Физика - удивительная вещь:
она интересна, даже если
в ней ничего не понимаешь.(М. Аров)
1. Вводное занятие - 2 часа.
1. От лучины до лампочки.
2. Удивительный мир электрических явлений.2. Элементарные представления о природе электрических явлений - 3 часа.
1. Простая электрическая цепь. Условные обозначения элементов цепи.
2. Устройство элементов цепи.3. Практическая работа "Изготовление макета домика с подсветкой".
Тема 1:
Занятие 1. " От лучины до лампочки".
Выключен свет, горят лучины, и начинается
рассказ:
Древний лес. Раннее утро. Люди, одетые в шкуры,
вышли из пещер за съедобными растениями. Долго
бродили они по лесу - искали. Каждый день им
приходилось собирать только то, что давала
природа.
Однажды на них напали враги. Лишь двое из всего
племени тогда спаслись, отец и сын. Они
спрятались в дупле большого дерева, дождались
ночи и ушли от опасного места.
Шли они, шли и пришли к пещере. Там жили добрые
люди. В пещере горел костёр, и было тепло.
Мальчик впервые увидел костёр. Он очень
испугался. А отец видел огонь раньше, в грозу,
когда молния пронзила дерево, и оно загорелось.
Отец успокоил сына.
Потом гостей усадили есть. Отец жадно схватил
большой кусок зажаренного мяса и завыл:
-Горячее. Но хозяева дружно закивали: мол, ешь, не
бойся.
Но отец есть не стал. А мальчик съел, и силы быстро
вернулись к нему. Вскоре и отец привык к горячей
пище.
Много дней прожили в пещере отец и сын. Они
научились добывать огонь. Ударишь одним камнем о
другой - высекутся искры. Клочка сухого мха
хватит, чтобы развести костёр.
Однажды взяли отец и сын камни, из которых
высекаются искры, и пошли себе прибежище искать.
Нашли. А костёр развести не сумели - камни
потерялись.
Отец из сил выбился, много других камней
перепробовал, но ни одной искры не высек. То были
совсем другие камни. От них не отскакивали искры,
камни лишь чуть мялись от удара.
Пришлось отцу и сыну возвращаться к добрым людям
в пещеру. Без огня, без горячей пищи они уже не
могли жить - привыкли.
Сегодня мы с вами живём в мире вещей. Повсюду нас
окружают вещи. Их тысячи и тысячи. Шкаф, стол, стул
- что угодно.
Вот передо мной коробок спичек. Они обыкновенные.
И всё же они удивительны!
Например, Пушкин спичек не видел. Огонь, когда
зажигали едва ли не по первобытному - высекали из
камня искру либо тёрли угольный трут. В годы,
когда была написана "Сказка о рыбаке и
рыбке", в мире появились фосфорные спички.
Они легко вспыхивали, но запах от них шёл
удушающий. Никто не хотел даже в руки брать эту
гадость.
30 лет придумывали и, наконец, придумали новые
спички. 4 химических элемента соединились в
спичечной головке. Но для огня их мало. Всё равно
фосфор нужен.
Тогда фосфором обмазали край коробки. Получилась
всем знакомая чиркалка. Спичка чиркнет по ней и
загорится без запаха. Фосфор - то на коробке
остался.
И сегодня мы с вами собрались для того, что бы
попытаться ответить на ряд вопросов:
Что? Почему? Зачем? и Где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт
А почему огонь горит?
На этот вопрос ответил гениальный учёный
Антуан Лавуазье. Он раскрыл тайну, разгадку
которой искали не одну тысячу лет.
Оказывается, так соединяется с некоторыми
химическими элементами кислород. При этом
выделяется тепло и свет. А мы видим огонь.
Кислород есть в воздухе. Поэтому горение
возможно только на воздухе. Костёр, например,
горит ярче, если его обдувает ветер. Почему?
Раньше, когда не было электрических лампочек, в
домах по вечерам горели свечи. А гасили их
специальными колпачками, которые опускали на
пламя. Почему?
Как горит огонь, одним из первых объяснил Майкл
Фарадей.
Однажды учёный присутствовал в замке герцога.
Говорили о науке. Герцог не поверил, что алмаз
горит, так как он всего на всего углерод. Учёный
быстро разубедил его. Он легко
продемонстрировал, как углерод соединяется с
кислородом. В результате алмаз исчез.
-Мой алмаз испарился,… промолвил герцог
- Не испарился, а сгорел, - поправил его Фарадей.
Конечно, время не стоит на месте и 11февраля 1847
года в маленьком городке Милане, в состоятельной
семье родился Томас Эдисон. Начальное
образование Томас получил дома - его мать
работала учительницей. В обычной школе мальчик
учился недолго, несмотря на тягу к знаниям.
Постоянные опыты и бесчисленные вопросы
доводили его учительницу до белого каления. И
Томаса с треском выгнали из школы.
Для проведения опытов и экспериментов нужны были
деньги, и родители решили , что мальчик должен
заработать их сам. И он заработал! В 12 лет Томас
начал продавать газеты и журналы в поездах.
Скопив небольшой капитал, он нанял (в13 лет) 4-х
помощников. Мало этого - начал издавать свою
"поездную" газету "Магистральный
вестник". Жажда нового, необычного заставила
его стать телеграфистом. Работая на телеграфе, в
следующие 7 лет Эдисон получил 68 патентов на
буквопечатающие аппараты и другие устройства.
Из многих сотен изобретений Т.А. Эдисона одно
прославило его на все времена.
Лампочка "на все времена".
Впервые свет электрической дуги увидел русский
физик В.В.Петров в 1802 г, а первую пригодную для
пользования лампу - "русский свет" - создал
П.Н. Яблочков в 1873г.
А Эдисон сумел в высокой степени всё
усовершенствовать. Лампа Эдисона горела
непрерывно сначала в течение 45 часов, а потом до
300часов. Это Эдисон придумал винтовой винт -
патрон. А ещё он изобрёл выключатель, плавкий
предохранитель и счётчик электроэнергии.
Триумфом Эдисона стала Международная выставка в
Париже 1889г., где его экспонаты были расположены в
17 отделах. Он был награждён крестом Почётного
легиона. Но до конца жизни знаменитый
изобретатель работал по 18-20 часов в сутки! Он
почти потерял слух в 14 лет, но и это не мешало ему
работать и встречать делегации. Его повсюду
сопровождал друг телеграфист. Эдисон говорил, а
он молоточком отстукивал ему по спине, используя
азбуку Морзе.
А чтобы убедиться в уникальном явление -
лампочке, давайте её испытаем:
Опыт.
- Для этого нужно два желающих (желательно
разных весовых категорий).
Лампочка помещается в банку из-под майонеза, 1-ый
учащейся становится на неё (на обуви не должно
быть соринок), затем 2-ой демонстрирует, тоже -
самое.
Лампочка остаётся, цела и невредима!
Домашнее задание: подумайте, почему так?
Занятие 2. "Удивительный мир электрических явлений".
Ум заключается не только в Знании,
но и в умении применять Знания.(Аристотель.)
На доске: Солнце, Земля, лампочка, свеча, камень, деревянная палка, портрет учёного Вольта.
Приборы: две бутылки с водой, 3-х литровая банка, свечи, листочки и нитки для парашютов.
Практическая часть:
Девизом нашего сегодняшнего занятия пусть
послужат слова Аристотеля (на доске).
И так на предыдущем занятие мы с вами говорили о
возникновение огня и законе горения.
Сейчас я продемонстрирую несколько опытов, а вы
попытайтесь ответить на несколько вопросов.
1. Весь ли воздух сгорает?
Опыт:
- свеча в чаше с водой
- зажечь
- накрыть банкой
- вода свободна подтекает
- отметить уровень воды
- свеча горит, затем гаснет
- вода поднимается на 1/5 начальной высоты столба воздуха в банке.
- почему?
- Свеча горела, расходовала только часть
воздуха в банке, т.е. кислорода, который
составляет 1/5 часть воздуха. Когда кислород
кончился, пламя погасло, и давление воздуха
снаружи загнало воду в банку.
Кислород является частью воздуха, которая
необходима людям для жизни и дыхания. Оставшаяся
часть воздуха это в основном азот.
2. Какая бутылка издавать будет более высокий звук, если по ней постучать ложкой?
-Бутылка с меньшим количеством воздуха внутри. Продемонстрировать: две бутылки -одна полностью заполнена водой, другая наполовину.
3. Какой парашют опускается быстрее?
Сделать модели парашютов: у одних в основание
четырёхугольник, у других треугольник.
(Маленький парашют опускается быстрее, т.к. под
его колпаком находится меньше сжатого воздуха.)
Теоретическая часть:
1. Молодцы, вы правильно ответили на
поставленные вопросы. А сегодня я бы хотела у вас
спросить вот о чём: вы видите, что нам с доски
улыбается солнышко
- А что вы знаете о нём?
Солнце - звезда, ближайшая к Земле. Без Солнца нет
жизни на Земле.
Масса в 1300000 раз больше массы Земли.
Солнце - газовый шар; превращает материю в
энергию, но это не горение.
На землю солнце льёт лучи.
Они светлы и горячи.
Хоть двери закрывай на ключ,
К тебе придёт радиолуч.
Ты на рентген - пришёл к врачу.
Направят сквозь тебя лучи.
Не видно солнца из-за туч-
Согреет инфракрасный луч.
Луч радио и луч свечи
Одной природы все лучи
Так что ж это такое - луч?
Быть может, в нём к природе ключ.
Не нитки тонкая, льняная -
Луч света - вот она, прямая!
2. А сейчас обратите внимание на доску - что объединяет эти предметы?...
а) первым осветительным прибором, который
использовал человек, была горящая деревянная
палка, которую доставали из костра.
б) первой лампой служил камень с углублением,
ракушка или череп, наполненный животным или
рыбьим жиром в качестве топлива и с фитилём из
тростника, камыша или шнура, сплетённого из
древесного волокна.
в) свечи появились тоже давно - это грубые
цилиндры из воска или др. жирного вещества,
окружавшего фитиль из древесного волокна или
кусочка скрученной ткани.
г) и, наконец, лампочка по началу щепки
определённых сортов деревьев вставляли в
отверстия в стене; и они горели медленно. Сучья
сосны использовались в качестве факела. Животный
жир помещали в выбоины в камнях и клали туда
фитиль изо мха. Так родились масляные лампы.
В 1859 году была открыта нефть, и получили керосин
(если подогреть нефть). Его - то и начали
использовать в керосиновых лампах.
Ну, а сегодня у нас в доме повсюду электрические
лампы.
3. Итак, электричество. Что же это такое?
Движущийся заряженный поток.
"Электр" - произошло от греческого слова "
электрон" - "янтарь" т.к. в 600г. до н.э.
греки знали, что если потереть янтарь, то он
способен притягивает к себе маленькие кусочки
пробки и бумаги.
Познание электричества можно построить в виде лестницы:
- 1673 г. Геррик, подержал руку у вращающегося
шарика, получил большой разряд.
- Мы с вами тоже можем получить электричество - потереть ручку о голову и приблизить к бумаге.
- 1729 г. Открыты проводники - металлы, которые
хорошо проводят ток, и изоляторы - стекло,
сера, янтарь, воск .
- Т.Б. при работе с током.
- 1733 г. Фарадей открыл положительные и отрицательные электрические заряды
- 1800 г. Александро Вольт изобрёл батарею.
- Это изобретение дало людям первый постоянный и надёжный источник энергии и повлекло за собой все важные открытия в этой области
А теперь давайте разберём строение лампочки.
Домашнее задание: зарисовать строение лампочки.
Тема 2:
Занятие 1. "Простая электрическая цепь. Условные обозначения элементов цепи".
Практическая работа.
Вычерчивание условных обозначений элементов цепи и её схемы.
Оборудования и учебные пособия: батареи, лампочки, ламповые патроны, выключатели, соединительные провода, таблица " Условные изображения элементов электрической цепи".
Ход занятия.
1. Вопросы:
- почему во время работы электромонтёры пользуются резиновыми перчатками и инструментами, покрытыми резиной или пластмассой?
- почему мокрыми руками нельзя включать или выключать электрические приборы: утюги
плитки, телевизоры.
2. Игра "Веришь, не веришь" (проводники и изоляторы).
3. Представление об электрической цепи и её элементах.
Сегодня мы с вами познакомимся и узнаем,
из каких частей, или как говорят, элементов
состоит электрическая цепь. Чтобы получить
электр. ток, необходим источник электрической
энергии, его называют источником тока.
Простейшим источником тока служит батарейка
карманного фонарика.
Найдите у себя на столе батарейки и поднимите их.
Есть и др. источники тока. Какие вы знаете?
После обобщение: аккумулятор в автомобиле,
батарея в радиоприёмнике, огромная машина на
электростанции - всё это источники тока.
Источники тока - это один элемент цепи, другой -
тот, в котором электрическая энергия
превращается в тепловую, световую, механическую
энергию.
Найдите на столе потребитель тока ( лампочку)
Назовите другие потребители
Это электрические лампочки, утюги, плитки,
электрические двигатели.
Итак у нас есть лампочка и батарейка. Что надо,
чтобы по лампочке пошёл ток?
Ещё один элемент - провода, их роль соединять
между собой другие элементы цепи.
Четвёртый элемент цепи - это выключатель, его
назначение - управлять работой цепи. С помощью
выключателя прерывается замкнутый путь тока.
Все перечисленные элементы обязательно
присутствуют в любой электрической цепи.
А теперь давайте соберём простую электрическую
цепь.
4. Условные обозначения.
Прежде, чем собрать цепь, её вычерчивают.
Каждый элемент имеет своё условное обозначение.
Вывешивается таблица с условными обозначениями.
Перечертить в тетрадь.
Ознакомление с правилами вычерчивания схемы
цепи.
Задание: начертить схему собранной цепи.
Для тренировки в запоминании условных
обозначений элементов цепи можно провести в
классе игру в "Домино". Игра состоит из
"косточек" домино, на которых показаны
обозначения элементов цепи. Условные
обозначения могут быть начерчены на листе
ватмана и вырезаны.
На каждую парту кладётся набор "косточек"
домино. Собрать различные варианты схем
электрической цепи.
Изменить расположение "косточек" домино в
собранной цепи так, чтобы источник тока ,
выключатель и лампочка находились на одной
прямой.
Сколько решений имеет задача? (6)
Занятие 2. " Устройство элементов цепи".
Лабораторная работа. Простая электрическая цепь.
Оборудование: источники тока, лампочки, выключатели, провода, кусочки алюминиевой проволоки, нитки.
Ход занятия.
1. Вопросы.
Что называется электрической цепью?
Какие потребители электрической энергии имеются в ваших квартирах?
2. Устройство элементов цепи
а) батарейка карманного фонаря имеет 2 вывода: их называют полюсами источника тока. К ним присоединяются провода.
Таблицы - устройства батарейкиб) лампа - см. ранее. Чтобы включить лампочку в цепь, её ввинчивают в патрон. Внутри патрона есть два металлических контакта - один касается основания цоколя лампы, другой присоединяется к винтовой нарезке. Эти контакты соединены с зажимами.
в) выключатель имеет подставку, к которой крепятся 2 пластины, эти пластины имеют 2 клеммы, с помощью которых включаются в цепь.
3. Выполнение лаботарорной работы по парам.
Инструкция к выполнению работы написана заранее на доске.
Инструкция к выполнению работы.
а) собрать электрическую цепь по схеме:
лампочка, выключатель, провода
б) замкнуть выключатель. Что происходит с
лампочкой? Почему?
в) заменить один из проводников ниткой. Замкнуть
выключатель. Что происходит с лампой? Почему?
г) заменить нитку алюминиевой проволокой. Что
происходит с лампочкой? Почему?
д) при замкнутом выключатели вывернуть немного
лампочку из патрона. Что с ней происходит? Почему?
е) ввернуть лампочку. Ослабить клемму
выключателя так, чтобы лампочка не горела. Почему
не горит?
ж) какие неисправности могут быть в собранной
цепи?
Выполнение такой работы, отыскание неисправностей в цепи подготавливает учащихся к изготовлению простых электрифицированных игрушек или моделей из набора электро-конструктора.
Занятие 3. Практическая работа "Изготовление макета домика с подсветкой".
Оборудование: картон, цветная бумага, карандаш, линейка, ножницы, батарейка, провода, лампочка на подставке, выключатель.
Ход занятия.
1. При повторении учащиеся вспоминают назначение элементов электрической цепи, их устройство, схему электрической цепи.
2. Выполнение практической работы.
Сегодня на уроке мы с вами изготовим домик, окна которого будут светиться. Как это можно сделать?
А - по шаблону вырезать домик и окна в нём, сделать прорези для дверей.
Б - вырезанные окна заклеить прозрачной цветной бумагой
В - склеить домик
Г - собрать электрическую цепь , состоящую из источника, выключателя, лампы и проводов
Д- источник тока и лампу поместить внутри домика, а выключатель - снаружи
Е - включить выключить свет в домике
Лучшие работы на выставку.
Домашнее задание: изготовить игрушку "Чудо-печка" и т.д.