Современная программа по английскому языку считает, что иностранный язык является важным средством для развития интеллектуальных способностей школьников. Особое внимание программа уделяет коммуникативным умениям, т.е. читать и понимать тексты разных жанров и видов с разной глубиной и точностью понимания, работать с книгой, овладеть продуктивным лексическим минимумом. Решение этой сложнейшей задачи невозможно без постоянной работы над техникой чтения.
После того как учащиеся освоили элементарную грамоту, они могут читать, используя весь алфавит. Подготовка к чтению текста как новой единицы начиналось ранее, уже при чтении предложений и неполных текстов, с помощью дополнения их рисунками, ответов на вопросы, использования сюжетных картинок.
Для того чтобы подготовить детей к осмыслению теста при самостоятельном чтении, я привлекаю слушание, которое имеет с ним очень много общего.
Первое с чего я начала – это заглавие и тема текста. Постоянное обращение к заголовку и теме воспитывает внимание у детей к целому тексту, например.
Вводится такой порядок действий-способов работы:
1. Прочитать текст.
2. Ответить на вопросы по его содержанию. (Что случилось?)
3. Прочитать заголовки, подумать какой из них подходит больше, почему.
4. Проверить себя, соединить заголовок с текстом
Эти задания способствуют формированию умений ориентировки в теме текста.
Карточки-задания по ориентировке в структуре текста:
-карточка №1-
Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
Crocodile Dog Winnie and Rabbit
Little Rabbit lives in the forest. He likes to run and jump. He is clever and cunning, but he is not brave and strong. He has a lot of friends. They play with him in the forest. His friend Winnie has breakfast with him today.
-карточка №2-
Придумай своё заглавие. Запиши его.
I have a friend. It is black. It has a long nose. It can run, jump and swim but it can’t fly. It likes to go to the forest. It runs and jumps in the forest. Its name is Rex. It lives with me. It likes my home.
-карточка №3-
Наведи порядок!
Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, далее, в конце рассказа(1,2,3).
1. It swims, runs and jumps.
2. He cannot swim.
3. But his dog can swim.
4. Ben has a black dog.
Следующая ступень работы - это определение смысла текста. Учащиеся, прочитав его по методике “жужжащего” чтения изображают его графически. Вступление обозначается буквой В, основное содержание-1часть и 2 часть, а заключение буквой К.
Трудности обучения чтения заключается в том, что слияние техники и понимания текста – длительный процесс, который окончательно отрабатывается к 8-9 классу. Каждая форма чтения имеет свою сферу применения. Чтение вслух способствует формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного строя речи, обогащению словарного запаса и тем самым - совершенствованию устной и письменной речи ученика.
При чтении вслух активно действуют зрительный, речевой и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки восприятия информации. Вначале учащиеся знакомятся с транскрипционными знаками, по форме совпадающими с буквами. Знакомство со звуками подкрепляется упражнениями на чтение вслух слов различной сложности, после чего учащиеся пользуются транскрипцией в процессе чтения текстов.
-карточка №4-
В каком слове звук, передаваемый буквой ”А”, отличается от остальных её звуковых выражений.
1. game, pale, cab, cake, make, bake, Kate.
2. skate, flat, man, mat, glad, bat, fat.
3. arm, dark, barn, care, car, mark, far.
4. dare, care, farm, bare, fare.
5. go, bone, nose, rose, no, home, got.
6. dog, frog, from, phone, top.
Можно также рекомендовать выписывать незнакомые слова в словарные тетради. Они ведутся учащимися до конца обучения в школе. В процессе чтения и работы со словарными тетрадями учащиеся запоминают часть из тех слов, с которыми они ознакомились в текстах.
Слова осваиваются учеником в результате естественной их повторяемости в текстах.
Создание и расширение учениками пассивного запаса лексики составляет одну из важных задач обучения чтению, так как именно это сокращает число незнакомых слов в читаемых текстах и таким образом подготовить учащихся к чтению несложных оригинальных текстов. При работе над чтением у учащихся развивается смысловая догадка о содержании текста. Этому способствует знакомство со словообразованием в английском языке - конверсией, словосложением, суффиксацией и префиксацией.
При чтении молча интенсифицируется процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного.
Особую важность при обучении чтению про себя приобретает контроль понимания читаемого. Он осуществляется различными способами. Часть упражнений в чтении в учебнике составлена таким образом, что они предусматривают различные формы контроля понимания, например: выбор правильных утверждений, соответствующих содержанию прочитанного, ответа на вопросы по тексту, выполнение заданий, соотнесённых с содержанием текста, краткое изложение прочитанного на английском языке (редко допускается изложение на русском языке).
Для развития чтения необходимо включать разные виды чтения: прослушивание текста из аудиоприложения к учебнику; чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися; чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми в полголоса; самостоятельное чтение отдельной части с конкретными заданиями. Хорошо использовать хоровое, групповое, выборочное и комментированное чтение, скандирующие чтение и другие приёмы.
Развитие чёткости произношения осуществляется с помощью скороговорок, упражнений, пословиц, предложений и сочетаний из текста.
-карточка №5-
1. Habit is a second nature.
2. Better late than never.
3. All is well that ends well.
4. Better an egg today then a hen tomorrow.
5. So many men, so many minds.
6. The more you have, the more you want.
7. Knowledge is a city, to the building of which every human brought a stone.
8. Barking dogs seldom bite.
9. Two heads are better then one.
10. Business before pleasure.
11. Language is fossil poetry.
12. Time flies.
13. He laughs best who laughs last.
14. The less people think, the more they talk.
15. So many countries, so many customs.
16. Rome was not built in a day.
Параллельно с этим идёт показ транскрипции. Дома пред зеркалом дети тренируются самостоятельно.
-карточка №6-
Выбери и прочитай слова, в которых буква “Y y” читается как звук
Gym why type
Shy twenty yellow
Yelp cry my
Yet puppy Nelly
Mummy baby type
Try by yes
Yard cry gyps
Перед чтением нового текста хорошо проводить разминки: на доску заранее выписываются слова с трудными случаями произношения.
-карточка №7-
Выберите и прочитайте слова, в которых буква “О “ читается по 1 типу слога.
Box stove home
Bone no fort
Fore corn tore
More pond nose
Frog storm lot
Doll tore fork
So log go
Pork bone bore
Phone horn note
Got hot short
Ученики тренируются на чтение этих слов, учатся с ними строить предложения, опираясь на текст учебника. Для выработки внимания к слову, хорошо практиковать целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировки в правильности чтения, я использую приём взаимопроверки: ученик читает текст из 1абзаца, а другой следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем они меняются ролями.
Все ученики заняты чтением, а учитель имеет возможность раз в неделю фиксировать степень правильности чтения каждого ученика. Так у детей складывается внимание к тексту, вырабатывается правильность произношения.
Упражнение в чтении различных слов, предложений, абзацев способствуют расширению поля чтения, улучшению памяти, внимания.
-карточка №8-
Прочитайте вопросы из первой колонки, а ответы к ним выбери из второй, соединив их стрелками.
What color is this duck? They are red.
What color are these toys? It is black.
What color is that dog? They are white.
What color are those dolls? It is yellow.
Помогает учителю в совершенствования техники чтения и работа по развитию у детей упреждающей догадки (АНТИЦИПАЦИЯ). Тренировка здесь происходит в парах. Дети дома придумывают диалоги с пропусками ответов и показывают их в классе, участвуют в диалогах с товарищами.
-карточка №9-
Допиши строчки, чтобы запомнить написание этих слов.
Bear _________________________
Elephant ______________________
Monkey ______________________
Big __________________________
Little _________________________
Color__________________________
Bird___________________________
Duck__________________________
Ball___________________________
Doll___________________________
Four___________________________
Для понимания указанного текста можно использовать приём одновременного с чтением рисования условных фигур, отражающих содержание прочитанного.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) можно использовать следующее упражнение. Я громко читаю текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст молча, стараясь поспевать за мной. Так они приучались менять скорость и ритм чтения адекватно содержанию и структуре самого текста.
Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществлялась путём внезапной остановки на каком-либо слове и повторении его. Дети должны были одновременно со мной остановиться, указать последнее слово, а я, пройдя между рядами, делаю выборочную проверку.
Другой способ проверки состоял в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны были отметить это изменение в тексте поднятием рук и внести поправку.
Разнообразные методы чтения, описанные в данной работе, позволяют вызывать у детей интерес к английскому языку, сформировывать механизм работы над текстом, повысить мотивацию учения в целом.
Такая системная работа, даёт возможность учителю выполнить программные требования:
- Умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте.
- Умение точно понять сообщаемую в тексте информацию.
- Овладеть иноязычным общением на базовом уровне.