И.А. Бунин "Листопад"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Бунина;
  • развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка;
  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке;
  • воспитывать самостоятельную творческую активность.

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», альбом «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песня», осенние листья.

Слова на карточках: лиловый, золотой, багряный, желтый, зеленый, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый.

Ход урока

Организационный момент

Речевая разминка

Цель: подготовка артикулярного аппарата, выработка правильной дикции, силы голоса.

«Цветочный магазин».

И.п. - стоя. Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный, плавный. Повторить 3-4 раза.

«Поймай комара».

Руки раздвигаются в стороны – делается вдох, сдвигаются постепенно вперед ладонями друг другу – делается выдох.

Сила голоса «Проснись».

Как разбудить человека тихо, громче, громко, очень громко.

Скороговорка «У нас на дворе подворье», «Погода размокропогодилась ».

Прочитать скороговорку про себя, затем - беззвучно с четкой артикуляцией, потом шепотом, тихо, громко. Произнести скороговорку с предостережением.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня хмурый осенний день. Дует резкий ветер. Небо серое, низкое. Под ногами грязь. Скучная картина! А мы с вами вернемся в пору золотой осени. Научимся выразительно читать стихотворение И. Бунина «Листопад», рассмотрим репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень», научимся рисовать словесные картины.

Чтение картины

Цель: создать эмоциональное воздействие на детей живописного полотна, воспитывать интерес к живописи.

Ребята, где можно в пору глубокой осени увидеть деревья в золотом осеннем уборе? (Ответ детей: На картинах художников ).

Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Художник обостренно чувствовал жизнь природы. Рассмотрите картину, попробуйте оказаться внутри нее, вжиться в образный мир природы, пережить настроение автора, его раздумья.

Здесь мало увидеть –
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать –
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

  • Какое настроение вызывает у вас пейзаж?
  • Что чувствуете, глядя на картину?
  • Какое состояние передает художник?
  • Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда?
  • Почему художник дал такое красивое название картине?

Хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? (Да, нам хотелось бы оказаться в этом месте, побегать по берегу, потрогать воду в реке, послушать, как шуршат листья, полюбоваться на небо, облака).

Какие краски на картине преобладают? (Осень нарядила деревья в пышное золотое платье. Роща пылает кострами берез. Деревья сливаются друг с другом).

Золото листвы художник противопоставляет с осенним небом. Какое оно у Левитана? (Прозрачное, голубое, чистое, лазоревое, с розовыми облаками).

Когда бывает такое небо? (В яркий солнечный день).

Представьте, что вы композитор. Какую музыку вы напишете к этой картине?

А теперь послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский передал звуками то же, что Исаак Ильич Левитан красками – тишь и благодать, царящая в это время в природе.

Пока будет звучать музыка, мы отдохнем. Положите головы на парты, закройте глаза. Позовем фею Фантазию прилететь к нам. Представьте, что каждый из вас – это осенний листочек. Сильный порыв ветра сорвал некоторые листочки, а остальные еще крепко держатся за веточки. Попробуйте почувствовать то, что испытывают эти листочки.

(Звучит музыка. Минуты релаксации.)

Расскажите, что вы увидели и почувствовали. Понравилась ли вам музыка? (Нам радостно и грустно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день, и грустно: ведь скоро наступят холода.)

Действительно, левитановская осень и музыка Чайковского – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это красота прощания, скоро зима.

Работа над новым материалом

Какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств? (Краски).

А композитор? (Ноты).

А чем пользуется поэт? (Словом).

Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И. Бунина (1870-1953) о золотой осени.

(Показ иллюстрированной книги «Листопад»)

Первичное чтение стихотворения учителем наизусть.

Цель: познакомить детей с новым произведением, дать образец выразительного чтения, помочь понять чувства автора.

Попытайтесь во время моего чтения представить себе все то, что увидел И. Бунин.

Вопросы по содержанию

Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с теремом? (Он, как терем, нарядный и пестрый).

Какое настроение вызывает у поэта лес-терем? (Лес он показывает веселым, и сам радуется золотой осени).

Повторное чтение. Осмысленное восприятие и работа с текстом.

Цель: совершенствование навыка чтения.

Теперь мы будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает автор в свой терем, как он «построен» и где стоит.

Прочитайте первые десять строк. Какие краски-слова нам понадобятся для «постройки терема»?

Читаем первые четыре строки. Теперь посмотрим «строительный материал». Читаем следующие шесть строк. (Терем состоит из желтых березок).

Как они стоят? Прочитайте.

Что еще входит в наш терем? (Елочки стоят, как вышки, они темно-зеленые).

О каких деревьях еще упоминает поэт? (Клены).

Да, они тоже расписные, и к ним можно отнести те краски, о которых поэт говорит вначале. Какие же листья у кленов? ( Они золотые, красные, багряные, а некоторые бывают желто-красные, очень красивые).

Ну вот почти готов наш терем, стены есть. А оконца? Что о них пишет поэт? (Между кленами в листве есть просвет в небо, как оконца).

Где же стоит наш терем? Найдите эти строки. (Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора).

Посмотрим, как изображен двор. Найдите этот отрывок, прочитаем его. Красив ли наш двор?

Перечитаем все стихотворение до конца вслух. Давайте словесно «нарисуем» картину прочитанного. Давайте еще раз соберем краски. (Цвет: лиловый, золотой, багряный, желтый, зеленый, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый ).

А теперь назовем объекты – что будет нарисовано. (Лес. Голубое небо. Редкие желтые березы на фоне неба. Стройные зеленые елочки. В лесу между деревьями просветы – оконца. Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина. Играет белый мотылек).

Но мы должны еще изобразить тишину, «мертвое молчанье», как говорит поэт. Как это изобразить? (Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки).

И вся картина залита солнцем. Мы его забыли нарисовать. А без солнца краски не были бы такими яркими.

Теперь закройте глаза. Представьте себе всю картину целиком. Теперь будем читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно представили себе терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и «мертвую тишину».

Подготовка к выразительному чтению

Договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно, с восхищением).

Какие слова нужно выделять голосом при чтении? (Лес, березы, клены, елочки, оконца, поляна, паутина, мотылек).

Выразительное чтение по частям

Первая часть – до слов «Сегодня так светло кругом».

Смотрите, дальше повторяются слова: сегодня так светло кругом, такое мертвое молчанье

Почему поэт их повторяет, что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо).

Поэт усиливает повтором этих слов свое впечатление о всей картине, восхищается ею. Теперь прочитаем, подчеркивая голосом эти слова. После последней строки первой части делается пауза. Последнюю строчку нельзя отнести к следующей.

Разметка пауз и логических ударений

На доске записаны первые четыре строки. Давайте расставим паузы.

Лес, / точно терем расписной /
Лиловый, / золотой, / багряный, /
Веселой, / пестрою стеной /
Стоит над светлою поляной.

Дальнейшая разметка проводится на карточках.

Выразительное чтение стихотворения детьми (2-3 ученика).

Итог урока

Цель: систематизировать полученные знания.

Какое настроение у вас сейчас? Хотелось ли на уроке работать? Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.

Литература.

1. Кубасова О.В. Выразительное чтение.

2. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников.