Театральная педагогика, на деле доказавшая свою состоятельность в воспитательно-образовательном процессе, в последние годы становится наиболее популярной. Причиной ее востребованности в дошкольных учреждениях являются не только внутренние резервы, но и условия социальной среды, требующие ненавязчивых, нестандартных методов воздействия на нравственную и образовательную сферы развития личности детей дошкольного возраста.
Вследствие многих причин в настоящее время малыши стали менее отзывчивыми и сострадательными, поэтому так важна работа, направленная на развитие нравственных чувств. Большую помощь педагогам в решении этой задачи оказывают методы театральной педагогики.
Занятие “Театральные уроки” разработано для детей подготовительной группы детского сада (6-7 лет).
Первая часть занятия – познавательная, вторая – направлена на развитие мыслительной и нравственной сфер развития личности дошкольника. Чему способствует выбор детьми направления в изменении концовки сказки. Здесь важна роль воспитателя, который, выслушав все версии ребят, подводит их к миролюбивому решению ситуации. В то же время, следя за ходом мыслей детей, наблюдая за их воплощением в образ, в котором они, прежде всего, играют “себя”, - педагог лучше поймет душевное состояние ребенка, его наклонности и способности.
Занятие “Театральные уроки” отнесено к разделу “познавательное развитие”, “мир в котором мы живем”.
Цель:
- Создать положительный эмоциональный настрой, приобщая детей к театральной культуре, уточнить представления детей о профессии “актер”, понятиях “мимика” и “жест”;
- Развивать фантазию, творческие способности, эмпатию, вербальные и выразительные невербальные средства общения;
- Учить пересказывать знакомую сказку, правильно передавая последовательность событий, узнавать сказку по сюжетным картинкам;
- Развивать коммуникативные качества детей;
- Воспитывать: культуру общения, понимание взаимопомощи, ответственности за порученное дело, послушание родителей, сострадание.
Материалы и оборудование: чемодан с атрибутами актерского ремесла (парик для Бабы – Яги), грим, накладной нос, платок (для девочки), зеркало, перчаточная кукла, Гном Вася, сюжетные картинки (5-6) к русской народной сказки “Гуси – лебеди” в обработке Л.Толстого; аудио – кассета “звуки леса”.
Структура занятия:
1) организационная игра;
2) беседа о профессии актера, понятиях “жест”,
“мимика”;
3) этюд “на лесной тропинке” с использованием
аудиозаписи;
4) “Сюрпризный момент” (появление Гнома Васи).
Обсуждение концовки сказки “Гуси-Лебеди”,
решение об ее изменении;
5)драматизация отдельного этюда сказки.
Пояснение к занятию
Педагог предлагает детям встать в круг, закрыть глаза и “узнать” звук, например, щелкнуть пальцами, потереть ладонь о ладонь и т.п., первоначально звуки подает воспитатель, а затем предлагает задать звук детям по очереди. (Данная игра способствует созданию эмоционального и делового настроя и сосредоточению внимания).
После игры дети садятся в круг и рассматривают содержимое чемоданчика, пытаются отгадать предназначение предметов, а также хозяина этого чемоданчика. После того как названа профессия “актер” воспитатель говорит о том, что профессии этой тоже надо учиться. Актеру помогают перевоплощаться в различных героев еще “жест” и “мимика”.
- Знаете, что такое “мимика”? (Ответы детей)
- Изменение нашего лица, а меняется оно с изменением настроения. Покажите, каким бывает ваше лицо, когда вы: грустите, удивляетесь, сердитесь, радуетесь и т.п. (Дети показывают).
- А теперь я вам что-то покажу, а вы попробуете угадать, что - же это значит. (Показывает жесты “тише”, “нет”, “да”, “до свиданья”, и т.д. дети называют)
- Может мне кто–нибудь из вас ответить, как называется язык на котором я с вами говорила? Это жесты. Язык жестов. Им пользуются только актеры? Нет. Он понятен и нам.
Затем дошкольникам предлагается закрыть глаза и прислушаться. В это время воспитатель включает фонограмму “звуки леса”. Детям предлагается “прогулка в лес” по узенькой тропинке, где они преодолевают (имитируют), различные препятствия (перешагивают, перепрыгивают, идут по бревнышку и. т.п.). А затем возвращаются в группу, где на дне чемодана “находят” сюжетные картинки к русской народной сказке “Гуси-Лебеди”.
Рассмотрев картинки, определив к какой сказке нарисовал их художник, дети располагают их последовательно и кратко пересказывают сказку.
Появляется Гном Вася. Он хочет узнать, зачем Баба-Яга украла Иванушку? Можно ли сделать ее доброй? Как?
После того, как дети найдут положительное решение в данной ситуации, педагог предлагает разыграть сцену задабривания Бабы-Яги, повторяется несколько раз (по желанию детей).
В заключение Гном Вася благодарит детей за их доброту, смекалку, интересную игру и просит вернуть чемоданчик его хозяину – актеру. Дети складывают чемоданчик, а педагог обязуется его отнести по назначению.