Проект урока по литературе в 10-м классе. Особенности лирики А.А. Фета

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Цели

Педагогические:

  • совместное целеполагание;
  • знание содержания стихотворений А. Фета, биографических фактов;
  • совершенствование надпредметных умений литературоведческого анализа поэтического текста, решение проблем, оперирование литературоведческими терминами, рассуждение, обобщение путем сравнения;
  • развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта;
  • формирование личностной позиции.

Диагностическая:

  • определение зоны ближайшего развития учащихся после изучения темы.
Он отказался от слова, но великодушно отомстило ему
Слово… показав, что нет такой неуловимости и
тонкости, которых оно не могло бы назвать, что самое
неизреченное и неосязаемое все же послушно… устам
благословенного поэта.

Ю. Айхенвальд, “Фет”.

В своей педагогической практике использую групповую форму работы. Как правило, своих учеников с 5-го класса распределяю по группам(4–6 человек) или с 10-го класса, если беру классный коллектив в старшем звене. Несомненно, качественный и количественный состав ученических групп меняется в зависимости от результатов диагностики учебных возможностей учащихся в процессе обучения: роль и способность выполнения каждым определенного задания (компенсаторные, ролевые возможности детей). Учащиеся распределяются по группам не по уровню обученности (“отличник”, “хорошист”, “троечник”), а по учету индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных) особенностей ученика, его темперамента, характера восприятия учебного материала, по типу памяти и характера функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (“правополушарные”, “левополушарные”). “Левополушарные” - логичны, последовательны, порциональны, “правополушарные” - интуитивны, эмоциональны, абстрактны, ориентированы на фантазию. Поэтому имманентным анализом, как правило, занимаются “левополушарные”, а интерпретировать текст будут “правополушарные”. Такая методика обеспечивает качественную передачу учебной информации учителем и осознанное восприятие её учащимися.

При формировании групп учитывается следующее: одни ученики способны давать логические, развернутые ответы, выделяя главное, затем описывая детали, другие лаконичны, опираются на интуицию, то есть одни – “аналитики”, другие – “синтетики”. Одни выдвигают идею (“генераторы”), другие обосновывают её, используя справочную литературу (“референты”), третьи практически реализуют: строят схемы, алгоритмы (“исполнители”).

При диагностировании учащихся оказывает помощь социально-психологическая служба, созданная в школе.

Данный урок проводится после урока-знакомства с биографией А.А. Фета.

Предварительно трем учащимся было дано задание: изучить статьи В. Брюсова (“А.А. Фет. Искусство или жизнь”), К. Бальмонта (“О поэзии Фета”), Ю. Айхенвальда (“Фет”) и с основными (на их взгляд) положениями познакомить учащихся на уроке.

На первом этапе урока группам предлагается задание: какое значение слова “слово” в этих цитатах? Каковы оттенки этого значения?

Есть слова – объяснить не могу я,
Отчего у них власть надо мной.
(Н. Гумилев.)

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется.
(Ф. Тютчев.)

У любви есть слова, – те слова не умрут.
(А. Фет.)

“Вы подарили мне ваши “Ямбы”. Подарите мне ваше живое слово…”
(Ф. Тютчев к Щербине.)

В течение 2-3 минут выдвигаются различные варианты в группах. После обсуждения “детских” версий приходим к выводу: в данных цитатах подчеркивается непредсказуемость, значимость, выразительность поэтического слова.

Обращаю внимание ребят на цитаты Ю. Айхенвальда, взятые в качестве темы и эпиграфа урока и прошу сформулировать цель урока.

Версии различны:

  • понять через стихотворения А. Фета, что слова не важны, важны чувства и мысли, которые скрываются под ними;
  • увидеть особенность лирики А. Фета – музыкальность, ведь в музыке нет слов, есть звуки, а в жизни поэта музыка играла значительную роль;
  • если “певец неслышимого”, то, наверное, Фет запечатлел шелест трав, падение листьев, движение ветерка и облаков;
  • все это мир природы, а в жизни поэта была сильная любовь к Марии Лазич, значит, Фет описал переживания, страдания человеческого сердца. А человек чаще страдает молча.

Ребята правы, формулирую кратко: осознать, что главное в поэзии А. Фета – трудновыразимое сокровенное человеческое чувство и столь же неуловимое и интимное переживание природы.

На втором этапе урока ученики (индивидуально задание) знакомят класс со статьями В. Брюсова, К. Бальмонта, Ю. Айхенвальда. (На столах у ребят есть распечатанный материал.)

Задание группам: внимательно слушая докладчиков, делая необходимые записи, сформировать личностное отношение к высказываниям критиков об особенностях поэзии Фета.

1-й ученик.

В своей статье “Фет” Юлий Айхенвальд высказал интересные, на мой взгляд, мысли: “… поэт, отказавшийся от слова… Поэт молчания, певец неслышимого, он потому и слова подбирает не очень тщательно, не очень разборчиво… Фету чужды цельные и внятные предложения, ему дороже “шепот, шорох, трепет, лепет”; у него стихи движутся “воздушною стопою”; они чуть слышные, едва произнесенные; у него – звуки, самые тихие в нашей литературе, и вообще он – шёпот русской поэзии… на его стихотворениях лежит как бы тонкая вуаль… эти серебряные, серебристые, сквозистые стихи, или эти отдельные слова, которые ласкают душу веянием каких-то шёлковых опахал… Фет вообще – певец чуть заметного… Фет – чародей, музыкант… Великий слушающий, все тайны мира подслушавший, и даже “трав неясный запах”… Мира в конце концов нет… Единственная реальность – душа. Душе снится вселенная. Вот, значит, оттуда… вся эта воздушность Фета”.

2-й ученик.

Валерий Брюсов в своей статье “А.А. Фет. Искусство или жизнь” пишет: “Вся позднейшая творческая деятельность Фета и была мучительной борьбой с незвучным и упорным стихом, бессильным передать порыв души. Фет не удовлетворялся жизнью в мире “таинственно волшебных дум”. Наслаждение мечтой было для него неразрывно слито с жаждой её воплощения. По-видимому, он достиг многого. Самые смелые славословия искусству и его мощи принадлежат в русской литературе Фету… Критика должна объяснить из основ миросозерцания Фета, как возникло противоречие. Каким путем, после уверенного восклицания “Звуки есть, дорогие есть краски”, он доходил до жалобы на бессилие слов? Как искусство, которое способно “усилить бой бестрепетных сердец”, становилось для него лишь “изображением в зеркале”?

На противоположности двух миров – одного, где царствует ум и трезвость, и другого, где властвует безумие и опьянение, – основывал Фет торжество искусства… Задача искусства – запечатлеть “мгновения прозрения”… искусство там, где художник “дерзает на запретный путь”, пытается зачерпнуть хоть каплю “стихии чуждой, запредельной”. Здесь вершина , здесь последний предел, которого достигал Фет в своем славословии искусства. В человеке – все, и вся жизнь, и вся красота, и весь смысл искусства. Какие бы великие притязания ни высказывала поэзия, она не могла бы сделать большего, как выразить человеческую душу. Понимая это, Фет слагал восторженные гимны личности:

Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой – душа и мысль моя.

Умудренный опытом лет, он не находил другого назначения поэзии, как служение жизни, но только в те мгновения, когда просветленная, она становится окном в вечность…

На поставленный себе вопрос:

Кому венец, богине красоты
Иль в зеркале ее изображенью?

Фет мог бы дать нам окончательный ответ: Богине! Человеку! Жизни! Но не той жизни, которая шумит на рынках… Не тому человеку, которому ценнее грошовый рассудок… Истинный смысл поэзии Фета – призыв к настоящей жизни, к великому опьянению мгновением, которое вдруг, за красками и звуками, открывает просвет к “солнцу мира – из времени в вечность”.

3-й ученик.

Константин Бальмонт в своей статье “О поэзии Фета” пишет о том, что “с детских и полудетских дней… на первом месте, срочно и бессрочно, ибо всегда стоит Фет…Фет и Баратынский сопровождали мои детские годы, юношеские годы, более поздние годы и в данную минуту, рядом с Пушкиным, остаются моими самыми любимыми русскими поэтами”. В 1897 году знаток русской поэзии профессор Вильям Морфилль пригласил К. Бальмонта в Тейлоровский институт в Оксфорде прочесть четыре лекции о современной русской поэзии, одну из этих лекций поэт посвятил творчеству Фета и Тютчева, указывая на “внутреннюю пантеистическую их музыкальность в восприятии природы и в изображении различных состояний человеческого сердца”. “Весь залитый светом, солнечный, первозданно влюбленный в небо и землю, Фет, бывший любимым поэтом таких двух разных гениев русского слова, как Тургенев и Л.Н. Толстой, по закону художественного противопоставления, наряду с множеством утренних песен и зорь, наряду с нежнейшими кострами из вечерних огней, так великолепно описывает – не описывает, а музыкально воссоздает – ночь, как мало кто из поэтов.

Тихо ночью на степи;
Небо ей сказало: Спи,
И курганы спят.
Звезды ж крупные в лучах
Говорят на небесах:
Вечный – Свят, свят, свят!”

Далее в статье К. Бальмонт рассуждает о влиянии Фета на дальнейшую русскую литературу. “Моими учителями были – русские народные песни, все русские поэты, одухотворенный английский стих, утонченный Данте, всеоглядный Гете, упрямая скандинавская поэзия… испанцы 16-го и 17-го столетий… гимны индусов и персов. Но сердце по-детски лепечет: “Люблю больше всех Фета”. Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу, поющая снежинками, перекличкою зарниц и птиц, шумом ветра в веющих, вещих узорах листьев, протяжно поющая самым молчанием.

Хоть нельзя говорить, хоть и взор мой поник,
У дыханья цветов есть понятный язык”.

После обсуждения в течение 2-3 минут “референт” в каждой группе дает вариант ответа. Ребята говорят о том, что каждый критик обладает индивидуальным стилем, своим видением места Фета в русской литературе, своим мироощущением, хотя они современники. Но все они сходятся во мнении, что поэзия Фета выражает человеческую душу, которой снится вселенная, поэтому стихотворения его близки каждому истинному художнику. Музыкальность стиха как важнейшую особенность лирики Фета отмечает Ю.Айхенвальд, о “мгновениях прозрения” пишет В. Брюсов, “поющая самым молчанием” отмечает К. Бальмонт.

Слово учителя.

П.И. Чайковский писал: “Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом”. “К чему искать сюжеты для стихов; сюжеты на каждом шагу, – брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты”, – говорил Фет Полонскому. А. Фет настойчиво подчеркивал, что в его стихах не надо искать “так называемого содержания”, что в них “тон” и “музыка” важнее, чем мысль, важнее чувство. “Скорбь никак не могла вдохновить нас”, – писал Фет. – Напротив… жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя б на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии”. Каждое стихотворение Фета производит впечатление головокружительного полета с мельчайшими подробностями. Фет замечал: “Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик”. У Фета много случайностей, сиюминутных впечатлений. В творчестве Фета прослеживается “импрессионистический стиль”, который с его принципом “первое впечатление” давал возможность вести повествование через схваченные наугад детали, которые нарушали строгую согласованность и придавали рассказу яркость, а идее – многоликость. В своей изобразительности поэт близок к художникам-импрессионистам. Импрессионизм не означал ломки принципов реализма, а сказывался в обогащении этих принципов у Фета в искусстве описаний. Фет – романтик, и в мироощущении его присутствует трагическая нота разлада между тем, что существует здесь, на земле, и там – в звездной вечности, куда устремляется душа поэта. Земное счастье – “как дым”.

Действительно Фету было тесно в рамках поэзии, тогда он обращался за помощью к звуку, музыке. Поэт считал, что слово не может передать глубину чувств человека, и когда слово “немеет”, тогда приходит музыка.

Затем учащимся предлагается стихотворение А. Фета “Майская ночь”(1870 г.).

Слово учителя: Л.Н. Толстой от умиления плакал при чтении этого стихотворения. Что взволновало писателя, какие образы и чувства?

Ученикам предлагается план анализа, который может быть взят за основу. Как правило, учащиеся добавляют 1-2 пункта к данному плану.

  1. Искусство перехода от картин природы к ясно выраженной мысли.
  2. Использование восклицательных предложений.
  3. Безглагольность как выражение устойчивого чувства.
  4. Музыкальность стихотворения.

Варианты ответов оцениваются в каждой группе, версию представляют “аналитики”, которые дают развернутые и логические ответы, выделяя главное, затем описывают детали.

На заключительном этапе урока группам предлагается (на выбор) дидактический материал.

Задание 1. Сравните два стихотворения А. Фета “Майская ночь” (1870 г.) и “Еще майская ночь” (1875 г.). (Средства и приемы в описании ночи.)

Задание 2. Имманентный анализ стихотворения А. Фета “Еще майская ночь”

Задание 3. Интерпретация стихотворения А. Фета “Еще майская ночь”.

Каждая группа работает в течение 5–8 минут, используя весь учебный материал. Ни одно задание не остается без внимания ребят, поскольку существует 5–6 групп, то задание может повторяться, но, как правило, ответы нет. Вариант первого задания дает “исполнители”, второе – “аналитики”, третье – “синтетики”.

Подводя итог урока, прошу ребят обратиться к теме и эпиграфу урока: изменилось ли их восприятие цитат Ю. Айхенвальда в течение урока? Следуют варианты ответов ребят.

За две-три минуты до окончаний урока дается инструктаж домашнего задания.

На выбор.

1 вариант.

Напишите эссе, началом которого явились бы слова А.Фета: “О, если б без слова сказаться душой было можно…”. (Особенности лирики А. Фета, мироощущения поэта.)

2 вариант.

Напишите лирическую миниатюру на тему: “Почему сопоставляют стихотворения А. Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад” и А. Пушкина “Я помню чудное мгновение”?

Принести тексты стихотворений А. Фета (“Люди спят, мой друг, пойдем…”, “Сияла ночь. Луной…”, “Бабочка”), А. Пушкина (“Я помню чудное мгновение”), Ф. Тютчева (“Как сладко дремлет сад…”, “О, как убийственно мы любим”).

Индивидуальное задание.

И. Грабарь, “Февральская лазурь”, Клод Моне, “Впечатление. Восход солнца”. (Подготовить сообщение о художниках, о направлении их творчества, представить иллюстрации картин.)

Такое домашнее задание объясняется подготовкой к следующему уроку по теме: “А. Фет и импрессионизм”.

Результативность творческого домашнего задания определит, достигнута ли диагностическая цель урока.