Анализ медико-демографической в России показывает, что численность населения страны устойчиво снижается; снижается уровень рождаемости; высок уровень смертности населения, наряду с уменьшением количества детей происходит ухудшение качества их здоровья.
Очевидно, что общество нуждается не только в образованных, вооруженных знаниями, умениями и навыками, но и в здоровых (физически, психически, духовно), социализированных, способных адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям детях.
Именно этой потребностью продиктована нарастающая активность работы педагогических коллективов по моделированию здоровьесберегающей, безопасной образовательной среды, поиску механизмов совершенствования здоровьесберегающего образовательного процесса.
Качество реализации здоровьесберегающего образовательного процесса в школе в значительной степени зависит от парадигмы образования, в рамках которой образовательное учреждение строит свою работу.
В настоящее время имеют место две парадигмы образования: личностно-отчужденная и личностно-ориентированная. Личностно-отчужденная парадигма предусматривает передачу ребенку максимально возможного количества накопленных в истории человечества знаний, опыта и т.п. Возможности, желания, потребности личности ребенка здесь, как правило, не учитываются. Личностно-ориентированная парадигма предлагает педагогу, прежде всего, исходить из природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей, интересов, личных потребностей и т.п.
В рамках личностно ориентированной парадигмы отношения между учителем и учеником носят диалоговый, субъект-субъектный характер, что связано со стремлением обеспечить максимально полную самореализацию воспитанником своего потенциала при взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс неавторитарно, максимально учитывая уровень наличного развития ребенка, доминирующие мотивы его поступков, интересы, способности и потребности. Под руководством педагога происходит формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности, самостоятельно и осознанно делающего свои большие и малые жизненные выборы.
Таким образом, глубокое понимание современных задач начального образования предполагает перенесение акцентов в обучении любому предмету с формирования предметных знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка через становление его как субъекта учебной деятельности. При этом предметные знания, умения и навыки выступают условием и средством достижения приоритетной цели обучения – развития личности школьника.
Идея личностно ориентированного обучения (ЛОО) не является новой так как, так как ещё в трудах Ж.Ж. Руссо находим: "У детей своя манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассудней, как желание заменить её нашей"
ЛОО позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. ЛОО ориентировано на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития.
Личностно ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие, прежде всего всех тех качеств личности, которые помогут человеку стать хозяином своей жизнедеятельности, занять в ней активную, ответственную позицию.
Урок с использованием ЛОО существенно меняет свои функции и формы организации. Например, обычный урок сообщения и проверки знаний превращается в урок выявления опыта ученика по отношению к излагаемому учителем содержанию.
Потребность в учебной деятельности (мотив) зависит от характера этой деятельности.
Задачами ЛОО являются: личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащегося; интеллектуальное развитие учащегося; формирование в его сознании целостной картины мира
Почему же ЛОО не вошло широко в практику работы школы, а особенно начальной? Мы считаем, что это связано с отсутствием методик.
Цель учителя, работающего в системе ЛОО: создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся.
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
- Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи) анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
На конкретной разработке урока изучения нового материала мы покажем реализацию ЛОО на уроке математики в начальной школе
Разработка урока
Тема урока: “Деление трехзначного числа на однозначное” ." (4 класс)
/урок изучения нового материала/
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
– понятия “неполного делимого”, “алгоритм”;
– усвоение идеи “математическая культура” (конкретность, самооценка количества и качества результата) – помогает сформировать ответственность за порученное дело, способствует адекватной самооценки.
Образовательные задачи:
- Ввести понятия “алгоритм”, “неполное делимое”;
- Выработать представление о количестве цифр в частном; об алгоритме деления многозначного числа на однозначное
- Выработать умение применять теоретические знания в практических расчетах. Выработать умение работать с пространственно-схематической записью деления.
Задачи развития:
- Развивать у учеников математическую речь: создать ситуацию для применения основных понятий в речи;
- Развивать абстрактное мышление: создать ситуацию предъявления нового материала от общего к частному и от частного к общему, стимулировать самостоятельное обобщение материала в виде алгоритма сильными учениками, в виде конкретного деления – детьми с нематематическим складом ума;
- Развитие творческого мышления через создание условий для самореализации творческого потенциала учащихся.
Воспитательные задачи:
- Формировать адекватную самооценку: по указанным критериям оценить результаты своей деятельности на каждом этапе выполнения учебной задачи;
- Воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия;
- Воспитывать ответственность перед самим собой за свою обученность.
1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
На доске записана тема урока: “ДЕЛЕНИЕ ЧИСЕЛ”
Учитель предлагает детям обсудить в группах:
– Является ли эта тема новой?
– Почему вновь авторы учебника предлагают нам её для изучения?
– Как помочь себе предположить, что еще не изучено по теме?
(Учащиеся определяют границы своих знаний по теме: “Деление с какими числами я умею выполнять?” и фиксируют свое незнание “Деление с какими числами я не умею выполнять?”)
После обсуждения в группе каждый заполняет таблицу:
ЗНАЮ |
НЕ ЗНАЮ |
|||||||||
– Сравните свои записи с записью, которую я заполнила (открывает заранее заготовленную запись) (Дети сравнивают и дополняют записи учителя)
– Какие из этих случаев деления мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке? (Учащиеся формулируют цель (изучаю деление чисел), уточняют её и фиксируют ее на первой ступеньке плана. Фиксация цели и плана осуществляется в тетрадях “творческих работ”)
– Давайте попробуем составить план достижения цели.
– Но, чтобы усвоить эту тему, мы должны к ней хорошо подготовиться.
- На каждом столе лежит тест, состоящий из двух частей, которые необходимо заполнить в течениие2-3 мин.
- 64:2=(60+4):2=
- 864:2=(800+60+4):2 =
- 748:2=(600+140 +8):2=
– Какие знания ты использовал при выполнении этого задания?
(На этом этапе при рассмотрении второго выражения вводится термин “неполное делимое”.
– Каждое из слагаемых суммы (800+60+4) по отношению к делителю 2 является неполным делимым. Почему слагаемое 800 – делимое? Почему его назвали неполным?
– Почему при выполнении третьего примера выбраны именно такие слагаемые? (Идет обсуждение вопроса, почему выбраны именно такие слагаемые, рассматриваются другие варианты представления числа в виде суммы “удобных” слагаемых, их достоинства и недостатки: например, 400 или 200 – первое слагаемое, тогда трудно подобрать последующие “удобные” слагаемые)
– Поэтому первое слагаемое выбирают так: это наибольшее число единиц данного разряда, которое делится на делитель нацело. (Требовать запоминания результатов наблюдений за выполняемыми действиями не следует)
б) Чтобы успешно освоить деление в столбик, нужно знать, кроме перечисленных сведений: таблицу умножения и деления, деление с остатком, разрядный состав числа и, как мы наблюдали, удобный состав числа. Проверим вашу готовность: (в быстром темпе )
- таблицу умножения и деления
45:5 | 36:6 | 18:3 |
8·9 | 20:5 | 6·7 |
- деление с остатком
73:8 59:9 46:7 19:2
- разрядный состав числа: 5с. 7д. 1ед – это…; 2с.3д.4ед….; 8с.5 ед.…
2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП
– Выполним упражнение: “Не вычисляя, попробуйте определить, сколько цифр будет в частном:
978:2=
356:4=
522:58=
(Назначение упражнения: дать учащимся возможность самостоятельно построить алгоритм деления трехзначного числа на однозначное с опорой на знание свойства деления суммы на число. Для нахождения значения третьего выражения у учащихся пока нет средств, поэтому они после попытки определить количество цифр в частном могут высказать свои гипотезы по поводу способа вычисления значения и зафиксировать пока как нерешенную проблему (Знаком “?” или записать в графу “Не знаю”)
– Как выполнить действия?
Записывают:
978:2= (800+160+18):2=800:2+160:2+18:2=400+80+9=489
356:4=(320+36):4=80+9=89
- Каждое из слагаемых суммы (800+160+18) по отношению к делителю 2 является неполным делимым.
– Почему слагаемое 800 – делимое? Почему его назвали неполным? (алогичное рассуждение проводится по второму примеру)
– Попробуйте объяснить друг другу, как рассуждал ученик, выполнивший деление 796:3 (У каждого на столе карточка с прозрачной основой и задание. Проводится работа сначала в паре, потом в группе)
_7с.9д.6ед | 3 | _796 | 3 | |
· · · | · · · | |||
_7с.9д.6ед | 3 | _796 | 3 | |
6с 1с |
2с· · | 6 1 |
2· · | |
7с.9д.6ед 6с 1с9д |
3 | _796 6с 19 |
3 | |
2с· · | 2· · | |||
7с.9д.6ед | 3 | 3 | ||
6с | 2с6д· | _796 6с 19 |
26· | |
1с9д | ||||
7с.9д.6ед 6с 1с9д 1с8д 1д 6ед |
3 | _796 6с 19 18 16 |
3 | |
2с.6д.· | 26· | |||
7с.9д.6ед 6с 1с9д 1с8д 1д 6ед 1д 5ед 1ед |
3 | _796 6с 19 18 16 15 1 |
3 | |
2с6д5ед | 265 | |||
Это задание дается с целью организации понимания смысла шагов алгоритма деления “уголком” и выяснения в нем действий, требующих контроля . После этого два ученика самостоятельно формулируют алгоритм, а остальные следят, добавляют, исправляют.
– Итак, мы находимся на второй ступеньке плана “Учусь применять алгоритм” Выполним задание на доске. (Выполнение заданий на отработку алгоритма)
Исследовательская работа.
- Исследуйте те места алгоритма, в которых мы можем допустить ошибку.
- Давайте составим “Справочник ошибкоопасных мест”.
Приведем перечень перечисленных учащимися возможных ошибок при делении зафиксированные в схемах:
1. Неправильно определили первое неполное делимое
_0000 | 0 |
2. Ошибка в определении количества цифр в частном:
_0000 | 0 |
· · ? | |
3. Ошибка в подборе частного:
_0000 | 0 |
*? | |
3. КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП
- Можем ли мы проверить себя, вдруг мы неправильно решили пример? (Идет обсуждение возможных вариантов проверки, выбирается оптимальный)
- Мы осилили и третью ступеньку: как проверить себя при выполнении письменного деления.
- Проверь, правильно ли определено частное. Для этого умножь делитель на частное и сравни результаты с делимым.
_602 | 6 | _702 | 8 | _750 | 4 | ||
· · · | 86 | · · · | 86 | · · · | 86 | ||
- Определи делимое, выполнив вычисления ”столбиком.”
7 | 3 | 2 | ||||||||
35 | 56 | 205 |
4. УТИЛИТАРНЫЙ ЭТАП
Дифференцированное домашнее задание.
Обязательный уровень: № 1(3,4), № 5 (1 строчка) с. 84; №26 с.92 (М3)
Повышенный уровень: № 2 (2,3), № 5 (3-4 строчки), № 1 с. 88; №29 с.92
Творческий уровень: № 2 с.88, № 47 (1-2 строчки),с. 95; № 33 С. 93, придумать сказку о возникновении деления в “столбик”
Итог урока.
– Что было трудно?
– Были ли ошибки? В чем причина ошибок?
– Как помочь себе избавиться от ошибок?
– Какие задания ты бы выбрал для самостоятельной (домашней) работы, для своего товарища?
Литература:
- АЛЕКСЕЕВА Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения / Н.А.Алексеева // Завуч. – 1999. – № 3.
- ВИНОГРАДОВА Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?/ Н.Ф. Виноградова // Нач. школа. –2001. –№ 9. – с.10.
- .ЯКИМАНСКАЯ И.С. Предмет анализа – субъектный опыт / И.С. Якиманская, И. Рыжухина // Директор школы. – 1999. – № 8. – с.53.