Задачи
- Выяснить порядок сокращения частей сердца, познакомить с автоматией работы сердца, обменом веществ, происходящим в сердце, и регуляцией его работы.
- Продолжить формирование логического мышления, устойчивого внимания, анализа и сравнения, самостоятельной формулировки выводов, а также постановки вопросов для решения проблемы.
- Воспитание необходимости выполнения режима, основываясь на ритмах работы сердца, привычки к здоровому образу жизни.
Оборудование: таблицы “Строение сердца”, “Фазы работы сердца”; “Круги кровообращения”; муляж сердца.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
- Что изучали на предыдущем уроке? (Строение сердца и кровеносные сосуды.)
- Какую функцию выполняет система органов кровообращения?
- Что называется кровообращением?
- За счет чего происходит движение крови?
- К чему приводит остановка сердца?
Вывод: сердце должно работать в течение всей жизни без остановки.
- Каково строение сердца? (Ответ у доски.)
2. Изучение нового материала
Строение сердца позволяет ему работать как насосу в течение всей жизни.
Учитель обращает внимание на таблицы по работоспособности сердца и приводит еще примеры.
За 1 мин. сердце перекачивает 5,5 л крови.
За 1 сутки сердце перекачивает 10000 л крови.
За 70 лет жизни сердце перекачивает 2000000 млн. л крови.
Работа: груз массой 100 г за сутки может поднять на высоту московского университета – 300 м.
Вывод: работоспособность сердца огромна, причем оно работает без заметного утомления (делают учащиеся).
Какую задачу можно поставить на данном уроке, исходя из приведенных данных?
(Учащиеся отвечают: как работает сердце? Почему не утомляется?)
Учитель ставит проблему:
- «Почему сердце работает в течение всей жизни без утомления?» (Записано на доске, учащиеся записывают в тетрадях.)
- Какие вопросы необходимо решить, чтобы ответить на проблемный вопрос? (Во время дискуссии учащиеся намечают следующие пути решения – учитель помогает наводящими вопросами.)
1. Как сокращается сердце? (Фазы работы.)
2. Как питается сердце? (Обмен веществ.)
3. Как регулируется работа?
Учитель открывает доску, где заранее записаны пути решения, учащиеся сравнивают записи на доске с написанным в своих тетрадях и добавляют еще вопрос: автоматия сердца.
Учащиеся приступают к решению проблемы. Выполняют пункт № 1.
Самостоятельная работа с учебником и тетрадью, прочитать текст и заполнить таблицу.
Фазы работы | Предсердия | Желудочки | Продолжительность фазы |
- Какой вывод можно сделать?
Учащиеся делают вывод: сердце работает ритмично, чередуя труд и отдых.
Половину жизни отдыхает, половину работает.
- А что способствует чередованию ритма?
Учитель рассказывает об опытах русского врача Кулябко и немецкого ученого Корреля, из чего учащиеся делают вывод о том, что в сердце имеются механизмы, способствующие сокращению сердечной мышцы вне организма.
Рассказ учителя о синусоидных клетках и их возбуждении и передаче возбуждения на предсердие, а затем на желудочки, показывает по муляжу и на таблицах и рис. учебника.
Учащиеся делают вывод, что сердце человека сокращается автоматически.
Учитель дает определение автоматии.
Делается промежуточный вывод:
Работоспособность и неутомимость работы сердца можно объяснить чередованием сокращения и расслабления отделов сердца и их автоматией.
- Что необходимо для выполнения любой работы? (Энергия.)
- Откуда сердце получает энергию?
Учитель показывает рисунок препарата кровеносных сосудов сердца и говорит: «Масса сердца человека составляет 1/200 часть от массы тела, а крови проходит через сердца 1 /20 часть, т.е. в 10 раз больше.
О чем это говорит?
(В сердце идет интенсивный обмен веществ, в результате которого освобождается энергия, необходимая для его работы.)
Ответ на 3-ий вопрос.
- Можно ли только обменом веществ объяснить высокую работоспособность сердца?
Учащиеся вспоминают об инервации сердца. По какому принципу регулируется работа сердца? (4 вопрос проблемы)
Учитель приводит пример опыта известного немецкого ученого Ф.Гольца с лягушкой. Значит, работа сердца регулируется по принципу безусловного рефлекса. А как можно объяснить следующий опыт? Введение в кровь животного лекарства вызывает у него учащение биения сердца. Если введение лекарства сочетать со звуком метронома, то через несколько сочетаний только звук метронома вызывал у него изменения работы сердца, хотя лекарство не вводилось.
Значит, работа сердца может регулироваться по типу условного рефлекса. Таким образом, руководит работой сердца нервная система.
Но, наряду с нервной системой, на работу сердца влияют и химические вещества. «Как называется такая регуляция?» – спрашивает учитель. (Гуморальная.)
Какие гормоны оказывают влияние на работу сердца? (Адреналин усиливает работу сердца, ацетилхолин угнетает сердечную деятельность).
Следовательно, работа сердца регулируется нервной системой и гуморально.
Возвращаясь к проблемному вопросу, учащиеся приходят к выводу: работоспособность и неутомимость сердца объясняется:
- ритмичностью работы;
- автоматизмом;
- интенсивностью обмена веществ в сердечной мышце;
- нервной и гуморальной регуляцией;
- зависимостью от состояния внутренней среды
Учитель дополняет: работа сердца зависит еще от количества в крови солей Ca и К. Ca – усиливает работу сердца, а К – замедляет.
3. Закрепление
- Что такое автоматизм работы сердца?
- Какое влияние оказывает на работу сердца нервная система?
- Что означает понятие «гуморальная регуляция сердечной деятельности».
- Какое значение имеет то, что в сердечной мышце, по сравнению со скелетными мышцами в той же массе мышц, проходит вдвое больше сеть кровеносных сосудов.
Учитель выставляет оценки за устный ответ и работу на уроке.
Домашнее задание: дается по учебнику и рабочей тетради.