Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности на уроках математики

Разделы: Математика, Начальная школа


Анализ медико-демографической в России показывает, что численность населения страны устойчиво снижается; снижается уровень рождаемости; высок уровень смертности населения, наряду с уменьшением количества детей происходит ухудшение качества их здоровья.

Очевидно, что общество нуждается не только в образованных, вооруженных знаниями, умениями и навыками, но и в здоровых (физически, психически, духовно), социализированных, способных адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям детях.

Именно этой потребностью продиктована нарастающая активность работы педагогических коллективов по моделированию здоровьесберегающей, безопасной образовательной среды, поиску механизмов совершенствования здоровьесберегающего образовательного процесса.

Качество реализации здоровьесберегающего образовательного процесса в школе в значительной степени зависит от парадигмы образования, в рамках которой образовательное учреждение строит свою работу.

В настоящее время имеют место две парадигмы образования: личностно-отчужденная и личностно-ориентированная. Личностно-отчужденная парадигма предусматривает передачу ребенку максимально возможного количества накопленных в истории человечества знаний, опыта и т.п. Возможности, желания, потребности личности ребенка здесь, как правило, не учитываются. Личностно-ориентированная парадигма предлагает педагогу, прежде всего, исходить из природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей, интересов, личных потребностей и т.п.

В рамках личностно ориентированной парадигмы отношения между учителем и учеником носят диалоговый, субъект-субъектный характер, что связано со стремлением обеспечить максимально полную самореализацию воспитанником своего потенциала при взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс неавторитарно, максимально учитывая уровень наличного развития ребенка, доминирующие мотивы его поступков, интересы, способности и потребности. Под руководством педагога происходит формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности, самостоятельно и осознанно делающего свои большие и малые жизненные выборы.

Таким образом, глубокое понимание современных задач начального образования предполагает перенесение акцентов в обучении любому предмету с формирования предметных знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка через становление его как субъекта учебной деятельности. При этом предметные знания, умения и навыки выступают условием и средством достижения приоритетной цели обучения – развития личности школьника.

Идея личностно ориентированного обучения (ЛОО) не является новой так как, так как ещё в трудах Ж.Ж. Руссо находим: "У детей своя манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассудней, как желание заменить её нашей"

ЛОО позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. ЛОО ориентировано на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития.

Личностно ориентированное образование –  образование, обеспечивающее развитие, прежде всего всех тех качеств личности, которые помогут человеку стать хозяином своей жизнедеятельности, занять в ней активную, ответственную позицию.

Урок с использованием ЛОО существенно меняет свои функции и формы организации. Например, обычный урок сообщения и проверки знаний превращается в урок выявления опыта ученика по отношению к излагаемому учителем содержанию.

Потребность в учебной деятельности (мотив) зависит от характера этой деятельности.

Задачами ЛОО являются: личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащегося; интеллектуальное развитие учащегося; формирование в его сознании целостной картины мира

Почему же ЛОО не вошло широко в практику работы школы, а особенно начальной? Мы считаем, что это связано с отсутствием методик.

Цель учителя, работающего в системе ЛОО: создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся.
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи) анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность  в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

На конкретной разработке урока изучения нового материала мы покажем реализацию ЛОО на уроке математики в начальной школе

Разработка урока

Тема урока: “Деление трехзначного числа на однозначное” ." (4 класс)

/урок изучения нового материала/

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

– понятия “неполного делимого”, “алгоритм”;
– усвоение идеи “математическая культура” (конкретность, самооценка количества и качества результата) – помогает сформировать ответственность за порученное дело, способствует адекватной самооценки.

Образовательные задачи:

  1. Ввести понятия “алгоритм”, “неполное делимое”;
  2. Выработать представление о количестве цифр в частном; об алгоритме деления многозначного числа на однозначное
  3. Выработать умение применять теоретические знания в практических расчетах. Выработать умение работать с пространственно-схематической записью деления.

Задачи развития:

  1. Развивать у учеников математическую речь: создать ситуацию для применения основных понятий в речи;
  2. Развивать абстрактное мышление: создать ситуацию предъявления нового материала от общего к частному и от частного к общему, стимулировать самостоятельное обобщение материала в виде алгоритма сильными учениками, в виде конкретного деления – детьми с нематематическим складом ума;
  3. Развитие творческого мышления через создание условий для самореализации творческого потенциала учащихся.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать адекватную самооценку: по указанным критериям оценить результаты своей деятельности на каждом этапе выполнения учебной задачи;
  2. Воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия;
  3. Воспитывать ответственность перед самим собой за свою обученность.

1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.

На доске записана тема урока: “ДЕЛЕНИЕ ЧИСЕЛ”

Учитель предлагает детям обсудить в группах:

– Является ли эта тема новой?
– Почему вновь авторы учебника предлагают нам её для изучения?
– Как помочь себе предположить, что еще не изучено по теме?

(Учащиеся определяют границы своих знаний по теме: “Деление с какими числами я умею выполнять?” и фиксируют свое незнание “Деление с какими числами я не умею выполнять?”)

После обсуждения в группе каждый заполняет таблицу:

ЗНАЮ

НЕ ЗНАЮ

– Сравните свои записи с записью, которую я заполнила (открывает заранее заготовленную запись) (Дети сравнивают и дополняют записи учителя)

– Какие из этих случаев деления мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке? (Учащиеся формулируют цель (изучаю деление чисел), уточняют её и фиксируют ее на первой ступеньке плана. Фиксация цели и плана осуществляется в тетрадях “творческих работ”)

– Давайте попробуем составить план достижения цели.

– Но, чтобы усвоить эту тему, мы должны к ней хорошо подготовиться.

  1. На каждом столе лежит тест, состоящий из двух частей, которые необходимо заполнить в течениие2-3 мин.
    1. 64:2=(60+4):2=
    2. 864:2=(800+60+4):2 =
    3. 748:2=(600+140 +8):2=

– Какие знания ты использовал при выполнении этого задания?

(На этом этапе при рассмотрении второго выражения вводится термин “неполное делимое”.

– Каждое из слагаемых суммы (800+60+4) по отношению к делителю 2 является неполным делимым. Почему слагаемое 800 – делимое? Почему его назвали неполным?

– Почему при выполнении третьего примера выбраны именно такие слагаемые? (Идет обсуждение вопроса, почему выбраны именно такие слагаемые, рассматриваются другие варианты представления числа в виде суммы “удобных” слагаемых, их достоинства и недостатки: например, 400 или 200 – первое слагаемое, тогда трудно подобрать последующие “удобные” слагаемые)

– Поэтому первое слагаемое выбирают так: это наибольшее число единиц данного разряда, которое делится на делитель нацело. (Требовать запоминания результатов наблюдений за выполняемыми действиями не следует)

б) Чтобы успешно освоить деление в столбик, нужно знать, кроме перечисленных сведений: таблицу умножения и деления, деление с остатком, разрядный состав числа и, как мы наблюдали, удобный состав числа. Проверим вашу готовность: (в быстром темпе )

    • таблицу умножения и деления
45:5 36:6 18:3
8·9 20:5 6·7
    • деление с остатком

73:8     59:9     46:7    19:2

    • разрядный состав числа: 5с. 7д. 1ед – это…; 2с.3д.4ед….; 8с.5 ед.…

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП

– Выполним упражнение: “Не вычисляя, попробуйте определить, сколько цифр будет в частном:

978:2=
356:4=
522:58=

(Назначение упражнения: дать учащимся возможность самостоятельно построить алгоритм деления трехзначного числа на однозначное с опорой на знание свойства деления суммы на число. Для нахождения значения третьего выражения у учащихся пока нет средств, поэтому они после попытки определить количество цифр в частном могут высказать свои гипотезы по поводу способа вычисления значения и зафиксировать пока как нерешенную проблему (Знаком “?” или записать в графу “Не знаю”)

– Как выполнить действия?

Записывают:

978:2= (800+160+18):2=800:2+160:2+18:2=400+80+9=489
356:4=(320+36):4=80+9=89

  • Каждое из слагаемых суммы (800+160+18) по отношению к делителю 2 является неполным делимым.

– Почему слагаемое 800 – делимое? Почему его назвали неполным? (алогичное рассуждение проводится по второму примеру)

– Попробуйте объяснить друг другу, как рассуждал ученик, выполнивший деление 796:3 (У каждого на столе карточка с прозрачной основой и задание. Проводится работа сначала в паре, потом в группе)

_7с.9д.6ед 3   _796 3
  · · ·     · · ·
         
_7с.9д.6ед 3   _796 3

2с· ·   6

1

2· ·
         
7с.9д.6ед

1с9д

3 _796

19

3
  2с· ·     2· ·
         
7с.9д.6ед 3     3
2с6д·   _796

19

26·
1с9д        
7с.9д.6ед

1с9д

1с8д

1д 6ед

3   _796

19

18

16

3
  2с.6д.·     26·
         
7с.9д.6ед

1с9д

1с8д

1д 6ед

1д 5ед

1ед

3   _796

19

18

16

15

1

3
  2с6д5ед     265
         

Это задание дается с целью организации понимания смысла шагов алгоритма деления “уголком” и выяснения в нем действий, требующих контроля . После этого два ученика самостоятельно формулируют алгоритм, а остальные следят, добавляют, исправляют.

– Итак, мы находимся на второй ступеньке плана “Учусь применять алгоритм” Выполним задание на доске. (Выполнение заданий на отработку алгоритма)

Исследовательская работа.

  • Исследуйте те места алгоритма, в которых мы можем допустить ошибку.
  • Давайте составим “Справочник ошибкоопасных мест”.

Приведем перечень перечисленных учащимися возможных ошибок при делении зафиксированные в схемах:

1. Неправильно определили первое неполное делимое

_0000 0
   
   

2. Ошибка в определении количества цифр в частном:

_0000 0
  · · ?
   
   

3. Ошибка в подборе частного:

_0000 0
  *?
   

3. КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

  • Можем ли мы проверить себя, вдруг мы неправильно решили пример? (Идет обсуждение возможных вариантов проверки, выбирается оптимальный)
  • Мы осилили и третью ступеньку: как проверить себя при выполнении письменного деления.
  1. Проверь, правильно ли определено частное. Для этого умножь делитель на частное и сравни результаты с делимым.
_602 6   _702 8   _750 4
· · · 86   · · · 86   · · · 86
               
  1. Определи делимое, выполнив вычисления ”столбиком.”
    7       3       2
    35       56       205

4. УТИЛИТАРНЫЙ ЭТАП

Дифференцированное домашнее задание.

Обязательный уровень: № 1(3,4), № 5 (1 строчка) с. 84; №26 с.92 (М3)

Повышенный уровень: № 2 (2,3), № 5 (3-4 строчки), № 1 с. 88; №29 с.92

Творческий уровень: № 2 с.88, № 47 (1-2 строчки),с. 95; № 33 С. 93, придумать сказку о возникновении деления в “столбик”

Итог урока.

– Что было трудно?
– Были ли ошибки? В чем причина ошибок?
– Как помочь себе избавиться от ошибок?
– Какие задания ты бы выбрал для самостоятельной (домашней) работы, для своего товарища?

Литература:

  1. АЛЕКСЕЕВА Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения / Н.А.Алексеева // Завуч. – 1999. – № 3.
  2. ВИНОГРАДОВА Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?/ Н.Ф. Виноградова // Нач. школа. –2001. –№ 9. – с.10.
  3. .ЯКИМАНСКАЯ И.С. Предмет анализа – субъектный опыт / И.С. Якиманская, И. Рыжухина // Директор школы. – 1999. – № 8. – с.53.