад.

Анализ итогов реформ экономических и социальных и составление схемы – опоры предприняла группа № 2.

Вопросы к группе:

  1. В чем состояла идея “регулярного государства”? Была ли она новой для России?
  2. Был ли Петр царем – революционером (почему М. Волошин называет Петра "первым большевиком")
  3. В чем смысл общественного раскола? (Доклад на эту тему готовится заранее).

Экспертная группа оценивает работу учащихся.
Анализ реформ в области культуры и образования и составление схемы-опоры предприняла группа № 3.

Вопросы к группе:

  1. Какие изменения в духовной сфере произошли в I четверти XVIII в.?
  2. Можно ли считать церковную реформу – реформацией церкви, проведенной “сверху”?
  3. В чем сущность культурного переворота, осуществленного Петром I? (Доклад на эту тему готовится заранее).

Экспертная группа оценивает работу учащихся.

– Возвратимся к решению проблемного задания № 2.
Насколько глубоко реформы затронули основы государства и общества: “ядро” или “оболочку”?

Группам учащихся предлагается заполнить таблицу и сделать вывод.

 

Что изменилось?

Что осталось прежним?

1. Общественная структура

   

2. Государственная структура

   

3. Культурное развитие

   

Вывод: ответ на вопрос проблемного задания № 2.

Эксперты оценивают работу групп на следующем этапе урока.

2. Рождение империи.

– Главным аспектом деятельности Петра I стала внешняя политика. Формально Российская империя родилась осенью 1721 г. после заключения Ништадтского мира, когда Петр провозгласил себя Императором Всероссийским. В этом торжественном акте отразилась вся многовековая история державы, видевшей себя преемницей Византийской империи.

Проблемное задание № 3:

Рождение Российской империи – было ли это явление прогрессивным в развитии российской цивилизации?

– Петр I сделал много для того, чтобы Россия стала империей – символом величия и могущества. Начало было положено в 1697 г., когда Петр в составе Великого посольства отправился на Запад, чтобы определить новое направление внешней политики.

Анализ внешнеполитической деятельности, ее направлений и задач, а также составление схемы – опоры предприняла группа № 4.

Вопросы к группе:

  1. Цели России в Северной войне? Были ли они реализованы?
  2. Почему Полтавская битва (1709) и победа в ней Россией были воспеты М. Ломоносовым, А. Пушкиным? Какое значение она имела?

Эксперты оценивают работу групп на следующем этапе урока.

– Итак, главным следствием Северной войны стала потеря Швецией ее главенствующего положения на Северо – Востоке Европы и то, что это место заняла Россия. Это было событие общеевропейского масштаба.
Историк С. Соловьев считал, что именно “тогда россияне почувствовали себя приобщенными к Европе, и уже не неопытными учениками, а самостоятельными и сильными участниками общей деятельности”.
Другие историки считают, что эта победа втянула Россию раньше времени в круговерть европейской политики, когда она к этому еще не была готова.
Попробуем ответить на вопрос проблемного задания № 3.

Эксперты оценивают работу учащихся.

3. Роль Петра в истории.

– Сколь необычен был сам Петр, столь необычны были и его реформы. Фигура реформатора с грандиозностью его свершений совершенно по разному оценивали и современники Петра, и историки, и политики XIX – XX веков.
Споры о Петре и значении реформ не утихают по сей день.

Содержание различных оценок, подходов, интерпретаций деятельности Петра отражено в заранее приготовленном докладе группы № 5.

– Различные интерпретации определяют два альтернативных подхода, обозначенные еще в 30-х – 40-х г. XIX в. “западниками” и “славянофилами”.

Предлагается вспомнить - какие?

IV. Работа в группах (5 - 8 мин.).

Задание группам: познакомьтесь с документами ( Из книги: Анисимов Е. В. , Каменский А. Б. Россия в XVIII в. – I п. XIX в. – М., 1994.) , сделайте их анализ, попробуйте с точки зрения автора документа ответить на вопрос: Что такое Петр? “Чудо” или “чудовище”? Согласны ли вы с автором? Приведите свои доводы…

Группы получают небольшие текстовые отрывки.
Группы используют алгоритм “Работа с источником”.
Эксперты оценивают участников дискуссии.

– Завершая урок, не хотелось бы делать выводы, фиксируя некие стереотипы восприятия Петра и его эпохи. Поэтому мы поступим иначе, оставим в конце темы многоточие…
В заключении предлагаю вам индивидуальное задание. Это небольшое исследование-эссе на тему (по выбору):

Темы заданы вместе с алгоритмом “Анализ исторической личности”. Эссе можно предложить в качестве д/з;

V. Подведение итогов урока.

Подведение итогов работы групп, выставление оценок.
При наличии времени можно организовать решение проблемных задач в виде аукциона знаний по разделу.

Аукцион знаний.

Проблемные задачи задаются группам по очереди.

1. Петр I в свое царствование при назначении на высшие церковные посты в России осознанно отдавал предпочтение малороссам (белорусы, украинцы). Почему?

Ответ: Петр I не доверял великороссийским архиреям, которые были ярыми приверженцами и защитниками старины, противниками всего нового, идущего с Запада. Петр I, насаждая реформы западного образца вызывал недовольство со стороны великорусской церкви.
Малороссы были ближе к Европе (они длительное время находились под властью Литвы), были терпимее к западному образу жизни.

2. Кто он?
Был 14-м ребенком в семье, сам имел 12 детей, но в живых осталось двое. Впервые создал систему светских школ. Церковный шрифт заменил на гражданский. За неделю до смерти подписал указ об учреждении Академии наук.
У гроба Ришелье воскликнул: “Великий человек, я отдал бы половину “своей страны, лишь бы научиться у тебя управлять другою”. Как-то произнес тост: Да здравствует тот, кто любит Бога, меня и Отечество!”.

Ответ: Пётр I.

3. Кто он?
В 1698 г. пожалован сержантом, в 1702 – графом, 1707 г. – светлейшим князем. Командовал армией в Польше, Курляндии, Померании, Гольштейне, дослужился до высшего чина.
Был губернатором шлиссельбургским и С-Петербуржским, президентом военной коллегии. Состоял под судом за казнокрадство, уплатил 200 тыс. руб. штрафа.
По счетам видно, что с 1705 – 1711 года потратил лично на себя 45 тыс. рублей. Владел более чем 150 тыс. крепостных.
Петр I: “…в беззаконии зачат, во грехах родила его мать и в плутовстве скончает живот свой (окончит жизнь свою);если не исправится, быть ему без головы”.

Ответ: А. Д. Меньшиков.

4. На основе “Указа об учреждении губерний и о росписании к ним городов” от 18.12.1708. было основано 8 губерний: Московская, Казанская, Азовская, Сибирская, Киевская, Ингерманландская ( Петербургская).
К каждой губернии приписывались города.
К какой губернии были приписаны: Тамбов, Саранск, Новый Оскол, Воронеж, Елец.

Подсказка: самая южная губерния.

5. Какой вид казни впервые введен при Петре I?

Ответ: расстрел.

6. Какие знаки воинского отличия появились в 1700 году? Более 100 лет их носили только на левом плече.

Ответ: погоны.

7. Существовал негласный пароль, открывавший дверь в высшие эшелоны власти, даже к самому царю: “Слово и дело!”. Сказавшего его обязаны были доставить беспрепятственно, независимо от сословия и состояния к высоким чиновникам. Почему?

Ответ. Произнесший эту фразу тем самым заявлял о том, что знает о государственном преступлении. (Заговоры, шпионаж, казнокрадство).

8. Обычай дарить младенцам одежду голубого (для мальчиков) и розового (для девочек) цвета укоренился от Петра I. Почему?

Ответ: Пётр дарил высокопоставленным чиновникам , у которых рождались дети ордена с лентами. В честь сына – орден Андрея Первозванного с голубой лентой, в честь дочери: орден Святой Екатерины с розовой лентой.

9. О каком событии 1718 года гласит выдержка из петровского указа: “Взять скаски у всех (даф на год сроку), чтобы правдивыя принесли, сколко у кого в которой деревни мужеска полу, объявя им то, что хто утаит, то отдана будет тому, хто объявит о том.”? (“Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т.2.4.1. М.,; Л., 1945, с. 128.)

10. О какое реформе речь идет в указе Петра от 1707 г.: “Росписать города частями, кроме тех, которые во сто верстах от Москвы к Киеву, Смоленску, к Азову, к Казани и к Архангельску”? (Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830, т. 7, с. 388.)

Рекомендуемая литература:

  1. Анисимов Е.В. Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX в. – М., 1994.
  2. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. – М., 2001 .
  3. Кара – Мурза А.А., Поляков Л.В. Реформатор. Русские о Петре I. – М., 1994