Цель: сформировать понятие “сила” как количественную характеристику действия одного тела на другое; сформулировать закон Ньютона и указать границы применимости закона.
Задачи:
- Активизировать знания учащихся по теме “Сила” (домашнее задание: повторить материал 7-м класса по теме “Сила”) и углубить понятие на конкретных примерах;
- Решить проблемную ситуацию: выяснить от чего зависит действие силы на тело и к чему это приводит;
- Закрепить полученный закон на примерах и уточнить границы применимости закона.
Ход урока:
I Организационный момент. Проверка отсутствующих, запись числа и темы урока в тетрадях.
На доске: Второй закон Ньютона.
II Подготовка к изучению нового материала.
Вопросы для повторения:
1. Что изучает динамика?
2. Инерция. Примеры проявления.
3. Объяснения первого закона Ньютона на примере.
4. Может ли тело сохранять скорость в одной системе отсчета, но изменить её в другой. Поясните.
III Изучение нового материала:
а) Понятие “Сила”.
Вопросы для определения понятия:
1. Что такое “сила”? Причиной чего является сила?
2. Почему тело совершает движение, что этому способствует?
3. Что при этом изменяется (указать какие характеристики движения изменяются и почему)?
4. Что такое равнодействующая и какой смысл она несет при взаимодействии тел?
б) Доказать, что ускорение прямо пропорциональна силе.
Рассмотрим рисунок (учащиеся переносят рисунок в тетрадь):
I случай: а) m1=m2, V1 =V2;
б) m1=m2, V1 V2 ( V1 V2 ).
Вопросы для рассмотрения:
- Какое ускорение имеют тележки до столкновения?
- Какое ускорение у тележек после столкновения?
- Что изменилось. Почему?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: ускорение прямо пропорционально действующей силе. (можно сделать буквенную запись, тогда хорошо будет видна зависимость)
в) Доказать, что ускорение обратно пропорционально массе тела.
Вернемся к рисунку, но рассмотрим другой случай:
II случай: а) m1m2( m1m2), V1=V2;
б) m1m2 ( m1m2), V1V2 ( V1V2).
Вопросы для рассмотрения:
1. Как произойдет взаимодействие?
2. Что изменить и почему?
3. Что произойдет, если изменить скорости тел?
4. Что называют инертностью?
5. Какой вывод можно сделать?
Вывод: тело приобретает большее ускорение, если его масса мала, следовательно, ускорение обратно пропорционально массе тела. (можно сделать буквенную запись, тогда будет видно хорошо зависимость)
IV Обобщение полученных выводов и формулировка закона Ньютона.
Следовательно, второй закон Ньютона: ускорение тела прямо пропорционально взаимодействующей силе и обратно пропорционально массе этого тела.
Математическая запись закона: а=
V Границы применимости закона:
- Закону подчиняются небесные тела, мельчайшие частицы, гонимые ветром.
- Если отталкивать от себя пустую тележку и груженую, то пустой тележке сообщается большая скорость, а следовательно она приобретает большее ускорение.
VI Решение примера:
Поезд массой 500 т трогается с места,
через 25 с скорость 18 км/ч. Определите силу тяги.
Дано:
M= 500 т (СИ: 500000 кг)
t= 25 с
F= ?
Решение:
а= а=
V0=0 F= M ; F= 10 Н
Ответ: 100000 Н.
VII Домашнее задание
* Все, что выделено полужирным шрифтом, учитель пишет на доске, а учащиеся в тетради.