Тип урока. Урок обобщения и систематизации.
Цели урока:
- Образовательная. Обобщить и углубить знания по теме и применять их при решении задач в стандартных и нестандартных ситуациях.
- Дидактическая: формулирование умений применять формулы площади треугольника на уровне обязательной подготовки.
- Развивающая:
- дальнейшее формирование познавательного интереса,
- познавательной самостоятельности на основе: соединения теоретического материала с его практическим применением; создания проблемной ситуации при закреплении и отработке ранее изученного материала;
- развитие творческих способностей учащихся, развитие умственной и особенно мыслительной активности, развитие самостоятельности и умения учиться, развитие навыков самоконтроля.
- Воспитательная: воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов при доказательстве теорем и решении задач.
Оборудование: раздаточный материал, плакаты с готовыми чертежами, кодоскоп, телевизор.
Основные этапы урока
- Организационный момент (2 мин.).
- Анализ домашней контрольной работы (3 мин.).
- Повторение формул (работа с тестами, проверка - 5 мин.).
- Историческая справка (5 мин.).
- Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных ситуациях (проверочная работа - 15 мин.).
- Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных задачах (10 мин.).
- Домашнее задание (2 мин.).
- Подведение итогов (5 мин.).
Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся:
Учащиеся знают формулы для вычисления площади треугольника S=ah, S=, где a – сторона правильного треугольника, S=ab, где a и b – катеты, S=pr, где p – периметр треугольника, r – радиус вписанной окружности, S=absinС, S=, S= , где R - радиус описанной окружности, S=c2, S=a2, умеют применять их при решении задач.
Оформление доски. Дома: № 1037, № 1065, № 1202** (стр. 239).
Тема урока (слева).
В-I 1 2 3 4 5 у д а ч и
B-II 1 2 3 4 5 у д а ч и Задачи из вступительных экзаменов в вузы. На обратной стороне решение II варианта.
Анализ контрольной работы (домашней).
“Радость от решения трудной задачи будет вам наградой за упорство.” Л.С. Атанасян.
Ход урока
I. Кто не слышал о загадочном бермудском треугольнике (находится в Атлантическом океане между бермудскими островами, государством Пуэрто–Рико и полуостровом Флорида), в котором бесследно исчезают корабли и самолёты?
А ведь знакомый всем с детства треугольник таит в себе немало интересного и загадочного.
Не случайно 38 пунктов из 112 геометрии 7-9 (3-я часть) сводится к изучение треугольника.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то, как не знать!
Но совсем другое дело -
Очень быстро и умело
Его площадь подсчитать.
Для вычисления площади треугольника в рукописи “Книга сошного письма”, написанной в 1629 г., рекомендуется произведение большей и меньшей сторон разделить на два. Это правило даёт лишь приближенное значение истинного размера площади.
Мы с вами научились точно вычислять площадь треугольника, используя различные формулы, которые сегодня будем использовать при решении стандартных и нестандартных задач.
Итак, тема урока “Площадь треугольника” (заключительный урок в курсе планиметрии). Урок обобщения и систематизации.
II. Сейчас всем предстоит выполнить тест, который позволит вспомнить формулы для вычисления площади треугольника и является подготовкой для проверочной работы.
Должны получить слово удачи!!!
Тест
Фамилия 1 2 3 4 5 Вариант 1 У Д А Ч И
Стороны треугольника равны 5 см, 12 см и 13 см. Найдите площадь треугольника.
а) 120 см2; б) 60 см2; у) 30 см2; г) 65 см2.
Площадь треугольника со сторонами a, b, c, периметром Р через радиус r вписанной в этот треугольник окружности вычисляется по формуле:
а) S = pr; б) S =; д) S = p*r; с) S =
Сторона правильного треугольника равна 3 см. Найдите площадь этого треугольника.
а) см2 ; б) см2 ; в) см2 ; г) см2.
Треугольники, имеющие равные основания и равные высоты:
х) равны; у) подобны; ч) равновелики.
5. Найдите площадь треугольника со сторонами 4 см, 13 см и 15 см.
а) 32 см2; и) 24 см2; б) 28 см2.
Мы с вами доказали все теоремы, связанные с вычислением площади треугольника ( в том числе и формулу Герона). По крайней мере существует пять способов доказательств этой теоремы. Мы же использовали формулу для нахождения площади треугольника через две стороны и угол между ними S =absina, основное тригонометрическое тождество, теорему косинусов, формулы сокращённого умножения и свойства арифметического корня. За эту теорему все получили оценки.
Теорема
Если a, b, c – стороны треугольника ABC, p – его полупериметр, то для площади треугольиика справедлива формула
S = .
Дано: a, b , c, - стороны ?ABC, p – полупериметр.
Т р е б у е т с я доказать, что S=.
Доказательство. В силу теоремы S=absinC=ab (1)
( Так как 0<C< , то перед радикалом берется знак плюс.)
Внесём произведение ab под знак радикала, а cosC найдём по теореме косинусов:
cosC=
Тогда из формулы (1) получим
S== (2)
Преобразуем подкоренное выражение в полученном равенстве:
a2b2-==
==
=(c-a+b)(c+a-b)(a+b-c)(a+b+c)
По определению p=
a+b+c = 2p
a+b-c = (a+b+c)-2c=2p-2c=2(p-c),
a+c-b = (a+b+c)-2b=2p-2b=2(p-b),
-a+b+c = (a+b+c)-2a=2p-2a=2(p-a)
Следовательно,
a2b2-(= 4p(p-a)(p-b)(p-c).
Возвращаясь к равенству (2), получим нужный результат:
S = .
Историческая справка. (// Глейзер Г.И. История математики в школе.)
Найти площадь треугольника со сторонами 13, 14 и 15.
P==21
S=
S====3*7*2*2=84
Разобрать задачу 2 домашней контрольной работы.
Мы с вами знаем и умеем применять 9 формул для вычисления площади треугольника. (Выяснить по таблице, каких не хватает.)
!! Доказать, что площадь треугольника можно вычислить через все углы и радиус описанной около треугольника окружности.
S = 2R2sinAsinBsinC
S =absinC, =2R, a = 2RsinA , b = 2RsinB
S =2RsinA2RsinBsinC = 2R2sinAsinBsinC.
Эту формулу можно использовать в практической работе.
Практическая работа с проверкой.
Вариант 1
Вычислить площадь треугольника ABC
№ 1
S=AB*AC*sinA
S=*8*15*sin30о = 4*15*=30
S = 30
№ 2
S=, a = 7, b = 20, c = 15
p=, p===21
S= =
= = 3 * 7 * 2 = 42
№ 3
AC2 = 19, AB2 + BC2 = 5 + 14 =19.
Так как AC2 = AB2 + BC2, то по теореме, обратной теореме Пифагора B=90о, поэтому ABBC.
S =AB * BC, S=*= . S =
№ 4
1) BCA=90о, CDAB, CD=
CD ===6; AB=2+18=20
2) SABC=AB*CD, S= *20*6=60
S = 60
№ 5
1) Пусть AB=BC=CA=a, тогда S= ;
2) S= p*r, p = 3a, S =*3a*2 = 3a.
3) =3a |:a 0; = 3; a = ==4;
4) S = 3a, S = 3*4=12. S = 12.
AB = BC = AC
За 5 верно выполненных заданий – “5”
За 4 – “4”
За 3 – “3”
При решении ряда задач значительное место в программе для поступающих в вузы отводится примерам, связанным с определением площадей треугольников.
Решите задачи из вступительных экзаменов в вузы.
№ 1059.
Дано: ABCD – произвольный четырёхугольник, AC и BD-диагонали, а – угол между АС и BD.
Доказать, что S=AC*DB*sinа
Доказательство:
Четырёхугольник ABCD состоит из четырёх треугольников: AOB, BOC, COD и AOD, поэтому
S = SAOB + SBOC + SCOD + SAOD, а,
180о - а.
SAOB = AO*BOsinа
SCOD =DO*CO*sinа
SBOC =BO*COsin(180о - а) = BO*CO*sinа
SDOA =DO*AO*sin (180о - а) = DO*AO*sinа
S =AO*BO*sinа +BO*COsinа+DO*CO*sinа+DO*AO*
sinа =sinа(BO(AO+CO)+DO(CO+AO)) = sinа(AO+CO)*(BO+DO) = sinаAC*BD
S=AC*DB*sinа
Показать второй способ из видеофильма. (Следствие. Площадь квадрата и ромба.)
Теорема: Медианы треугольника делят его на шесть треугольников, площади которых равны.
Дано: треугольнок ABC, где AA1, BB1, CC1 – медианы.
Доказать, что S1 = S2 = S3 = S4 = S5 = S6
Доказательство:
1. S1 = S2, т.к. в OBA1 и COA1 BA1 = A1C и высота общая.
Аналогично S3 = S4, S5 = S6
2. SABB = SBBC, т.к. AB1 = B1C и высота у треугольников ABB1 и BB1C – общая.
S4 + S5 + S6 = S1 + S2 + S3. Так как S4 = S3 , то S5 + S6 = S1 + S2
Т.к. S5 = S6 и S1 = S2 , то 2S5 = 2S1 , S5 = S1 или 2S6 = 2S1, S6 = S1
3. SBBC =SACC , т.к. BC1 = C1A и высота общая.
S6 + S1 + S2 = S3 + S4 + S5, S1 + S2 = S3 + S4
Т.к. S1 = S2 и S3 = S4 , то 2S1 = 2S3 , S1 = S3 и 2S1 = 2S4 , S1 = S4.
Следовательно, S1 = S2 = S3 = S4 = S5 = S6.
Показать второй способ через кодоскоп.
II способ.
Теорема о медианах треугольника (из вступительных экзаменов в вузы).
Теорема: Медианы треугольника делят его на шесть треугольников, площади которых равны.
Дано: треугольник ABC, AA1, BB1, CC1 – медианы.
Доказать: S1 = S2 = S3 = S4 = S5 = S6.
Доказательство.
1. Так как медианы точкой пересечения делятся в отношении 2 : 1, начиная от вершины треугольника, то OC=2OC1, OA=2OA, OB=2OB1.
===
BOA1= AOB1(как вертикальные), значит, S1 = S4
Аналогично S2 = S5 и S3 = S6
2. S1=S2 , т.к. BA1=A1C и высота BOA1 и COA1 общая.
Аналогично S3 = S4 и S5 = S6
Следовательно, S1 = S2 = S3 = S4= S5 = S6.
Домашнее задание. № 1037, 1065, 1202** (дополнительно) – учебник Атанасяна.