Тема: Определение рода у имен существительных.
Цель: научить определять род у имен существительных. Развивать орфографическую зоркость, память, внимание. Повторить словарные слова, нахождение грамматической основы. Воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопонимания.
Оборудование: картина форта, рисунки факелов, карточки со словарными словами, предметные картинки, памятка, шкатулка.
Ход урока.
-
Учитель: Ребята, мы с вами очень часто совершаем
различные путешествия. Вот и сегодня мы
отправимся в форт. Как вы думаете, а что такое
форт?
- Работа в тетрадях.
- 1. Письмо по памяти.
- Физминутка.
- В нашем форте остались неосвещенными самые дальние башни. В этих башнях живут в неволе животные.
- Самостоятельная работа.
- Домашнее задание.
Илья: Это как форт-Боярд.
Саша: Я думаю, что это крепость.
Учитель: В толковом словаре и в словаре иностранных слов объясняется значение этого слова. Послушайте, я зачитаю. (Учитель зачитывает значение этого слова по толковому словарю).
Учитель: Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, с какой целью я его прочитала?
Чтобы форт покорять,
Надо память развивать.
Дружным коллективом быть,
Орфограммы находить.
Существительные в тексте указывать,
Род у них определять.
Катя: Я думаю, что все это мы будем сегодня выполнять на уроке.
(Дети высказывают свои мысли).
Учитель: Я с вами согласна. Вы назвали цели нашего урока, а тему урока правильно определила Аня. Во время нашего путешествия, мы будем зажигать факелы над башнями. Оцениваться будет дружная работа всего класса.
Учитель: Откройте тетради, запишите число, выделите орфограммы. Ведет Коля. (Коля проговаривает, находит орфограммы, выделяет их, доказывает). Молодцы. Зажигаем факел над первой башней.
Олег: Я думаю, сейчас мы будем развивать память, потому что в стихотворении есть строчки “Надо память развивать”.
Учитель: Да, я с тобой согласна.
(На доске записаны два предложения и закрыты)
Пушистый иней украсил дерево.
В чащу леса пришла медведица.
Учитель: Внимание! Записываем предложение по памяти и выделяем орфограммы.
2. Работа в парах. Взаимопроверка.
Учитель: Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте и поставьте ему оценку за списывание по памяти. Я открываю предложения, а вы проверяете.
Подводим итог: поднимите руки кто получил “5” и “4”.
Молодцы!
Учитель: Что интересного, вы заметили в этих предложениях?
Ваня: Эти предложения относятся к одной теме “Зима”.
Аня: Я думаю, что все слова можно разделить на две группы. В одну группу существительные, а остальные в другую. (Дети высказывают еще свои мнения).
Учитель: Подчеркните существительные одной чертой. На какие еще группы их можно разделить.
Артур: Они разного рода, поэтому можно разделить их по родам.
Учитель: Да! Сегодня на уроке мы научимся определять род у существительных. Мы будем использовать слова помощники.
он, мой она, моя оно, мое
м.р. ж.р. ср.р.
(Дети определяют род у существительных и доказывают).
Учитель: Интересно, а как определить род в словах леса, чащу.
Катя: Я думаю, что нужно поставить их в ед. число: лес – (он) – м.р., чаща – (она) – ж.р.
Учитель: Хорошо! Мы с вами осветили еще одну башню. Никита предлагает сделать сегодня физминутку под музыку. Он сыграет на флейте.
Ира: А давайте, выполним задание и выпустим их на волю.
Учитель: Нужно этих животных разделить на три группы и записать их в три колонки
м.р. ж.р. ср.р.
и доказать почему!
Ласточка, ворона, л-сица, сн-гирь, за-ц, щ-нок, п-льто.
(Дети записывают, доказывают).
Соня: А слово пальто лишнее, это ловушка. Ведь мы записываем животных, а пальто относится к теме одежда.
Учитель: Молодец! А некоторые ребята записали это слово.
Давайте проверим, как вы определили род.
Илья: Я заметил, что все эти слова – словарные.
Учитель: Освещаем и эту башню и выпускаем животных на волю.
Паша: А с этими словами можно составить предложение.
Учитель: Хорошее задание. Составьте самостоятельно предложение и выделите в вашем предложении грамматическую основу.
Проверка.
(Ребята зачитывают свои предложения и называют основу).
Аня: Шустрый заяц убежал от хитрой лисицы.
Учитель: У вас на парте у каждого карточка с картинкой. Какое можно выполнить задание? (Ребята предлагают свои варианты). Я согласна. Да! Найдите существительные и определите у них род.
Оля: А можно я их разделю на три группы.
Учитель: Да, можно.
Итог урока.
Можете ли вы сказать, что узнали на уроке что-то новое?
Аня: Да, могу. Я уже немного могла определять род, а сегодня я научилась правильно его определять.
Учитель: А как определить род у существительных? (Дети отвечают).
Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплемент и сказали молодец?
Максим: Я бы вам сказал комплемент, за интересное путешествие и Ане, и Кате.
Учитель: Спасибо. Я думаю, что комплемент можно сказать и всему классу за дружную работу. А в награду подарить содержимое шкатулки. А что в ней может быть?
Артур: Наверное, клад.
Учитель: Давайте этот клад подарим нашим гостям учителям и всем детям.
(Учитель дарит из шкатулки всем вырезанные снежинки).
Соня: В.М.! А можно я подарю вам свой клад.
Учитель: Спасибо. Можно. Наш форт освещен факелами, значит в нем светло и уютно, а наш урок цели достиг. Молодцы!