Тема: За доброе дело стой смело.
Н. Артюхова “Трусиха”
Э. Киселёва “Мальчик-Огонёк”
Цель:
1) Учить понимать замысел автора, оценивать поступки героев посредством анализа произведения, ответов товарищей.
2) Воспитывать чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Методы обучения: проблемный, исследовательский.
Форма проведения урока: дискуссия, беседа.
Оборудование: хрестоматия О.В. Кубасовой “Для ума и сердца” - часть 2, аудиокассеты “Шедевры классической музыки”, магнитофон, рисунки к рассказу Н.Артюховой “Трусиха”.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Сегодня на уроке у нас много гостей. А в гости любят ходить к хорошим людям. Постараемся доказать это своей работой.
2. Постановка задачи.
- Что нам предстоит сделать на уроке, мы сейчас разгадаем.
На доске запись:
тачить внимательно (читать)
нипотьма замысел автора (понимать)
сужрастьда (рассуждать)
цеованить поступки героев (оценивать)
- Какой раздел мы сейчас читаем?
(За доброе дело стой смело.)
3. Анализ прочитанного дома рассказа “Трусиха”.
- Дома вы познакомились с интересным рассказом, в котором главной героине пришлось пережить сильное чувство.
- Как называется рассказ? (“Трусиха”)
- Кто автор произведения? (Нина Михайловна Артюхова)
- Что вас удивило, взволновало?
- Что вы можете сказать про Валю?
- Для кого рисковала жизнью Валя?
- Выбери правильный ответ
- Для себя (для своей славы)
- Для родителей
- Для спасения брата.
- Перечитайте действия Вали. (Взвизгнула, выбежала, схватила)
- Что ей придало силы? (Тревога за брата)
- Как выглядел пёс? Зачитывают.
- Слышите ли вы его рычание? (Огр-р-ромный, кор-р-роткий, шир-р-рокий)
- Как вели себя ребята в начале и в конце? Зачитайте.
- Бросились врассыпную,
- Медленно выползали.
- Почему они потом медленно выползали?
- Почему плакала Валя?
(Она только сейчас почувствовала страх.)
- Какой опасности она подвергалась со своим братом?
Вывод: Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот кто узнал и навстречу ему идёт.
4. Деление текста на части. Обучение краткому пересказу.
- На сколько частей поделили текст? (4)
Используя иллюстрации, составляем картинный план. К каждому кадру придумываем титры. Места для титров очень мало. Поэтому нужно по 3-4 предложения для каждого кадра.
Итак, у нас получился краткий пересказ.
5. Знакомство с новым текстом.
“Мальчик-Огонёк” Эльвиры Киселёвой.
а) Хорошо читающие дети + учитель читают текст вслух по смысловым отрывкам.
Понравилась вам сказка? Чем?б) Размышления под музыку.
Менялось ли ваше настроение?I часть – тревога “Что делать?” Бородин “Половецкие пляски из оперы “Князь Игорь”.
П часть – горе, отчаяние “Лежат на песке чёрные угольки… Бетховен “Героическая симфония”.
Ш часть – радость, облегчение. Чайковский “Вальс цветов из балета “Щелкунчик”.
в) Заморочки из бочки.
Вы будете вытаскивать имена прилагательные. Те, которые подходят к нашему герою произведения, вывешиваем на доску, а лишние убираем.
смелый
бескорыстный
чуткий
отзывчивый
робкий
боязливый
отважный
трусливый
г) – Почему именно так охарактеризуем мальчика по имени Огонёк?
- А рисковал ли он жизнью?
- Почему для него это было рискованно? Зачитайте.
- Помнил ли Огонёк про этот наказ? Подтвердите словами текста.
- Что обозначает многоточие? (Размышлял, думал)
Огонёк знал, на что идёт. А ведь ему так хотелось жить. Он очень просил Фею сделать его мальчиком.
- Почему же он решился на такой поступок? (Ради жизни другого человека). Огонёк погас, спасая жизнь другому человеку.
- Могла ли Эльвира Киселёва так закончить сказку?
- Почему она выбрала Огня с добрым и мужественным сердцем? (Он согревает души других. Делает их чуткими, внимательными).
Я вам предлагаю два сердца.
- Как вы думаете, какое было у мальчика - Огонька? (Первое)
(1. Это доброе. 2. Это начинает болеть, в нём поселилась трусость.)
- Почему люди часто говорят “Есть ли у тебя сердце?” (Сердце есть у каждого. Но в сердце должна жить душа, благородство.)
- Почему в разделе “За доброе дело стой смело” чередуются рассказы и сказки?
(Мечты народа воплощаются в реальную жизнь.)
- А теперь попробуем сочинить стихотворение. Я предлагаю рифму.
Огонёк
намёк,
смело,
умело.
Вот такие строчки появились у Меркулова Серёжи:
Славный мальчик – Огонёк
Своим поступком дал намёк.
За доброе дело стой смело,
Храбро, отважно, умело.
6. Итог урока.
У. Я сейчас зажгу свечу. Как вы думаете, это Огонь или Огонёк? (Огонёк)
Давайте сделаем большой Огонь. (Дети встают вместе у доски, поднимая вверх свои вырезанные из цветной бумаги огоньки.)
У. Как вы себя сейчас чувствуете?
Д. Тепло, приятно, хорошо.
У. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друга и поддерживали теплоту своих сердец. Пусть в вашем сердце всегда горит этот маленький огонёк.
7. Домашнее задание.
Продолжить читать раздел “За доброе дело стой смело”, познакомиться с рассказом “Последний день Матвея Кузьмина”.