Тема. Изучение многообразия птиц.
Цель. Умение детей различать птиц по клювам и лапам, определять их принадлежность к экологической группе по типу питания.
Задачи:
Образовательные
- Знакомство детей с биоразнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.
- Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.
- Сформировать умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.
- Продолжить закрепление базовых экологических понятий: пищевая цепочка, условия обитания, среда обитания на примере разных экологических групп птиц.
Развивающие
- Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное, общее, частное; применять полученные теоретические знания при проведении практической работы;
- Развитие способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по общему признаку.
- Формирование способности рефлексировать свою деятельность.
Воспитательные
- Воспитание интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
- Продолжить формирование основ экологической культуры.
- Отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.
Оборудование, наглядные пособия.
- Коллаж из иллюстраций птиц, которые размещены в соответствии с экологическими группами.
- Таблицы с надписями: РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ, НАСЕКОМО-РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ХИЩНЫЕ, ВСЕЯДНЫЕ.
- Таблица, показывающая значение птиц в природе и для человека.
- Карточки с надписями о значении птиц (на две группы детей)
- Кухонные приборы: вилки, ложки большие и маленькие, ситечко, яблокорезка, чеснокодавилка, ореходавилка, вишнечистка, шумовка, пинцеты и т.д.
- Продукты питания.
- Карточки, поделённые на две части: справа виды пищи для птиц, слева - модель головы птицы без клюва.
- Разрезные карточки с изображением клюва и лап птиц.
- Карточки с изображением растений, животных, изображение стрелочек.
- Плакат-схема пищевой цепи.
- Плакат с опорными словами: УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, СРЕДА ОБИТАНИЯ, ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ.
- Магнитофон, кассета "Звуки леса".
1 час занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть. Обозначение детьми целей занятия
Рассматривание иллюстраций птиц.
Вопросы для детей: Вам знакомы эти животные? Кого мы называем птицами?
Вывод: Какие они все разные! От чего это зависит? Да, это зависит от условий обитания. Одно из условий жизни - это способ добычи пищи. Можно ли птиц разделить на группы по способу добычи пищи?
Да, вы правильно сказали, что их можно разделить, так как у них разные приспособления для добычи пищи.
Чей же клюв лучше? Вот этот вопрос мы и попробуем разрешить на занятии.
Мы будем играть в интересные игры, работать с карточками, вы сможете самостоятельно проверить свои знания - для этого есть лист самостоятельного учёта знаний - и сделать правильные выводы. Определить порядок работы нам поможет лист, на котором написаны этапы занятия.
II Основная часть.
Беседа о значении птиц.
Представьте себе: проснулись, а вокруг ни одной птицы. Может такое случиться?
Каково же значение птиц в природе и для человека?
Задание № 1 “Значение птиц в природе и для человека”
Определить значение птиц в природе и для человека.
Разделимся на две команды, вы должны выбрать и правильно разложить в два столбика фразы о значении птиц для природы и о значении птиц для человека.
Проверка выполнения задания: сверить по плакату.
Оценивание своих знаний.
Задание № 2 “Накорми птичку”
Чтобы понять, почему у птиц разные клювы, мы поиграем в игру "Накорми птичку". Сейчас я включу кассету с записями голосов птиц. И вы уже не Дима и Полина, а стриж, цапля и т.д. Вы должны добыть себе пищу при помощи этих приборов. Руками к пище прикасаться нельзя.
Итог:
- Вы можете показать мне универсальный прибор, которым удобно брать любую пищу?
- А есть ли птица с универсальным приспособлением?
- Почему у птиц разные клювы?
На протяжении многих-многих лет, путём эволюции клювы видоизменялись, приспосабливаясь к определённой пище, добываемой в той среде, где обитали птицы.
Оценивание своих знаний.
Задание № 3 “Экологические группы птиц”
Обозначить группы птиц по способу добывания пищи.
Обратите внимание на иллюстрации птиц.
Вопросы для детей: Почему птицы так размещены? Что их объединяет?
Вывод: Каждую группу птиц объединяет одинаковая пища.
Первая группа птиц питается растениями и их плодами и называется РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫМИ.
Чем отличается следующая группа от предыдущей? (Небольшого размера, маленькие клювы.)
Вторая группа птиц питаются насекомыми, и группа получила название НАСЕКОМОЯДНЫЕ.
Птицы следующей третьей группы питаются насекомыми, растениями и их плодами. Как назовём их? НАСЕКОМО-РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ.
Четвёртая группа. Посмотрите внимательно на их клювы, как их назовём? ХИЩНЫЕ.
И последняя пятая группа птиц очень своеобразная: в пищу могут употреблять всё. Они так и называются ВСЕЯДНЫЕ.
Оцените свои знания, заполнив листок учёта знаний.
Задание № 4 “Дорисуй клюв”
Рассмотреть карточки и дорисовать клюв, соответствующий предложенной пищи.
Перед вами по три карточки. Рассмотрите их внимательно. Что видите справа? Слева модель головы. Чего не хватает? Проверим, на сколько вы были внимательны. Вы должны нарисовать клюв птице в зависимости от изображённой пищи.
Проверка выполнения задания.
Оценивание своих знаний, заполнив листок учёта знаний.
Молодцы, все правильно выполнили задание, ни одна птица не осталась голодной. Почему?
Вы нарисовали правильное приспособление. Чей клюв лучше?
Оцените свои знания, заполнив листок учёта знаний.
2 час занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная беседа.
Как разнообразен мир птиц! Многообразны не только клювы, но и лапы. Они друг с другом взаимосвязаны. Обратите внимание на орла: на сильных лапах острые крепкие когти, напоминающие клюв.
Задание № 5 “Найди пару”
Найти каждому клюву соответствующие лапы
Сейчас поиграем в игру "Найди пару".
У меня в руках "Волшебный пакет". В нём лежат изображения лап и клювов. Каждый из вас берёт одну карточку и ищет себе пару. Готовые пары встают перед столами, выкладывают совпавшие карточки и готовятся доказать свой выбор.
Проверка выполнения задания
Оцените свои знания, заполнив листок учёта знаний.
Поверните к себе карточки обратной стороной. В правом верхнем углу есть точки: если их количество на обеих карточках совпадает, значит, задание выполнено правильно.
Оцените свои знания, заполнив листок учёта знаний.
Вывод:
Мы с вами говорили об очень важном условии жизни - добывании пищи. Всегда ли достаточно пищи птицам? От чего зависит её количество? (От времени года, климата, урожая (неурожая), конкурентов, человеческой деятельности.) Деление на такие группы является условным. Так как с изменением условий жизни многие птицы переходят на другой тип питания (примеры).Да, на Земле часто бывают для птиц трудные времена, на помощь приходит Человек, чтобы сохранить многообразие птиц. Как вы помогаете птицам?
Задание № 6 “Пищевые цепочки”
Составить пищевые цепочки по предложенным карточкам
Рефлексия предыдущих знаний.
Перед вами схема пищевой цепи Р > ТрЖ > Х. Назовите её компоненты. Что указывают стрелки? (Поток энергии от одного звена к другому)
Задание: Вам предстоит составить пищевые цепи. Разделимся на пять групп. Каждая команда получает конверт с карточками. Это задание дано в трёх вариантах. Они отличаются сложностью. Все эти задания вы можете делать втроём, помогая друг другу. А можете распределить варианты задания между участниками команды.
Проверка выполнения задания
Оцените свои знания заполнив листок учёта знаний.
III. Заключительная часть
Рефлексия занятия:
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- На каких этапах занятия вы почувствовали трудности?
- Что вы хотели бы сделать по-другому?
Теперь давайте подведём окончательный итог по результатам полученных знаний.
Максимальное количество баллов, которое вы могли набрать, от 21 до 27 баллов.
Дети подсчитывают баллы. Сообщают педагогу.
После подсчёта баллов педагог благодарит детей за работу.
Педагог просит оценить своё эмоциональное состояние, показав карточку.
Вывод:
Многообразие птиц не перестаёт удивлять человечество.
Внешний вид птиц, повадки прямо зависят от среды обитания и условий существования.
Очень важно нам с вами осознать ту простую истину, что мир природы, который будет окружать человека в будущем, целиком зависит от его современной деятельности.
Приложение 1.
Карточка последовательности работы обучающихся на занятии (выдаётся каждому ребёнку).
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ.
I этап. Знакомство с целью занятия
II этап. Основная часть
1. Выполнение задания "Значение птиц в природе и для человека" двумя командами.
2. Игра "Накорми птичку".
3. Беседа "Экологические группы птиц". Обозначить группы птиц по способу добывания пищи.
4. Самостоятельная работа. Рассмотреть карточки и дорисовать клюв, соответствующий предложенной пище. (Выполняется отдельно каждым ребёнком.)
5. Игра "Найди пару". Найти каждому клюву соответствующие лапы.
6. Самостоятельная работа. Составить пищевые цепочки по предложенным карточкам.
III этап. Подведение итогов.