Всем нравится делать то, что легко и хорошо получается. Поэтому дети охотнее выполняют такие задания, которые не являются обязательными или сложными. Каждый учитель понимает, что, обучая детей работать самостоятельно, творчески, необходимо учить их справляться и с трудными задачами, а значит, учить их быть успешными в жизни.
Для психологического комфорта в обучении, чтобы каждый ученик мог выбрать наиболее удобный вариант деятельности на уроке и дома, предлагаю разные творческие задания. Систематически обращаюсь к работам, которые позволяют проявить индивидуальность учащегося, дают повод похвалить каждого. Успешно выполненное задание повышает интерес к предмету и появляется возможность поручать задания, формирующие навыки системного мышления, а активная мыслительная деятельность, направленная на углубленное понимание материала, приводит к его осознанному применению.
Творческие задания могут выполнять различные функции: контролирующие, систематизирующие знания, анализирующие различные ситуации; с их помощью можно повторять, обобщать и закреплять знания и т. д.
Выполняя эти задания, некоторые ребята охотно становятся артистами в тематических инсценировках, участниками выставок, семинаров, конференций. Большинство семи - девятиклассников берутся мастерить простые физические приборы, самоделки, которые могут продемонстрировать физические явления или подтвердить закон; выпустить стенную газету. Старшеклассники создают компьютерные презентации и динамические иллюстрации.
Приведу несколько примеров таких заданий:
выполните контрольный чертёж;
оформите тематический отчёт;
выполните отчёт по демонстрационному эксперименту;
примите участие в уроке, подготовленном учащимися самостоятельно;
выполните компьютерную презентацию;
сделайте прибор, проведите мини-эксперимент;
составьте контрольную карточку;
по графику расскажите о процессе или явлении;
составьте тест по теме;
выполните домашний опыт и т. д.,
всё перечисление вряд ли имеет верхнюю границу!
Остановимся на принципиальных возможностях некоторых из них:
Контрольный чертёж.
Цель задания: обратить внимание на ключевые моменты темы, продумать их в деталях.
Например, тема “Баллистическое движение”.
Задание: показать тело, брошенное под углом к горизонту, в нескольких положениях: причём в каждом положении показывать векторы скорости, силы тяжести и ускорения (в задании специально не пишу, что это ускорение свободного падения), проекции скорости на оси, описывающие движение. Считать задачу идеальной. На одной стороне альбомного листа выполнить чертёж, а на обороте – пояснения к каждому его фрагменту. Пояснения должны быть краткими и сопровождаться формулами.
Предварительно поясняю, что в любой точке траектории: вектор скорости направлен по касательной; модуль скорости определяется с учётом того, что проекция скорости на ось ОХ величина постоянная (в горизонтальном направлении на тело не действуют силы!); а проекция скорости на ось ОУ меняется согласно закону равнопеременного движения (в вертикальном направлении действует единственная сила – сила тяжести!).
В момент максимального подъёма вектор скорости перпендикулярен ОУ и параллелен ОХ, его модуль равен в этот момент модулю проекции скорости на ось ОХ.
При таком движении учитывается его “симметричность”: в точках одного уровня соответствующие проекции скорости одинаковые по модулю.
Время полёта, если начальная и конечная точки принадлежат одному уровню, равно удвоенному времени подъёма (спуска) тела.
Вместе вспоминаем необходимые геометрические закономерности, особенно связь элементов прямоугольного треугольника и равенство углов с взаимно перпендикулярными сторонами, сопровождая соответствующими чертежами.
После этих пояснений и изучения материала учебника дети получают вышеназванное задание. Вариации зависят от конкретных целей, а цели, понятно, зависят от требований к учащимся, их реальных возможностей.
Ученикам, которые затрудняются выполнить задание, можно предложить список вопросов или ряд утвердительных предложений, являющихся путеводителем для выполнения чертежа.
В итоге на этом чертеже будут показаны векторы и их проекции для каждого момента движения, указанного точкой, а на обратной стороне листа примерно такие записи:
Движение тела, брошенного под углом к горизонту, складывается из двух независимых движений во взаимно перпендикулярных направлениях: равномерного вдоль оси ОХ и равнопеременного с ускорением свободного падения вдоль оси ОУ.
Скорость тела в любой точке:
направлена по касательной к траектории движения; имеет одинаковую горизонтальную проекцию; имеет вертикальную проекцию, меняющуюся с учётом имеющегося постоянного ускорения, и на вершине параболы она равна нулю; связь между модулем самой скорости и её проекциями в каждый момент движения определяется по теореме Пифагора и с помощью тригонометрических функций.
Отдельным фрагментом выполняют чертёж для начальной скорости, записывают её связь с проекциями.
Перечисляются особенности движения тела при снижении, затем при подъёме и т. д.
(Конечно, каждое утверждение должно записываться соответствующими формулами, специальными обозначениями, значками, поэтому на практике записи занимают не так много места на листе.)
Тема “Движение тела по наклонной плоскости”.
Задание. Показать направление и величину всех сил, действующих на тело, а также направление скорости и ускорения (если они имеют место). Указываются конкретные условия предлагаемого варианта. Задание каждого варианта выполнить на отдельном листе.
Варианты заданий:
тело с ускорением соскальзывает по наклонной плоскости;
равномерно скользит вниз;
равномерно движется вниз при помощи стаскивающей силы; и т. д.
Лучше не называть все варианты, пусть учащиеся сформулируют их самостоятельно.
Первый чертеж строим вместе, чтобы не было ошибок. В основе каждого варианта: сила тяжести, сила реакции опоры – соответственно гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника; векторная сумма этих сил соответствует третьей стороне того же треугольника, которая расположена параллельно наклонной плоскости и является вторым катетом.
Задания сдаются на оценку, каждый чертёж дорабатывается не меньше, чем на “хорошо” (нюансы этого рассматривать сейчас не будем). После успешного окончания такой работы детьми более осознанно решаются любые задачи соответствующей темы.
Тематический отчёт.
О том, что такая работа предстоит, говорю перед изучением темы и первый раз показываю образцы подобных работ, разъясняю, что это такое.
Отчёт включает в себя яркие моменты темы в виде максимального количества рисунков, схем, формул и минимум кратких к ним пояснений.
Цель работы: повторение, обобщение материала, подготовка к контрольной работе.
Обычно в 7–9-х классах один отчёт создают два или три человека; в 10–11-х каждый индивидуально. Проводим выставки лучших работ.
Иногда на создание отчёта по теме уходит много времени, но не все темы заканчиваются обязательными отчётами, чаще это работа по желанию.
Отчёт по демонстрационному эксперименту.
Цель работы: повторение.
Заканчивая изучение темы, мы повторяем её основные моменты, можно сказать, в “театре физических явлений”, сотрудничая с Томским государственным университетом. На лекциях преподаватели ТГУ с краткими теоретическими пояснениями показывают нам те демонстрации, которые можно заказывать по специальному списку, существующему на кафедре общей физики.
Сам выезд на демонстрационные лекции в университет – это уже интересно! Польза от них в разы больше, если школьники получают специальное задание: к каждой демонстрации написать её цель и изобразить “картинку”, чтобы вспомнить, как и что показывали. Требования к отчётным листам минимальные: писать разборчиво, ничего лишнего - больше внимания на сам эксперимент. Листы (тетради нести тяжелее!) с записями собираю сразу после лекции. Большинство выполняют эти простые требования и получают хорошие оценки в журнал. Отчёты возвращаю, предварительно лучшие из них показываю в качестве примера, чтобы в следующий раз хороших отчётов было ещё больше. Учащиеся, которых посетит идея повторить какую-либо демонстрацию в школе на самодельном приборе (ещё одно творческое задание!), поощряются дополнительно.
Урок, подготовленный учащимися самостоятельно.
Цель работы: активизировать деятельность учащихся.
Класс делится на три группы, все группы получают одинаковое задание (изучение новых параграфов или повторение пройденных). Затем две группы будут представлять свою подготовку, а третья – оценивать; какая группа будет оценивать - заранее неизвестно. Задание: удачно распределить обязанности внутри группы, чтобы приступить к индивидуальной подготовке каждого – первое, предварительный просмотр - второе и в итоге - выступление на уроке. Распределение обязанностей внутри группы не должно ограничивать ученика только тем пунктом, который ему поручили – о важности этого специально говорю. Итак, какие могут быть пункты подготовки? Например: основные формулы и продуманная работа с ними; образец опорного конспекта, его можно подготовить на отдельном плакате; главные вопросы темы; демонстрации, примеры домашних экспериментов; термины темы и задания по терминам; образец задачи с пояснениями; проверочное задание; подборка домашних задач и так далее, не забывая о небольших развлекательных моментах: загадки, стихи, игровые моменты, инсценировки, художественное оформление – всё зависит от темы и прочих субъективных условий. Самостоятельная подготовка к уроку учащимися предусматривает консультации с учителем, и это общение будет особенно активным при первой подобной подготовке. Такие уроки проводим не чаще одного раза за четверть. Больше, чем другим, они нравятся восьмиклассникам.
Создание компьютерных презентаций.
В 10–11 классах предлагаем новый тип работы. Какова технология создания компьютерной презентации - учащиеся узнают на уроках информатики, остаётся только воспользоваться моментом. Я предлагаю план презентации по физике, который включает титульный лист, рекламный кадр, краткое содержание темы, контрольные вопросы темы (и ответы, которые можно прочитать при необходимости), разбор типичной задачи, тест на десять заданий (с индикатором правильности ответов), пять задач для самостоятельного решения (с подсказками и решением), опыт по теме. Можно включить работу с терминами, энциклопедический материал и многое другое, что сами дети нафантазируют. Подобная деятельность учащимся знакома, так как в младших классах (7–9-х), они проводят уроки, подготовленные самостоятельно, когда предлагается перечень обязательных моментов урока (смотрите выше). Подведение итогов может быть в демонстрационном зале, можно принимать работу у каждого в отдельности. Лучшие работы показываем на ежегодно проводимой в гимназии Научно-практической конференции школьников.
Пример презентации http://schools.tsu.ru/~sch-056/prez
Необходимость и полезность самостоятельной работы учащихся доказана на практике неоднократно. Такая работа повышает интерес к предмету, активизирует познавательную и исследовательскую деятельность, побуждает к творчеству.