Процесс обучения всегда строился как процесс передачи информации от учителя к ученику, что противоречит человеческой природе. Дело в том, что люди – существа деятельные, только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир. В школе же дети выполняют совершенно иную деятельность: слушают учителя, одноклассников, причем не по потребности, а потому, что им “велят”, а действия производят указанные учителем. Это несоответствие между деятельностью, диктуемой человеческой природой и той, которую требуют выполнять в школе, рождает массу педагогических проблем. К сожалению, мы часто забываем такую истину: мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности и поэтому непрочны. Мощным “детонатором”, который помогает им проникнуть внутрь и там “взорваться”, превратившись затем в убеждения, является интерес. Но ведь не все в жизни интересно! Поэтому так важно искать средства, которые бы увлекли ученика предстоящей учебной работой.
Учебная игра способствует развитию интереса к предмету и знаниям. Почему игра? Ведь физика – наука серьезная. Игра – самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются. Так что игра – это дело серьезное.
Эти выводы позволили мне разработать систему уроков-игр для всех классов основной и средней школы.
Школа начинает давать ученику начальные физические знания в среднем школьном возрасте, когда у него, "стихийного" физика, еще с дошкольного возраста, уже складывается картина мира, часто неверная, а интерес к решению естественнонаучных проблем уступает место проблемам общения. В результате возникает противоречие между широким проникновением физики и техники в повседневную жизнь и низким уровнем интереса к ним у большинства учеников. Данное противоречие в нашей школе разрешается ранним изучением курса физики /авторской программы А.Е.Гуревича/ при использовании технологии развивающего обучения.
С учетом доминирования познавательной потребности, курс ориентирован на переход от изучения объекта "вширь" к изучению "вглубь". Упор делается на понимание сути явлений, анализ процессов, на их качественные, а не на количественные характеристики.
Идея развивающего обучения - формирование учебной деятельности учащихся. Именно действия приводят к стойким знаниям. Эта особенность находит отражение в этом курсе. На каждом уроке отводится время эксперименту – это наблюдения, лабораторный опыт, знакомство с измерительными приборами. Дети учатся делать выводы, высказывать гипотезы и проверять их в ходе опыта, что хорошо формирует практические умения и навыки.
Учитывая возрастные особенности нового для себя контингента учащихся и принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим, я стараюсь строить уроки так, чтобы основным стержнем была познавательная и преобразующая деятельность детей. Например, на уроке “Решения задач на связь плотности, объема и массы вещества”, учащимся предлагается такая экспериментальная задача. Рассмотрев предлагаемое оборудование /мензурка, стаканчик с водой/,ответить на вопросы:"Как вы думаете, какую задачу мы будем решать?", "Что можно определить с этим набором приборов?". После обсуждения приходим к выводу, что можно найти массу воды в стакане. Далее проводится игра под названием "Физический вальс".
Учитель: -Что такое вальс?
Ученик:- Красивый танец.
Учитель:- Бальный танец, который исполняется в особо важных случаях: школьный вальс, свадебный. Любой танец состоит из отдельных фигур. В нашем "Физическом вальсе"- это будет искомая величина, а учить мы будем три такта /решаем три задачи/ вальса. Они представлены в таблице:
№ | вещество | плотность | объем | Масса |
1 | Серная кислота | ? | 100 | ? |
2 | Олово | ? | ? | 73 |
3 | ? | ? | 200 | 160 |
Найдем основную "фигуру" /искомую величину/ каждого такта /1-r , 2-V, 3-вещество/, используя таблицы плотностей. Разучиваем такты по рядам /решаем задачу в тетради: 1ряд - №1, 2ряд-№2, З ряд- №3/. Затем один ученик из группы демонстрирует свою "фигуру такта" /вписывает в таблицу правильный ответ/.
Повторяя вопрос "Строение атома", вместе сочиняем стихотворение "Дом, который построил атом", подобное известному произведению детского писателя С.Я.Маршака. Изготовлен демонстрационный плакат в форме домика с большим окном и ставнями. Ставни открываются, и перед детьми "комнаты" домика.
Это тучка, которая может пролиться
И ручеек вновь зажурчит.
А снеговик довольный стоит.
Все это ТЕЛА, которые построила – ВОДА.
А это вода, которая в колбе хранится,
Но формой она может измениться.
В стакане, кастрюле, и в чашке,
И в вазе непрерывно в беспорядке движутся... МОЛЕКУЛЫ.
А это молекула беспокойная-
Из трех атомов состоящая:
Два ВОДОРОДА да плюс КИСЛОРОД,
И снова водица повсюду польет.
А это последняя комната дома,
Здесь все нам знакомо:
ПРОТОНЫ, НЕЙТРОНЫ и ЭЛЕКТРОНЫ,
ОРБИТЫ по кругу.
А все это - дом, который построил АТОМ.
Выделенные слова учащиеся произносят все вместе, тем самым являясь соавторами.
Такие задачи и учебные действия, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя покорителем трудной вершины, я использую как "ситуацию" для эффективного развития учеников.
Учитывая возрастные особенности учащихся (медленное чтение и написание текста) содержание нового материала на уроке оформляется в форме опорных конспектов, структурно-логических схем, а используемый дидактический материал позволяет ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму содержания учебного материала.
Например:
1.Тема: “Строение вещества” (5класс).
тело вещество молекула атом = ядро + электроны
протон нейтрон
2. Урок по теме "Электрические силы" (5кл) .
При раннем обучении физики необходимо соблюдать баланс между "сложно", "легко", "весело". Чрезмерное усложнение вызывает падение интереса к изучаемому материалу. Наоборот, если все воспринимается без малейшего усилия и труда, формируется поверхностное отношение к предмету, а при появлении трудностей возникает неприятие материала, снижение интереса и качества знаний. Кроме того, технология развивающего обучения предполагает организацию познания на высоком уровне трудности. Учитывая все сказанное, детям предлагаются задания, требующие самостоятельного нахождения путей к достоверным знаниям. Мною разработана система творческих заданий. Например,
5 класс:
- конкурс рисунков "Моды Физикона и Химиллы" (два персонажа учебника),
- составление "Анкеты молекулы" ( имя, место обитания, основные свойства, особенности поведения, учет и использование),
- рассказ о фотосинтезе "Из жизни листочка",
- составление загадок о физических понятиях,
- конкурс восковых фигур (при выполнении домашнего лабораторного опыта “Отливка воскового солдатика”).
6 класс:
- построение изображения "кораблика" в плоском зеркале,
- составление схемы (бумажной аппликации) "Строение Солнечной системы",
- сравнительная таблица "Луна и Земля",
- конкурс экологического плаката.
Следуя требованию к построению урока, согласно технологии развивающего обучения, организации на уроке "жизни детей", чтобы они были увлечены учением, практикую уроки нетрадиционной формы. Это: “Посвящение в юные физики”, урок-соревнование "Виды сил", урок путешествие "По стране Физической" (5кл). В 6 классе: после изучения темы "Световые явления" - педагогическая мастерская "Радуга", конференция "Человек среди автоматов", дидактическая игра "Полет на Луну", "Мы изучаем физику".
Повторяя тему: “Земля-планета Солнечной системы”, совершаем мысленный полет на естественный спутник Земли- Луну, разделившись на экипажи, составляя маршрутный лист полета среди созвездий и, наконец, совершив мягкую посадку, вышли на поверхность Луны. Экипажам предстоит совершить многодневную экспедицию и поэтому необходимо взять традиционный набор вещей для безопасного путешествия. Экипажам выдается перечень вещей и ставится задача классифицировать их по степени необходимости, чтобы выжить.
Груз | Групповая оценка | Оценка полета | Групповая ошибка |
Коробка спичек | 13 | 13 | 0 |
Концентраты | 7 | 4 | 3 |
20 метров шнура | 6 | 6 | 0 |
Купол парашюта | 9 | 1 | 8 |
Обогреватель на солнечных батарейках | 10 | 12 | 2 |
2 баллона с кислородом по 50 кг | 1 | 1 | 0 |
Звездная карта лунного небосвода | 2 | 3 | 1 |
Надувная лодка | 12 | 9 | 3 |
25 л воды | 3 | 2 | 1 |
Аптечка первой помощи с иглами | 4 | 7 | 3 |
Передатчик на солнечных батарейках | 8 | 5 | 3 |
Коробка сухого молока | 11 | 11 | 0 |
Сигнальные ракеты | 5 | 10 | 5 |
Итого | 91 | 84 | 29 |
После подсчета “групповой ошибки” определяем, какой экипаж выжил, сравнивая с критериями результатов:
До 39 баллов- выжили,
До 41 баллов- шансы на спасение есть,
Более 41- не спаслись.
Каждый экипаж при работе с перечнем должен вспомнить все условия на Луне.
Успешность усвоения курса зависит от взаимодействия между учеником, учителем и родителями. На собрании я знакомлю родителей с особенностями курса, требованиями к учащимся. В 5-м классе провожу открытые уроки для них. Заинтересованное отношение родителей к процессу и результатам усвоения курса создает благоприятную атмосферу и дома, и в классе.
Синтезируя авторскую программу и идеи развивающего обучения, в своей педагогической деятельности основной упор при раннем обучении физике я стараюсь делать на положительный эмоциональный эффект самостоятельного открытия новых сторон окружающего мира. Опыт работы показывает, что у детей сохраняется более высокий уровень интереса к изучению физики, чем при традиционной программе. Ученики готовы к более глубокому изучению базового курса, хорошо восстанавливая знания и умения, полученные ранее. В результате стандарт физического образования выполняется на более высоком уровне.