Цели:
- cоздать условия для формирования интереса к чтению, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и человеческих ценностях;
- учащиеся должны: познакомиться с отрывком из повести Д. Лондона “Белый клык”, учиться понимать текст классической литературы, входить в этот текст и жить в нем;
- расширить свой словарный запас, работать над развитием основ читательской культуры, культуры общения;
- учиться анализировать и интерпретировать текст;
- стать активными участниками поиска смысла произведения; учиться сопереживать;
- чувствовать радость от общения с текстом.
Оборудование:
- Учебник для начальной школы “Переводная словесность”, часть 2 (под редакцией А.Ф. Малышевского).
- Репродукция картины Рокуэлла Кента “Охотник на тюленей. Северная Гренландия”.
- Рисунки детей.
- Фонограмма песни В. Высоцкого “Белое безмолвие”.
- Подвижная схема “Весы жизненных ценностей”.
- Свеча.
- Заготовки из бумаги для изготовления щенка способом “оригами”.
I. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности начинается со вступительного слова учителя
1. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о книгах и о жизни. Сколько прекрасных книг вам ещё предстоит прочитать! Но если вы любите читать, если вы любознательны и настойчивы, эти книги сами найдут вас.
Мне хочется, чтобы сегодня вы открыли для себя имя замечательного американского писателя Джека Лондона, с которым ассоциируются бескрайние просторы Севера, благородные и бесстрашные животные, суровые и мужественные люди.
Где происходит действие рассказа? (На севере Америки, там, где живут северные индейцы – эскимосы). Что вам представляется прежде всего, когда вы слышите слово “Север”? Что прежде всего поражает в нём?
2. Учащимся предлагается рассмотреть репродукцию картины Рокуэлла Кента “Охотник на тюленей. Северная Гренландия”. Картины этого художника, посвященные Северу, созвучны произведениям Д. Лондона сочными контрастами цветов, монументальностью, торжественной величественностью северной природы, лаконичностью, которая позволяет зрителю ощутить причастность к ней, заглянуть за горизонт. Кроме того, они позволяют зрителю представить обстановку далекого Севера.
- Какое впечатление произвела на вас эта картина?
- Какие краски преобладают?
- Почему?
3. Выставка рисунков детей (торжественная величавость северной природы).
4. Включается фонограмма песни В. Высоцкого “Белое безмолвие”.
- Как эта песня перекликается с рассказом?
- Почему мы слушаем эту песню?
II. Работа над произведением Д. Лондона “Белый клык” (глава “Творцы огня”)
1. Совсем недавно мы жили с вами в Стае вместе с Маугли.
- Чем заканчивается произведение? (Маугли уходит в мир людей от привычной и близкой ему природы, из семьи волков, ставшей ему родной).
- Почему?
(Он человек, и должен жить среди людей, могущественных людей, одним из которых почувствовал себя Маугли.)
А сегодня мы с вами попробуем взглянуть на этот могущественный мир глазами существа из стаи, маленького волчонка.
- Попробуй разобраться, какими показались ему люди?
2. Выборочное чтение.
- Как произошла первая встреча волчонка с людьми?
3. Фронтальная беседа
- Как повел себя волчонок?
- Какое чувство возникло в нем?
- Почему он не убежал?
- Какие два инстинкта бушевали в нем? (Один внушал покориться, другой толкал на борьбу).
- Почему вдруг пропала охота бороться? (Почувствовал силу).
4. Выборочное чтение.
- Кто пришёл на помощь волчонку?
5. Пересказ.
- Что же произошло дальше?
- Почему волчонка охватил ужас?
(Мать тоже выражала покорность людям.)
- Почему волчица подчинилась человеку? Найдите самые важные на ваш взгляд предложения, в которых есть ответ на данный вопрос.
- Как же так получилось, что дикие животные почувствовали себя беспомощными перед людьми? (Добились лаской).
- А вас не поразили имена? Почему автор дал их людям?
- Как встретила волчонка стая?
- Кто пришёл на помощь?
- Что понял Белый Клык? (Справедливость человека, который устанавливает закон и следит за его выполнением).
- Как они это делали? (Использовали силы неживых предметов).
- Какие ещё открытия ждали волчонка?
- Как он убеждался в могуществе людей? (Чтение детей).
- О каком народе идет речь в рассказе?
- Как называются жилища индейцев? (Вигвам).
- Как повел себя Белый клык, когда они появились на стоянке? (Испугался).
- Почему?
- Да, ему страшно. Но почему же он полез к ближайшему вигваму? (Его “подстрелила” любознательность – потребность учиться жить, действовать и набираться опыта).
Иногда кажется, что между чувствами людей и волчонка, как их описывает автор, очень мало разницы.
- Вы согласны с этим? Докажите.
- Куда еще привело любопытство Белого Клыка? (Узнал, что такое огонь).
- Волчонку было больно, но убежал он от боли и ожогов или от чего-то другого? (От смеха, который ранил сильнее огня, т.е. боль может быть не только физической).
- Почему же волчонка охватила тоска? (Выразительное чтение заранее подготовленного ученика).
- Какие же мысли одолевали Белого Клыка? (Пересказ конца рассказа).
- О чём заставляет задуматься этот рассказ? (О силе, которой обладает человек. Об ответственности за причинённую боль).
III. Работа с подвижной схемой “Весы жизненных ценностей”
Схема представляет собой лист бумаги, на котором изображён эскимос с весами в руках. Весы вырезаны из плотной бумаги и закреплены в центре соединения кнопкой, что даёт возможность сдвигать их в ту или иную сторону. Жизненные ценности, условно олицетворяющие Север и Юг, написаны заранее.
Давайте попробуем “взвесить на весах” жизненные ценности человека, попробуем выступить в роли защитников и обвинителей человека, увиденного глазами волчонка, маленького “существа из Стаи”.
Грубый – чуткий
Тактичный – бесцеремонный
Дерзкий, смелый, отважный, могущественный
Может причинить боль (и не только физическую).
IV. “Зажги огонь внутри себя”
1. Да, волчонок растерян в этой жизни, он одинок, нуждается в помощи. Белый Клык нуждается в помощи. Белый Клык ощущает могущество людей. И не кажется ли вам, что эта сила, которой обладает каждый из нас, заставляет о многом задуматься?
2. Учитель зажигает свечу.
Пусть этот огонь станет символом единения всех здесь присутствующих. Мне бы хотелось, чтобы вы “зажгли огонь внутри себя” и эти огоньки своей души мысленно передали маленькому существу, чтобы ему легче было преодолевать все невзгоды, ожидающие его в жизни.
V. Практическая работа
Изготовление из бумаги щенка (оригами).
VI. Итог урока
Конечно, мы не индейцы, мы не ездим на собачьих упряжках, не приручаем волков, но “братья наши меньшие”, как называл животных русский поэт Сергей Есенин, живут рядом с нами. И то, как они живут, очень часто зависит от нас.
“Мы в ответе за тех, кого приручили”. Вам знакомы эти слова?
Вы согласны с ними?
А в ответе ли мы за самих себя?
За свои поступки, мысли?
Мне кажется, тут есть о чем подумать.