Задачи:
1. Учить эмоционально воспринимать своеобразие природы и условия жизни своего народа.
2. Учить черты национального своеобразия в архитектурных сооружениях.
3. Учить изображать постройки, передавая их расположение в пространстве.
Задание: Изображение архитектурных сооружений родного края.
Материалы: Карандаш, уголь, сангина.
Зрительный ряд: фотографии с изображением горного пейзажа, репродукции, рисунки учителя и учащихся.
Музыкальный ряд: “Реет песня над краем свободным” В. Молов, “Бой Сосруко” из балета “Нарты” Шейблер, “Эхо” Б.Каширгов, фантазия для симфонического оркестра Б.Темирканов.
Литературный ряд: фрагменты произведений К.Кулиева, М.Ю.Лермонтова, А.Созаева, Т.Зумакуловой
Ход урока: (Звучит музыка).
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство моё, вы носили меня
На своих одичалых хребтах,
Облаками меня одевали, вы к небу
Меня приучили, и я с той поры
Всё мечтаю об вас, да о небе…
Ребята, вы наверное вспомнили, о чём мы говорили на прошлом занятии.
Верно, о красоте родного края. Я прочла вам несколько строк из произведения М.Ю. Лермонтова, а теперь посмотрите, как он изобразил наш край. Что это за картина? Верно, это пейзаж (изображение природы), а называется –“Воспоминание о Кавказе”. Ребята, а что характерно для пейзажа КБР? (Снежные и скалистые горы, перекрывающие друг друга ущелья, холмы с мягкими, пологими очертаниями, реки: в горах – бурные, каменистые потоки, струящиеся водопады, а на равнине – широко разлившиеся, спокойно несущие свои воды. Прохлада сосновых лесов, благоухание трав на лугах, степные просторы, переходящие в огромное небо). Всё это замечательно выразила в своих стихах Т.Зумакулова:
Гордитесь горы высотою
И красотою без прикрас
И мы, Кавказ, горды тобою
И тем, что ты похож на нас
Зарема: А мне, когда я смотрю на горы, вспоминаются строки К.Кулиева:
Мой Кавказ, твоя стать та же всё и не та,
За тобою века в поседелых былинах
Говорю я: “Бессмертна твоя высота!”
Расул читает стихи на балкарском языке.
Тема нашего урока: “Гармония жилья с природой” Всем ли понятно слово “гармония”? Да, единство, согласованность. Как вы думаете, из какого материала строили жилища горцы? А как называются жилища горцев? Жилища горцев – сакли, ютятся одно подле другого. Они напоминают нам чем-то башни, а весь аул в целом – крепость. Маленькие оконца не случайно напоминают бойницы, ведь в далёком прошлом на аулы часто нападали соседние племена, и поэтому жилища напоминают оборонные сооружения. Силуэт горного аула напоминает скалы, в которых он ютился, а издали сакли сливаются с чёткими линиями хребтов. Рядом с саклями строили дозорные и оборонительные башни. Для чего? Чтобы в случае опасности семья могла перебраться в башню. Обилие камня, как хорошего строительного материала, давало возможность возводить стены крепостных сооружений необыкновенной толщины и прочности. Исполь- зовался известковый связующий раствор. Его применение не распространялось на жилищное строительство. В Кабардино-Балкарии боевые башни встречаются в Черекском, Хуламо-Безенгийском, Чегемском ущельях. Возраст их около трёх столетий. Давно потерявшие своё первоначальное значение башни, также как и склепы, составляют культурное наследие КБР. Как устроена башня? Башня сложена из местного, достаточно хорошо обработанного камня на прочном известковом растворе с толщиной стен у основания около 1м. Кверху она утон- чается, слегка наклоняясь внутрь. Внутреннее пространство башни разделено на этажи, посредством балок, уложенных в пазы (углубления в стене). Сообщение между этажами осуществлялось при помощи подставных брёвен с зарубками. На первом этаже хранились запасы продовольствия, хозяйственный инвентарь и скот. На втором находились женщины, старики и дети. Верхние этажи занимали защитники крепости. В стенах оставляли маленькие отверстия (бойницы), откуда мужчины могли отражать нападение противника. А сейчас ребята, ваши одноклассники приготовили вам сюрприз: пожалуйста, Лада (к доске выходят 3 ученицы, в руках – изображения старинных башен). Лада: “Вы приглашаетесь на конкурс красоты. Сейчас я познакомлю вас с красавицами башнями. О чём это они спорят?”
Залина: – башня Абаевых, Черекское ущелье. “Я самая знатная из вас, я княжеского рода, я самая белая, самая высокая и стройная, мною гордится всё Черекское ущелье, а может и весь Кавказ!”
Лада: “Это башня Абаевых (Черекское ущелье), в верхнем этаже башни княжеское семейство жило ещё в конце Х1Х века. Стены были отштукатурены, у основания достигали до 2-х метров толщиной. Высота башни до 17 м – всё говорит о силе и влиятельности могущественного рода, возводившего башню как родовую крепость.”
Нателла: – башня Балкаруковых, Чегемское ущелье. “А я – самая красивая, самая известная, я – самая парадная.Обо мне много раз упоминается в литературе, я, может быть, состою в родстве с грузинскими башнями.”
Лада: “Это башня Балкаруковых, Чегемское ущелье. Построена во второй половине 17 века. Одна из самых популярных в Балкарии, много раз описана в литературе. Самая нарядная, испытала влияние грузинского зодчества.”
Заира: – башня Амирхан-Кала, Черекское ущелье. “Знаете ли вы, что я, несмотря на небольшой рост, самая умная, загадочная башня, эту силу даёт мне моя скала, она окружает меня словно платье гордой горянки.”
Лада: “Башня Амирхан-Кала в Черекском ущелье наиболее органично связана с природным окружением, она как бы вырастает из скалы. При высоте 4-6 м мастерам удалось добиться впечатления подлинной монументальности. По-разному раскрывается с разных точек зрения: то грозная и неприступная (со стороны реки), то приветливая и открытая (с востока). Ребята, я думаю, нашим красавицам башням не стоит ссориться и спорить, каждая из них по-своему прекрасна и неповторима, каждая служит украшением наших гор.”
Мы с вами познакомились с красавицами-башнями, а сейчас, используя древнейшие материалы художников – карандаш, уголь, сангину, давайте изобразим архитектурные сооружения горцев в единстве с природой. Ваша основная задача – передать гармонию, заключённую в единстве материала и силуэта.
Последовательность работы:
1. Композиция,
расположение планов.
2. Свето-воздушная перспектива.
3. Выделение объёмов светотенью.
Подведение итогов
Просмотр работ учащихся:
– что характерно для пейзажа КБР?
– что обозначает слово “гармония”?
– что значит гармония жилья и природы?
– что характерно для архитектуры горцев?