Интегрирование мультимедиа в учебный процесс по изучению информатики

Разделы: Информатика


    • Тема: Типы диаграмм.
      1. Обоснование использования мультимедиа в образовании.

    Информатизация образования, являясь составной частью глобального процесса информатизации общества, определяет актуальность исследования проблем развития и использования современных информационных (к которым в первую очередь относятся мультимедиа и гипермедиа) и телекоммуникационных технологий.

    Система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием перехода к непрерывному образованию, новым концептуальным подходам к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации (мультимедиа- и телекоммуникационные технологии).

    В центре процесса учения должны быть образовательные интересы учащихся, современные исследовательские подходы к обучению, отражающие индивидуальные потребности учащегося. В случае использования мультимедиа изменяется роль преподавателя: из первичного источника знания преподаватель становится одним из ресурсов, кроме того, преподаватель выступает в роли помощника или наставника в процессе обучения. Смысловой уровень педагогического процесса ставит в центр внимания индивидуальность, внутренний мир ученика. Отношения между педагогами и учащимися выстраиваются на принципах диалога, сотрудничества, сотворчества, взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции. в свободном субъект-субъектном взаимодействии педагогического процесса обмениваются не только знаниями, но личностными смыслами. Ученики чувствуют, что учебная ситуация с компьютерами отлична от традиционной: отношение между учениками и учителем менее иерархично и смягченно, основное внимание уделяется самообучению. При работе с компьютером перспектива по созданию творческой атмосферы в группе зависит от ощущения доверия преподавателя и непринужденности в ситуации урока.

    Когда учащиеся имеют доступ к этому виду знаний или воспроизводят его в индивидуальном темпе, процесс обучения будет более успешным. Это позволяет ученику изучать материал курса с той скоростью, которая удовлетворяет его потребности, что помогает увеличивать продолжительность запоминания. Наличие способности самостоятельно учиться дает возможность ученику глубоко изучать материал. При самообучении учащегося происходит:

      • выяснение его собственных потребностей относительно учения;
      • установление целей учения;
      • выбор и применение стратегий учения;
      • оценка результатов.

    Мультимедиа - это средство или инструмент познания на различных уроках, в частности – информатики. Мультимедиа способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, социальных компетентностей, получению навыков, накоплению фактических знаний. Кроме этого это способствует развитию информационной грамотности Мультимедиа вносит и этический компонент - компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

    Несмотря на существующие различные подходы к изучению, почти все соглашаются, что два фактора служат определяющими для обучения:

      • социальный аспект, то есть практика общения, практика связи и сотрудничества;
      • исследовательский аспект, то есть изучение материалов, физических объектов (явлений).

    Использование мультимедиа-программ способствует формированию у учащихся как конкретных, так и абстрактных знаний.

    1. Использование мультимедиа на уроках информатики.

    Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видео-презентация, интерактивное видео видеопродукции уже доступны в течение длительного времени. Мультимедиа завоевывает все большую популярность в связи с развитием мониторов высокого разрешения, звуковых и видеокарт сжатия, увеличением видеорам и скоростных процессоров для персонального компьютера.

    Мультимедиа-компьютер в настоящее время способен захватывать звук, видео, манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

    Обладая небольшим опытом, учитель может производить собственные презентации, видеопродукцию, представления. Мультимедиа-презентация позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание и воздействует более чем на один орган чувств. Однако когда информация излишняя, то улучшения не происходит.

    В основном приложения мультимедиа, используемые мною в учебном процессе, имеют линейную структуру, представленную содержанием, которое последовательно ведет учеников через мультимедиа-приложение. Учащиеся могут управлять приложением только на уровне выбора раздела изучения, есть возможности получить примеры моделирования по трудной теме (разделу) и т.д. Можно продвигаться вперед или назад по приложению, но нельзя изменять содержание.

    Во время обучения с использованием мультимедиа возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков. Углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счет самообразования, рекомендуя обширную коллекцию ссылок на образовательные и педагогические ресурсы образовательных мультимедиа. Это дает дальнейшие перспективы и информацию относительно того, как работать с мультимедиа на уроке.

    Мною используются два стиля преподавания при использовании мультимедиа на уроке :

      1. Когда ученики работают самостоятельно, учитель как можно меньше вмешивается в процесс обучения.
      2. Когда ученики активно вовлекаются непосредственно в критические вопросы, учитель интенсивно вмешивался в учебный процесс.

    Рассмотрим одну из тем курса “Технология обработки числовых данных в электронных таблицах”

    Предполагается, что ученики обладают определенными навыками, а именно:

      • умеют создавать рабочие книги, вводить данные, вставлять листы, сохранять файлы;
      • перемещаться по рабочей книге;
      • пользоваться меню, панелями инструментов и диалоговыми окнами Excel;
      • создавать несложные формулы;
      • основы диаграмм;
      • пользоваться базовыми средствами Windows, в частности Windows Explorer и Internet Explorer.

    ТЕМА: Типы диаграмм

    По этой теме рассматриваются разделы:

    1) иллюстрация закономерностей с помощью диаграмм;
    2) выбор типа диаграммы;
    3) стандартные типы диаграмм;
    4) типы диаграмм, определяемые пользователем.

    Во время обучения данной темы стиль преподавания разделяется на две части:

      1. Использование TV-Out для присоединения к телевизору. Объясняется иллюстрация закономерностей с помощью диаграмм и выбор типа диаграммы. (см. Приложение 1) Ученики активно вовлекаются непосредственно в критические вопросы, учитель интенсивно вмешивается в учебный процесс.
      2. Презентация PowerPoint, на ученическом компьютере. Рассматривается весь новый материал, т.е. повторение разделов 1, 2 и самостоятельное изучение разделов 3, 4 - стандартные типы диаграмм и типы диаграмм, определяемые пользователем (см. Приложение 2). Ученики работают самостоятельно, учитель как можно меньше вмешивается в процесс обучения.
      3. Самостоятельная работа. Задание на карточках: Подобрать тип диаграммы, обосновать выбор и построить. Ученики работают самостоятельно, учитель как можно меньше вмешивается в процесс обучения.

    Приложение 1

    1. Иллюстрация закономерностей с помощью диаграмм

    Обычно диаграмма создается для того, чтобы продемонстрировать какую-либо за-кономерность. Часто иллюстрируемая закономерность описывается в названии диаграммы или в текстовом окне, расположенном в диаграмме. Сама диаграмма приводится для визуальной поддержки иллюстрации.

    Выбор правильного типа диаграммы – ключевой фактор, влияющий на убедительность иллюстрации. Поэтому не жалейте времени на эксперименты с различными типами диаграмм, только так вы сможете выбрать наиболее эффективный способ представления ваших данных.

    Почти в каждом случае иллюстрация заложенной в данных закономерности базируется на сравнении. Ниже приведены некоторые наиболее общие виды сравнений.

    • Сравнение одних показателей с другими. Например, в диаграмме могут сравниваться продажи компании в разных регионах.
    • Изменение данных во времени. В этом случае сравниваются данные в разные, моменты или периоды времени. Например, в диаграмме могут быть приведены продажи компании в разные периоды времени,
    • Относительные сравнения. Примером относительного сравнения служит круговая диаграмма, изображающая относительные значения данных в виде секторов.
    • Взаимоотношения данных. Идеальный пример иллюстрации взаимоотношений – точечная диаграмма. Например, на точечной диаграмме могут быть показаны взаимоотношения между продажами и расходами на маркетинг.
    • Сравнение частностей. Пример сравнения частностей – гистограмма, изображающая количество (или процент) студентов, посещающих набор курсов. Категориями такой гистограммы служат конкретные курсы.
    • Иллюстрация (или выявление) посторонних точек. Диаграмма может служить средством быстрого визуального выявления ошибочных точек данных, значения которых существенно искажены случайными факторами или ошибками ввода.
    Выбор типа диаграммы

    "Какой тип диаграммы лучше всего подходит для моих данных?" – вопрос, интересующий пользователя Excel чаще всего. К сожалению, четко определенного ответа на него нет и быть не может. Наиболее общий, хотя и несколько туманный ответ можно сформулировать так: "Выбирайте тип, иллюстрирующий заложенную в данных закономерность простейшим образом".

    На рис.2.1 показано изображение одного и того же ряда данных с помощью диаграмм шести различных типов. Хотя все диаграммы выводят одну и ту же информацию (количество посещений некоторого Web-узла по месяцам), выглядят они совершенно по-разному.

    Рис. 2.1. Одни и те же данные, изображенные на диаграммах шести различных типов

    Анализ построения диаграмм.

    • Для этого набора данных гистограмма (вверху) – наиболее подходящий тип графика, поскольку она иллюстрирует значение для каждого месяца отдельным столбиком.
    • Линейчатая диаграмма аналогична гистограмме, однако ее оси повернуты на 90°. Она меньше подходит для этой задачи, потому что гораздо привычнее развертывание времени слева направо, чем сверху вниз.
    • График в данном случае подходит плохо, так как непрерывная линия графика намекает на непрерывность данных, хотя в действительности значения существуют дискретно, только в 12 точках, а между ними значений нет и не должно быть. Этот же довод справедлив и для диаграммы с областями.
    • Круговая диаграмма cбивает с толку, поскольку время на ней отображено совершенно неестественно. Круговую диаграмму рекомендуется применять, когда нужно подчеркнуть соотношения небольшого количества данных. Если точек данных много, то визуально интерпретировать круговую диаграмму невозможно.
    • Лепестковая диаграмма (внизу) явно не подходит для этих данных. Люди не привыкли видеть время, разворачивающимся по кругу.

    К счастью, изменить тип диаграммы очень легко. Поэкспериментировав с разными типами диаграмм, вы можете выбрать тип, наиболее аккуратно представляющий данные.

    Далее рассматриваются различные типы диаграмм.

    Примеры и описания типов помогут вам научиться выбирать наиболее подходящий тип диаграммы в каждом конкретном случае.

    Приложение 2

    1. Стандартные типы диаграмм
    2. Если для создания диаграммы используется мастер диаграмм, то на первом шаге выбирается тип диаграммы. Диалоговое окно первого шага мастера диаграмм содержит две вкладки: Стандартные и Нестандартные. Если во вкладке Стандартные выделить один из типов, то в расположенном справа списке Вид выводится несколько подтипов выделенного типа. Например, тип Гистограмма имеет семь подтипов. В табл. 3.1 перечислены стандартные типы диаграмм и количество подтипов каждого из них.

      Таблица 3.1. Стандартные типы диаграмм Excel

      Тип диаграммы Количество подтипов
      Гистограмма 7
      Линейчатая 6
      График 7
      Круговая 6
      Точечная 5
      С областями 6
      Кольцевая 2
      Лепестковая 3
      Поверхность 4
      Биржевая 4
      Цилиндрическая 7
      Коническая 7
      Пирамидальная 7
      Далее рассматриваются все стандартные типы диаграмм Excel и приводятся примеры диаграмм каждого типа.

    3. Типы диаграмм, определяемые пользователем

    В предыдущих разделах представлены стандартные типы диаграмм Excel. В этом разделе обсуждаются типы диаграмм, определяемые пользователем (пользовательские типы).

    Нестандартные типы

    Важно понимать, что пользовательский тип диаграммы – это один из стандартных типов, настроенный определенным образом. Пользовательские типы предназначены лишь для облегчения работы с диаграммами.

    Во вкладке Нестандартные диалогового окна Тип диаграммы представлены 20 предопределенных (встроенных) пользовательских типов. Их описание приведено в табл. 4.1..

    Таблица 4.1. Нестандартные (встроенные пользовательские) типы диаграмм

    Тип Описание
    Блоки с областями Повернутая объемная диаграмма с областями; две оси удалены
    Вырезанные секторы Объемная круговая диаграмма на черном фоне; все секторы выделены
    Гистограмма и области Комбинированная диаграмма, объединяющая гистограмму и диаграмму с областями
    Гладкие графики График с гладкими линиями
    Голубая круговая Круговая диаграмма на голубом контрастном градиентном фоне; все секторы выделены
    График и гистограмма График и гистограмма, построенные на одной оси
    График и гистограмма 2 Графики и гистограммы с двумя осями; первая ось – для гистограмм, а вторая – для графиков
    Графики (2 оси) Графики с двумя осями
    Деревянная Линейчатая гистограмма на зеленом фоне; столбики заполнены узором, напоминающим дерево
    Конусы Конусная диаграмма, повернутая таким образом, что видна сверху
    Логарифмическая График с логарифмической шкалой оси значений
    Парящие бруски Линейчатая диаграмма, выводящая два ряда данных; один ряд задает начала столбиков, а второй – их длины
    Трубчатая Линейчатая диаграмма с градиентно заполненными столбиками в виде цилиндров
    Цветные графики Яркие цветные графики на черном фоне
    Цветные столбцы Гистограмма с накоплением и линиями, соединяющими вершины столбиков
    Черно-белая гистограмма Объемная гистограмма с таблицей данных
    Черно-белый график и время Диаграмма с областями и градиентной заливкой
    Черно-белая круговая Круговая диаграмма; секторы заполнены оттенками серого цвета
    Черно-белая с областями Диаграмма с областями, заполненными оттенками серого цвета
    Широкая гистограмма Объемная гистограмма с более широкими столбиками

    Далее рассматриваются создание пользовательской диаграммы по шагам.