"Определение рода у имен существительных" (2-й класс). Развивающая система Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: Определение рода у имен существительных.

Цель: научить определять род у имен существительных. Развивать орфографическую зоркость, память, внимание. Повторить словарные слова, нахождение грамматической основы. Воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопонимания.

Оборудование: картина форта, рисунки факелов, карточки со словарными словами, предметные картинки, памятка, шкатулка.

Ход урока.

  1. Учитель: Ребята, мы с вами очень часто совершаем различные путешествия. Вот и сегодня мы отправимся в форт. Как вы думаете, а что такое форт?
  2. Илья: Это как форт-Боярд.

    Саша: Я думаю, что это крепость.

    Учитель: В толковом словаре и в словаре иностранных слов объясняется значение этого слова. Послушайте, я зачитаю. (Учитель зачитывает значение этого слова по толковому словарю).

    Учитель: Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, с какой целью я его прочитала?

    Чтобы форт покорять,

    Надо память развивать.

    Дружным коллективом быть,

    Орфограммы находить.

    Существительные в тексте указывать,

    Род у них определять.

    Катя: Я думаю, что все это мы будем сегодня выполнять на уроке.

    (Дети высказывают свои мысли).

    Учитель: Я с вами согласна. Вы назвали цели нашего урока, а тему урока правильно определила Аня. Во время нашего путешествия, мы будем зажигать факелы над башнями. Оцениваться будет дружная работа всего класса.

  3. Работа в тетрадях.
  4. Учитель: Откройте тетради, запишите число, выделите орфограммы. Ведет Коля. (Коля проговаривает, находит орфограммы, выделяет их, доказывает). Молодцы. Зажигаем факел над первой башней.

    Олег: Я думаю, сейчас мы будем развивать память, потому что в стихотворении есть строчки “Надо память развивать”.

    Учитель: Да, я с тобой согласна.

  5. 1. Письмо по памяти.
  6. (На доске записаны два предложения и закрыты)

    Пушистый иней украсил дерево.

    В чащу леса пришла медведица.

    Учитель: Внимание! Записываем предложение по памяти и выделяем орфограммы.

    2. Работа в парах. Взаимопроверка.

    Учитель: Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте и поставьте ему оценку за списывание по памяти. Я открываю предложения, а вы проверяете.

    Подводим итог: поднимите руки кто получил “5” и “4”.

    Молодцы!

    Учитель: Что интересного, вы заметили в этих предложениях?

    Ваня: Эти предложения относятся к одной теме “Зима”.

    Аня: Я думаю, что все слова можно разделить на две группы. В одну группу существительные, а остальные в другую. (Дети высказывают еще свои мнения).

    Учитель: Подчеркните существительные одной чертой. На какие еще группы их можно разделить.

    Артур: Они разного рода, поэтому можно разделить их по родам.

    Учитель: Да! Сегодня на уроке мы научимся определять род у существительных. Мы будем использовать слова помощники.

    он, мой она, моя оно, мое

    м.р. ж.р. ср.р.

    (Дети определяют род у существительных и доказывают).

    Учитель: Интересно, а как определить род в словах леса, чащу.

    Катя: Я думаю, что нужно поставить их в ед. число: лес – (он) – м.р., чаща – (она) – ж.р.

    Учитель: Хорошо! Мы с вами осветили еще одну башню. Никита предлагает сделать сегодня физминутку под музыку. Он сыграет на флейте.

  7. Физминутка.
  8. В нашем форте остались неосвещенными самые дальние башни. В этих башнях живут в неволе животные.
  9. Ира: А давайте, выполним задание и выпустим их на волю.

    Учитель: Нужно этих животных разделить на три группы и записать их в три колонки

    м.р. ж.р. ср.р.

    и доказать почему!

    Ласточка, ворона, л-сица, сн-гирь, за-ц, щ-нок, п-льто.

    (Дети записывают, доказывают).

    Соня: А слово пальто лишнее, это ловушка. Ведь мы записываем животных, а пальто относится к теме одежда.

    Учитель: Молодец! А некоторые ребята записали это слово.

    Давайте проверим, как вы определили род.

    Илья: Я заметил, что все эти слова – словарные.

    Учитель: Освещаем и эту башню и выпускаем животных на волю.

  10. Самостоятельная работа.
  11. Паша: А с этими словами можно составить предложение.

    Учитель: Хорошее задание. Составьте самостоятельно предложение и выделите в вашем предложении грамматическую основу.

    Проверка.

    (Ребята зачитывают свои предложения и называют основу).

    Аня: Шустрый заяц убежал от хитрой лисицы.

  12. Домашнее задание.

Учитель: У вас на парте у каждого карточка с картинкой. Какое можно выполнить задание? (Ребята предлагают свои варианты). Я согласна. Да! Найдите существительные и определите у них род.

Оля: А можно я их разделю на три группы.

Учитель: Да, можно.

Итог урока.

Можете ли вы сказать, что узнали на уроке что-то новое?

Аня: Да, могу. Я уже немного могла определять род, а сегодня я научилась правильно его определять.

Учитель: А как определить род у существительных? (Дети отвечают).

Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплемент и сказали молодец?

Максим: Я бы вам сказал комплемент, за интересное путешествие и Ане, и Кате.

Учитель: Спасибо. Я думаю, что комплемент можно сказать и всему классу за дружную работу. А в награду подарить содержимое шкатулки. А что в ней может быть?

Артур: Наверное, клад.

Учитель: Давайте этот клад подарим нашим гостям учителям и всем детям.

(Учитель дарит из шкатулки всем вырезанные снежинки).

Соня: В.М.! А можно я подарю вам свой клад.

Учитель: Спасибо. Можно. Наш форт освещен факелами, значит в нем светло и уютно, а наш урок цели достиг. Молодцы!