Тип урока: проверка, контроль и коррекция знаний, умений, навыков.
Цели:
– закрепить и систематизировать знания об оболочках Земли, умения и навыки работать с картами атласа, контурными картами;
– продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи;
– воспитывать экологическую культуру;
– прививать навыки сотрудничества;
– развивать самостоятельность мышления, речь учащихся;
– развивать познавательный интерес, умение переноса знаний и умений в новые ситуации.
Учебно-наглядный комплекс:
Физическая карта России, карта Кабардино-Балкарии, контурные карты КБР у каждого ученика, карточки индивидуального опроса (тест), кроссворды для каждой команды, тексты записок барона Мюнхаузена, жетоны для отметки личного участия учащихся.
Класс заранее разделен на команды по 4-5 человек, деятельностью которых руководят капитаны, выбранные самими учащимися.
Игра состоит из 4-х этапов. Выполняя задания на каждом из них, команды продвигаются вперед и преодолевают стоящие на их пути хребты :
на I этапе – Лесистый хребет,
на II этапе – Пастбищный хребет,
на III этапе – Скалистый,
на IV этапе команды совершают “восхождение” на Эльбрус, расположенный в Боковом хребте Кавказских гор.
Каждый этап оценивается в километрах. За полный правильный ответ команда получает на I этапе 10 км, на II –ом 30 км, на Ш –ем 40 км, на IV-ом 50 км. Если в ответах есть неточности или команда дает неправильные ответы, то присуждается меньшее количество км по усмотрению жюри.
Игру судит жюри, состоящее из учащихся старших классов (8класс). Старшеклассники заполняют также табло на доске, раздают необходимый материал.
Оформление доски:
Тема урока, табло, схематический профиль рельефа Кабардино-Балкарии, рамки кроссвордов, которые ребятам предстоит разгадать на одном из этапов.
В кабинете оформлена выставка книг “Что читать по географии своей республики?”
Подготовка к уроку:
Повторение всех тем, каждой команде приготовить сообщения, рассказы о загрязнении оболочек Земли , связанном с хозяйственной деятельностью человека.
(предварительный конкурс)
На столах у каждой команды лежат контурные карты Кабардино-Балкарии. Задания для учащихся:
- Нанести на контурную карту г. Прохладный (свой населенный пункт) и высочайшую вершину Кавказских гор Эльбрус.
- Измерить расстояние между ними и определить, в какой стороне от г. Прохладного находится Эльбрус.
По мере выполнения командами заданий определяется очередность в игре.
(От г. Прохладного до горы Эльбрус 130 км, которые и должны пройти команды)
I Этап
Команды по очереди начинают подъем по Лесистому хребту
Задание:
В нашей республике побывал барон Мюнхаузен. Все свои наблюдения он записал в дневник путешествия после того, как вернулся домой и, конечно, допустил много ошибок.
Капитаны команд получают тексты записок барона Мюнхаузена
Найти и исправить ошибки ваша задача.
(Тексты в закрытом виде в конвертах)
Текст 1: Кабардино-Балкария находится на севере от Восточно-Европейской равнины и лежит на склонах Уральских гор в Европейской части Евразии. Здесь находится самая высокая вершина России гора Казбек. Это действующий вулкан.
Текст 2: Климат равнины и гор неодинаков. Самые низкие температуры отмечаются зимой в равнинной части КБР и достигают -52 градуса С, а самые высокие температуры летом на вершине Эльбруса, так как она ближе расположена к солнцу. Высота вершины составляет 8848м над уровнем моря.
Текст 3: В республике много рек. Все они берут начало в ледниках Кавказских гор и принадлежат бассейну р. Волга. Самая длинная река КБР – Малка (69 км) она принадлежит бассейну р. Баксан и является правым притоком р. Терек.
Текст 4: Природа нашей республики разнообразна. В тропическом лесу водятся дикий кабан, рысь, косуля. В чаще хвойного леса, состоящего из елей и сосен, встречается тигр. На равнине в зоне альпийских лугов, состоящих из барбариса, облепихи, шиповника, обитает занесенная в Красную книгу птица сорока
Вместе с текстами записок барона Мюнхаузена команды получают образцы полезных ископаемых, которые барон Мюнзаузен определил как “золото” (медный колчедан), “серебро” (свинцовый блеск), “мрамор” (кварц), “медь” (железный колчедан).
На выполнение работы дается контрольное время.
Тексты, написанные на больших листах, вывешиваются на доску для наглядности, и команды поочередно подчеркивают выявленные ошибки в своих текстах. Одновременно другие имеют возможность оценить правильность выполнения задания, изменить, дополнить, а за это получить дополнительные очки.
Жюри подводит итоги конкурса, выставляет баллы (км) на табло.
I этап по времени укладывается в 12 минут.
II Этап
Команды находятся у подножья Пастбищного хребта, и их ждет следующее испытание.
Задание: решить кроссворды по теме “Оболочки Земли”. Капитаны команд получают задания. У каждой команды свой кроссворд, состоящий из одинакового количества слов. На решение кроссвордов отводится 3 минуты. Команда, решившая кроссворд, вписывает ответы в готовую рамку на доске. (Капитан решает, кто из участников выполнит это).
На проверку кроссвордов 3 минуты. Если допущены ошибки, участники других команд имеют возможность их исправить и заработать жетон.
Кроссворд по теме “Атмосфера”:
По горизонтали:
1. Один из показателей погоды (элемент погоды).
2.Разность между самой высокой и самой низкой температурой.
По вертикали:
3. Атмосферные осадки, выпадающие в твердом виде из воздуха.
4. Прибор, измеряющий атмосферное давление.
5. вода в жидком и твердом состоянии, выпадающая на поверхность Земли в результате конденсации водяного пара.
3 С | 4 Б | 5 О | |||||||||
Н | А | С | |||||||||
1 Т | Е | М | П | Е | Р | А | Т | У | Р | А | |
Г | О | Д | |||||||||
М | К | ||||||||||
Е | И | ||||||||||
2 А | М | П | Л | И | Т | У | Д | А | |||
Р |
Кроссворд по теме “Гидросфера”:
По горизонтали:
1. Процесс, объединяющий все воды гидросферы.
По вертикали:
2. Река Кабардино-Балкарии, левый приток Терека.
3.Самый высокий уровень воды в реке.
4. Река, в ущелье которой располагаются Голубые озера КБР.
5. Начало реки.
2 М | 3 П | ||||||||
А | О | 4 Ч | 5 И | ||||||
Л | Л | Е | С | ||||||
1 К | Р |
У | Г | О | В | О | Р | О | Т |
А | В | Е | О | ||||||
О | К | К | |||||||
Д | |||||||||
Ь | |||||||||
Е |
Кроссворд по теме “Литосфера”:
По горизонтали:
1. Неровности земной поверхности.
2. Горная порода магматического происхождения.По вертикали:
3. Форма рельефа, образованная внешними силами.
4.Самая высокая вершина России.
5. Горная порода осадочного происхождения.
5 И | ||||||
3 О |
З | |||||
В | 4 Э | В | ||||
1 Р | Е | Л | Ь | Е | Ф | |
А | Ь | С | ||||
Г | Б | Т | ||||
2 Г | Р | А | Н | И | Т | |
У | Я | |||||
С | К |
Жюри подводит итоги, заполняет табло на доске.
II этап по времени укладывается в 7 минут.
III Этап
Команды успешно преодолели Пастбищный хребет Кавказских гор. Уже кто-то вырвался вперед, но участников ждет “Блицтурнир”, после которого они выйдут на решающий этап. “Блицтурнир” символизирует поднятие по склонам Скалистого хребта.
Ответ на вопрос должен быть дан без длительных раздумий любым игроком. Игрок получает жетон, а команде засчитывается правильный ответ. Если в команде нет ответа на вопрос, то ответить может игрок другой команды и получить жетон в личный зачет.
Вопросы для 1-й команды:
1. Ветер, меняющий направление по сезонам года.
2. Где на Земле дуют только северные ветры?
3. Прибор для замера количества осадков.
4. Показать на карте Кабардино-Балкарии равнину.Вопросы для 2-й команды:
1. Прибор, измеряющий силу и направление ветра.
2. Где атмосферное давление выше, на равнине или в горах?
3. Самая высокая вершина мира.
4. Показать на карте России г. Эльбрус.Вопросы для 3-й команды:
1. Ветер, меняющий направление в течение суток.
2. Самый большой океан.
3. От чего зависит температура воздуха?
4. Показать на карте Кавказские горы.Вопросы для 4-й команды:
1. Как называются параллели 23 градуса северной и южной широты?
2. Самое соленое море?
3. Как называется форма рельефа, высота которой до 200 метров над уровнем моря?
4. Показать на карте КБР реку Малку.III этап не должен занять более 6 минут.
Жюри подводит итоги, заполняет табло.
IV Этап
Команды находятся у подножья Бокового хребта, высочайшая вершина которого гора Эльбрус.
Кто же взойдет на вершину Эльбруса первым? Какая команда станет победительницей нашей игры?
Проверим домашнее задание.
Один из членов каждой команды подготовил рассказ по темам:
- Человек и атмосфера.
- Человек и гидросфера.
- Человек и литосфера.
- Человек и биосфера.
На выступления отводится не более 3-х минут каждому участнику.
Жюри оценивает полноту и яркость рассказа, отражение в нем темы взаимодействия человека и природы. Выставляет оценки, подводя итоги этапа.
IV этап длится не более 12 минут.
Завершая урок, учитель подводит итоги всей игры. Результаты наглядно показаны на табло. Команда, “прошедшая” 130 км, первой покорила вершину Эльбруса. Игроки этой команды получают “5”. Игроки команды, отставшей на несколько километров, получают “4”. Третья команда оценок за прохождение маршрута не получает (“3” не ставлю), но все учащиеся, имеющие жетоны, в зависимости от их количества, получают соответствующие оценки. За подготовленное выступление каждый участник также получает оценку в журнал.
Если до звонка остается время, то предлагаю выполнить тестовые задания (не более 5-ти вопросов), составленные с учетом дифференцированного подхода к учащимся.
Таким образом, все учащиеся получают оценку за урок, а некоторые даже две, три.
Благодарю всех участников за работу, победителям вручаю сладкий приз.