Конвенция по правам ребенка

Разделы: История и обществознание


Цель: знакомство с Конвенцией по правам ребенка. Определение ее роли в правозащитной системе Российской Федерации.

Задачи

Образовательная: формирование представлений о документе, защищающем права ребенка.

Развивающая: расширение правового кругозора учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства ответственности при осуществлении своих прав.

Необходимое оборудование: конверт с вариантами видов права, тексты гражданского, административного, уголовного, семейного кодексов и комментарии к ним, текст Конвенции и Конституции Российской Федерации 1993 года, мультимедиапроектор, электронный вариант презентации с изображением основных норм права, телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты с записью мультфильма Гарри Бардина “Адажио” и видеозаписью новостей, персональные компьютеры для работы учащихся, набор плакатов по теме “Толерантность” к статьям Конвенции по правам ребенка.

Опережающее задание: найти материал, касающийся истории создания Конвенции по правам ребенка, просмотреть выпуски последних мировых новостей.

Составляющие части урока

  1. Вводная часть – знакомство с темой урока и его задачами.
  2. Основная часть – непосредственная работа над темой в режиме интерактивной технологии.
  3. Заключительная часть – выводы, подведение итогов, оценка работы.

1 этап. Содержание вводной части:

приветствие учащихся, озвучивание темы урока, знакомство с задачами урока.

Учитель: Темой сегодняшнего урока является изучение Конвенции по правам ребенка, принятой Ассамблеей Организации Объединенных Наций, ратифицированной СССР и Российской Федерацией как его правопреемницей.

Но, чтобы непосредственно приступить к изучению темы, необходимо сначала дать определение понятиям право, ребенок и Конвенция.

2 этап. Содержание основной части:

определения дают учащиеся на основе имеющихся у них знаний.

Учащиеся: Конвенция – определенный вариант документа, носящий рекомендательный характер.

Работа над понятием “право”.

Учитель: А теперь попытаемся дать определение понятия “право”.

Учащиеся: Право - это система обязательных общепринятых норм и правил, регулирующих общественные отношения.

Право – это фиксированные возможности.

Работа над понятием “виды права”.

Учитель: Перед вами конверт, в котором содержатся слова, определяющие основные права ребенка – витальные (жизненные), экономические, географические, этнические, юридические, политические, моральные, защитные, развивающие, право на участие, самовыражение, коммуникативные. Вам необходимо из данного конверта выбрать 4 основных вида прав ребенка.

Вся группа учащихся выбирает те виды права, которые считает правильными, и объясняет, почему она выбрала именно эти виды права. В результате данного вида работы учащиеся выделяют следующие виды права:

витальные, или жизненные;
право на защиту;
право на развитие;
право на участие.

На экране проектора высвечиваются виды права. Учащиеся сравнивают результаты своей работы с текстом презентации.

Работа над понятием “ребенок”.

Учитель: На экране проектора презентация, определяющая ребенка как человека, не достигшего 18-летнего возраста и обладающего исключительными правами. Давайте посмотрим, как определяют понятие “ребенок”, различные кодексы, принятые в Российской Федерации. Когда будете приводить тексты статей кодексов, убедительная просьба - называть кодекс, с которым вы работали.

Учащиеся работают с текстами кодексов.

Результаты работы учащиеся озвучивают.

Вывод, сделанный учащимися: ребенок – это человек, обладающий исключительными правами, за преступления против которого наступает жесткая ответственность. Права ребенка регламентированы и защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.

Работа с содержанием статей Конвенции.

Учитель: Прослушайте сообщение об истории создания Конвенции по правам ребенка, а затем через поисковые системы www.Rambler.ru , www.Yandex.ru  найдите статьи по тем видам права, о которых мы говорили и которые указаны на экране проектора.
Учащиеся работают в Интернете в течение 10 минут.

Обсуждение найденных материалов.

Учащиеся приводят материалы, найденные ими на указанных сайтах в Интернете по следующим видам права:

http://school-sector.relarn.ru/prava/konvenc/index.htm
http://www.un.minsk.by/ru/documents/convention/conv-intro.html
http://mosedu.ru/ru/tutor/documents/master/legislative/convention.php
http://www.kuzbassnet.ru/social/doc/Prava1.htm

  1. Право на защиту.
  2. Право на участие.
  3. Право на жизнь.
  4. Право на развитие.

Право на защиту

Ст. 20[1]. Предоставляет ребенку право защиты не только от внешних неблагоприятных факторов, но и от неблагоприятных условий содержания в семье. Если ребенок не может оставаться в таких условиях, он может быть помещен под особую защиту государства.

Ст. 24[1]. Обеспечивает право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства – участники принимают меры для снижения уровня смертности, обеспечения детей необходимой медицинской помощью, борьбы с болезнью и недоеданием, предоставления матерям надлежащих услуг в дородовый и послеродовой период.

Ст. 26[1]. Гарантирует ребенку право пользования благами социального обеспечения, права предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка.

Ст. 32[1]. Государства – участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, устанавливается минимальный возраст для приема на работу, определяются необходимые требования продолжительности рабочего дня и условия труда.

Право на развитие

Ст. 8[1]. Государства – участники обязуются признавать и уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семью.

Ст.13[1]. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; свободу искать, получать и передавать информацию любого рода. Хотя это право может быть подвергнуто некоторым ограничениям.

Ст. 28[1]. Государства – участники признают за ребенком право на образование, вводят бесплатное начальное, поощряют различные формы среднего, обеспечивают доступность высшего. Принимают меры к тому, чтобы школьная дисциплина не ущемляла человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка в полном объеме.

Право на участие

Ст. 15[1]. Государства – участники признают право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний. Ограничения этого варианта свобод не допускается, если они не угрожают государственной, общественной или личной безопасности ребенка или его нравственности.

Ст. 23[1]. Гарантирует ребенку право на участие в жизни общества, независимо от умственной или физической неполноценности. Государства гарантируют ему особую защиту.

Ст. 30[1]. Ребенку гарантируется право пользования своей культурой, языком, религией.

Право на жизнь

Ст.6[1]. Государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Ст. 34[1]. Государства – участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, принимают меры для предотвращения похищения детей, торговли или контрабанды ими в любых целях и в любой форме.

Ст. 37[1]. Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим видам обращения или наказания.

Работа с плакатами по теме “Толерантность”

Учитель: Перед вами набор плакатов. Просмотрите и выберите те, которые, с вашей точки зрения, характеризуют ту норму права, с которой вы работали в Интернете.

Учащиеся выбирают плакаты и объясняют всем, почему они выбрали именно этот плакат. Основная идея их выступлений заключена в том, что ребенок имеет право на нормальное развитие в своей семье, что он не может преследоваться по причине физической неполноценности, религиозных убеждений, национальной принадлежности. Ребенок имеет право на самовыражение и развитие, он имеет право на индивидуальность и проявление ее в своем творчестве и поведении. Маленькое существо имеет право не только на жизнь, но и на ее надежную защиту со стороны семьи и государства. Общество должно быть толерантно по отношению к развивающейся индивидуальности. Главной задачей государства должна стать политика приоритетности детства. Дитя имеет право на свое видение мира, и не может преследоваться за то, что оно не похоже на других.

Учитель тоже участвует в выборе плакатов и просит учащихся объяснить, почему, с их точки зрения, этот плакат тоже может быть иллюстрацией к тем статьям Конвенции, о которых они говорили.

Учащиеся анализируют содержание плаката и отмечают, что изображенный человек является символом пересечения тех норм права, о которых шла речь. Что пространство, в котором фигура находится, есть баланс между правами и обязанностями. Что человек, чтобы достичь гармонии, должен чтить и права и соблюдать обязанности.

Учитель: Этот плакат выбран не случайно. Он символизирует попытку взрослого человека создать внутреннее равновесие для себя, чтобы помочь ребенку ощутить свое внутреннее равновесие, создать свой собственный мир. Это баланс между правами и обязанностями взрослых по отношению к ребенку. Конвенция содержанием своих статей пытается сохранять этот баланс для детей всего мира.

Мы снова вернулись к понятию права. А что лежит в его основе?

Учащиеся: Мы считаем, что в основе права лежит толерантность, уважение, сохранение равновесия, справедливость.

Учитель: Сейчас мы просмотрим фрагмент из мультипликационного фильма Гарри Бардина “Адажио” и попытаемся ответить на вопрос: каким образом этот фильм может стать иллюстрацией статей Конвенции, над которыми вы работали?

Просмотр фрагмента фильма и его обсуждение.

Учащиеся: Фильм отражает право ребенка на защиту, индивидуальность, жизнь и возможность развития. Его содержание – предупреждение тому, кто пытается эти права нарушать. Фильм – упрек государству, которое мало заботится о своем будущем – детях. Этот фильм – раздумье над поведением взрослых, пытающихся представить свое поведение как эталон для подражания. Он – трагедия для тех, кто потерял веру в чистоту и добро. Он – подарок надежды для детей, переживших потери.

Учитель: Почему пачкающая фигурка автором изображена маленькой?

Учащиеся: Автор хотел показать, что достоин сожаления тот человек, который не может отличить плохого от хорошего.

Это ребенок, который еще не может отличить добро от зла.
Это ребенок, старающийся защитить взрослого, превратив его в такого же по цвету.
Это ребенок, который уже знает о своих правах, но не понимает свои обязанности.
Это ребенок, который хочет выразить свою индивидуальность, но это происходит пока только за счет ущемления индивидуальности других.
Даже ребенок не имеет права унижать не похожих на него.

Права записаны в различных документах, но соблюдать их не так просто.

Фильм об ответственности взрослых за воспитание в ребенке человечности, толерантности, сочувствия.

Автор показал ситуацию остервенелого неприятия непохожести и невозможности “белого” защитить себя от воинственной серости. А Конвенция гарантирует защиту прав ребенка.

Учитель: Вы обратили внимание на то, что фильм воспринимается неоднозначно. Каждый из вас увидел в этом фильме то, что захотел и воспринял. Но все вы сошлись во мнении, что фильм говорит о том, что границы права одного человека не должны сокращать границ прав другого, даже если это ребенок.

Творческое задание (3мин.).

Учитель: Сегодня мы говорили о нормах права, о правах ребенка, защищенных в Конвенции, об основных ее статьях. А теперь ваши эмоции, возникшие в связи с сегодняшней темой, выразите, пожалуйста, фразой или четверостишием, танкой или афоризмом. Любая литературная форма для составления “Оды праву ребенка и Конвенции”.

Учащиеся составляют в течение 3 минут небольшие художественные зарисовки на тему права ребенка в соответствии с Конвенцией.

Примеры, составленные учащимися.

Сидит на крыльце ребенок
Мимо мчатся машины, а он сидит – имеет право.
Изучайте, дети, права,
Знание всегда пригодится.
Ведь лучше знать о своих правах,
Чем не знать и ошибиться.
Все вернется на круги своя,
Жизни новой ребенка возрадуясь.
Обеспечить его права,
Это чья – то святая обязанность.
Право не там, где правят,
А там, где по праву живут.

3 этап. Подведение итогов и объяснение домашнего задания.

Учитель: Cегодня на уроке мы только познакомились с правами ребенка, зафиксированными в Конвенции ООН. На следующем уроке мы продолжим эту работу. Какие выводы вы могли бы сделать по результатам работы?

Учащиеся: Конвенция регламентирует отношение государства к ребенку. Она является гарантом прав маленького существа. Государства, подписавшие Конвенцию, обязаны придерживаться ее статей при решении вопросов о детях. Конвенция носит рекомендательный характер, но она является базой для составления законов, защищающих права детей.

Учитель: Конвенция призвана защитить права ребенка, но всегда ли государства, подписавшие её, руководствуются в своей деятельности ее положениями?

Домашнее задание.

Учитель: Cейчас вы просмотрите фрагмент новостей, повествующих о событиях войны в Иране. Дома вам нужно будет ответить на вопрос: какие права ребенка, гарантированные Конвенцией, были нарушены во время этой войны?

Список литературы:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. “Рудомино”, М., 2001 г.
  2. Конституция РФ. “Дрофа”, М., 2000 г.
  3. Комментарии к Семейному кодексу РФ. “Филин”, М., 1998 г.
  4. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ. части первой (постатейный) “Контракт – Инфра. М”, М., 1997 г.
  5. Комментарии к Уголовному кодексу РФ. “Норма – Инфра. М”, М., 1998 г.
  6. Конституционное право РФ. Сборник конституционных правовых актов. “Юрист”, М., 1999 г.
  7. Семья. Домашняя юридическая энциклопедия. “Олимп”, М., 1997 г.
  8. Сборник кодексов РФ. “Филин”, М., 1998 г.
  9. Право “Юнити”, “Закон и право”, М., 1998 г.