Исследовательская деятельность учащихся представляет собой коллективно организованный труд, где каждый учащийся выполняет то или иное исследовательское задание, осваивает коллективные принципы организации труда, осознает коллективные нормы трудовой деятельности. Это, как отмечал А.С.Макаренко, позволяет человеку выработать правильное нравственное отношение к другим людям.
Подготовка к исследовательской работе.
Л.С. Выготский писал, что обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития, оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития. Исследовательская деятельность, организуемая в рамках учебного процесса, предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную деятельность, обоснование научно-методических выводов и рекомендаций.
Материалы исследований вводятся преподавателями в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов, экспериментов и др.
Основные проблемы, на решение которых должен ориентируется преподаватель таковы:
а) определение ведущих и текущих целей работы;
б) поиск оптимальных путей решения;
в) выбор методов работы;
г) ознакомление и обучение методам самостоятельной работы;
д) анализ полученных результатов и сравнение их с поставленными целями;
е) объективная оценка результатов самостоятельной работы;
ж) оформление работы.
Цели исследовательской деятельности учащихся на уроках “Введение в обществознание” можно определить следующим образом:
1. Активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм.
1. Расширение кругозора учащихся.
2. Выявление наиболее одаренных учащихся в и развитие их творческих способностей.
3. Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, повышение уровня знаний и эрудиции.
Автор пользовался следующим
практическим материалом по организации
исследовательской работы, накопленный в Нижнем
Новгороде. ( “Идея, содержание ©1999 Нижегородский Лицей 8
Страница размещена на сервере Нижегородские
информационные сети
©1999,2000 design by Graphit”):
- Источниками для исследовательской работы является содержание программы, исторические исследования, статьи, корреспонденции газет, мемуары, материалы музеев, исследований. анкетирования, опросов, записей воспоминаний очевидцев.
- Положения и выводы должны быть аргументированы и обоснованы
- Фактов в работе должно быть немного, но они должны быть точными и убедительными и объективными.
- При желании можно использовать выдержки из художественной литературы, факты, приводимые в работе должны иметь указание, откуда они заимствованы.
- Сноски необходимо делать внизу страницы. В них указывается фамилия и инициалы автора, название источника, том, часть, выпуск, место издания, издательство, год, страница.
Оформление работы.
Окончательное письменное оформление работы производится учащимся позже, течение следующих нескольких дней после урока, на котором проводилось исследование. Требования к оформлению таковы:
1. Работа должна иметь титульный лист с обозначением учебного заведения, класса,(или группы), автора темы, научного руководителя, места и года написания.
2. На первой странице возможно помещение плана работы.
3. В тексте выделяют главы и разделы.
4. Работа может сопровождаться чертежами, фотографиями, схемами, слайдами.
Критерии оценки доклада (сообщения) с которым выступает учащийся по завершении исследовательской работы: соответствие содержания теме, логичность, последовательность изложения, аргументированность, свободное владение материалом, актуальность, умение изложить материал в определенное время (3 - 5 минут), соблюдение требований к оформлению.
Весь алгоритм работы выглядит следующим образом: во-первых, теоретическое изучение проблемы на уроке, далее – этап исследовательской работы, и, наконец, обработка результатов, и их презентация. На уроке заслушиваются ограниченное количество работ. Работы сдаются преподавателю в письменном виде, после соответствующего оформления. Отметки выставляются в журнал.
Тема “Трудовая деятельность”. §17. Ч.1. (Здесь и далее используется учебник “Человек и общество” Часть 1. 10 класс и часть 2 11 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. 2-е издание. М. “Просвещение”. 2002).
Изучение теоретического вопроса “Гуманизация труда” закрепляется проведением исследования. Учащиеся делятся на рабочие группы по 2-3 человека. Каждая группа получает задание исследовать проблему гуманизации труда в каком – либо учреждении города и, применяя различные методы, как-то, опрос, наблюдение, анкетирование, эксперимент и др., заполнить таблицу:
Проявления гуманизации труда |
Проявления |
Оценка в баллах (5балльная система) |
Опасность или безопасность предмета и средств труда |
||
Интеллектуализация труда |
||
Культура труда |
Учащимся предлагается посетить: стоматологическую поликлинику, здание РОВД, продуктовые киоски на улицах, магазины, торгующие промышленными товарами, гимназию, техникум и пр. Путём жеребьевки, каждая группа выбирает объект посещения и отправляется на исследование. На данный вид работы отводится 15-25 минут. Возвратившись в училище, студенты обрабатывают результаты, оформляют их письменно. Некоторое количество отчётов заслушивается на уроке, остальные группы сдают работы позже, оформив их надлежащим образом. Преподаватель выставляет отметку в журнал, после чего один (или несколько) учащийся получает задание проанализировать все работы. Результаты заносятся в таблицу, записываются выводы.
Из опыта такого рода работы следует, что студенты более охотно посещают РОВД, стоматологическую поликлинику, магазины, автобусные остановки, охотно берут интервью на улицах города у своих сверстников, студентов училища, преподавателей, прохожих, покупателей и продавцов магазинов.
Тема “Экономическая деятельность”.§ 19. Ч.1
Исследовательская работа осуществляется при изучении вопроса “Основные проблемы производства и потребления”.
Исследованию предшествует теоретическая часть работы. Учащимся предлагается прочитать стр.211–213 учебника и ответить на вопросы:
- Какова цель потребителя?
- Какие последовательные действия предполагает рациональное поведение потребителя?
- Каковы способы сохранения сбережений?
Заслушав ответы, преподаватель делает обобщающие выводы.
Второй этап работы – исследование проблемы поведение потребителя на рынке.
Исследование проводится с применением анкет, содержащих следующие вопросы:
1. Что влияет на Ваше решение совершить покупку какого-либо товара?
- У вас появилось желание совершить покупку.
- Вас попросили купить что-либо.
- Вам посоветовали родственники.
- Вам посоветовали друзья.
- На вас повлияла реклама.
- Для вас это была регулярная покупка.
- Другие ответы.
2. Из каких источников Вы получаете информацию о товарах?
- Реклама.
- Собственные знания о товаре.
- Рекомендации продавца.
- Общение с окружающими.
- Затрудняетесь определить источник.
- Другие ответы.
3. Расположите в той последовательности в какой считаете нужной следующие характеристики товара, который Вы собираетесь приобрести:
- Упаковка.
- Качество.
- Обслуживание и сервис в магазине.
- Необходимость в товаре.
- Другие ответы.
Для проведения исследования формируются группы по два человека. В течение 20–25 мин. урока учащиеся выходят за пределы учебного заведения и опрашивают представителей таких групп, как: случайные прохожие, студенты, школьники младших классов, пенсионеры, преподаватели учебного заведения, другие категории населения. Возвратившись в класс, они обрабатывают результаты и оформляют их.
Тема “Политическая идеология”. §23. Ч.1
В ходе теоретического изучения вопроса “Современные политические идеологии” учащиеся знакомятся с наиболее распространёнными идеологиями такими как либеральная идеология, консервативная идеология, социалистическая идеология, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, фашизм.
Следующий этап – исследование, целью которого является выявление осведомленности граждан о сущности той или иной идеологии и идеологических предпочтениях. Для этого создаются рабочие группы по 2–3 человека. Первая группа получает задание методом опроса выяснить осведомлённость респондентов о наиболее распространенных идеологиях современного мира. Для этого учащиеся опрашивают представителей социальных групп, например, учителя, школьники старших классов, пенсионеры и пр. От каждой социальной группы опрашивается не менее чем по три представителя. Им предлагается ответить на вопросы: что Вы знаете об идеологиях: либерализма, консервативной, социалистической, социал-демократической, коммунистической, фашизме? Какой идеологии вы придерживаетесь?
Результаты заносятся в таблицу:
Название идеологии |
1 представитель |
2 представитель |
3 представитель |
либеральная идеология. |
|||
Консервативная идеология. |
|
||
Социалистическая |
|||
Социал-демократическая идеология. |
|
||
Коммунистическая идеология. |
|
||
Фашизм. |
|||
Идеологические предпочтения. |
(например) Социал-демократическая идеология |
(например) Коммунистическая |
(например) Либеральная. |
Результаты опроса обрабатываются, анализируются по плану:
- Количество опрошенных.
- Социальная группа.
- Сторонников той или иной идеологии.
- Типичные ответы.
- Наиболее содержательный ответ.
- Необычный ответ
Итоговый анализ моет включать сравнительную характеристику сторонников различных идеологий по социальному признаку.
Тема “Социальная структура и социальные отношения” §17. Ч.2.
Исследование проводится после теоретического (рассказ преподавателя) изучения вопроса “Изменения социальных отношений”. Оно завершается беседой с учащимися на такие вопросы: что такое социальная дифференциация населения, неизбежно ли расслоение общества на богатых и бедных, существует ли нечто положительное в этом процессе?
Далее класс делится на группы по три-четыре человека. Каждая группа получает задание опросить определённую социальную группу по следующим вопросам:
а) как вы относитесь к тому, что у нас появились люди, имеющие миллионы? (использован вопрос из задания 6 стр. 208 учебника.), варианты ответа:
- ничего не имеют против,
- согласны, если деньги заработаны честно,
- заработать честным трудом невозможно.
- другие ответы.
б) считаете ли вы, что богатые должны поделиться с бедными? (Ответ “да” или “нет”)
в) каким образом они должны это сделать?
г) если богатые не захотят поделиться с бедными своими доходами, то какие меры и кто должен предпринять по отношению к богатым?
Учащимся предлагается опросить следующие социальные группы: (страты)
1 группа. Учащиеся учебного заведения – одноклассники (сокурсники).
2 группа. Старшекурсники.
3 группа. Преподаватели.
4 группа. Пенсионеры.
5 группа. Продавцы лотков и киосков на улицах
6 группа. Случайные прохожие.
7 группа Технические работники учебного заведения, лаборанты
8 группа. Школьники средних классов.
9 группа. Младшие школьники.
10 группа. Работники правоохранительных органов.
Обработка полученных данных производится следующим образом:
а) Сгруппировать ответы на вопрос: как вы относитесь к тому, что у нас появились люди, имеющие миллионы? в соответствии с ответами, полученными академиком Т.Заславской (задание 6 на стр.208 учебника):
- ничего не имею против,
- согласны, если деньги заработаны честно,
- заработать большие деньги честным трудом невозможно,
- против появления толстосумов.
б) вычислить процентное соотношение полученных ответов.
в) сравните полученные результаты с результатами исследования Т.Заславской.
г) сделайте выводы.
Тема “Молодёжь в современном обществе”. §18. Ч.2.
Учащимся предлагается составить сборник “Пособие для взрослых”. Создаются две группы, которые должны подготовить альтернативные варианты сборника.
В этом пособии вы должны указать:
Модно – не модно.
- Одежда.
- Музыка.
- Свободное время.
- Увлечения.
- Кино.
- Книги и журналы.
- Еда, напитки.
- Словарь молодёжных слов и выражений.
Для составления сборника провести анкетирование сокурсников (одноклассников)
Если занятие проходит в среднем специальном учебном заведении, другие группы проводят опрос первокурсников и преподавателей:
- “Легко ли быть первокурсником?” Назовите главные (не менее четырех) проблемы первокурсника.
- Студент первого курса глазами преподавателя. Словесный портрет.
Список литературы.
- Дереклеева. Научно-исследовательская работа в школе. М. “Вербум-М” 2001.
- Калашникова Н.Г. Содержание и методы подготовки и повышения квалификации учителя начальных классов в области формирования у школьников умений самостоятельной учебной деятельности. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М. 2002.
- Соловьёва Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению результатов. (Для студентов и аспирантов). М. АПК и ПРО.2000.