Несколько лет назад педагогический коллектив гимназии, проектируя развитие учреждения, опираясь на традиции и существующие факторы развития, выбрал формирование разнонаправленной образовательной среды с целью создания условий для реализации и удовлетворения познавательных интересов, потребностей, склонностей личности ученика. Время показало, что путь, избранный нами, был правильным, а идеи имеют продолжение в программных документах развития образования России на современном этапе. Что это за идеи? На основе оптимального содержания гимназического образования - самоопределение учеников в отношении профилирующего направления собственной деятельности. А в конечном итоге - воспитание в личности способности реализовать свои замыслы в условиях информационного и коммуникационного пространства.
Переход на профильное обучение в гимназии начался в 1995 году. Выбранная модель профилизации представлена подвижными профильными группами в 7-9 классах и стабильными по составу - в 10-11 классах. Профильные предметы учащиеся изучают в составе гомогенных групп, созданных на параллели, а базовые – в составе класса. Одним из важных аспектов формирования гомогенных групп, на наш взгляд, является технология их организации. Практика показала, что при создании профильной группы невозможно руководствоваться только интересами и желаниями ребенка, необходимо учитывать и специальные познавательные способности. Исследования интеллектуальных способностей, мотивационной сферы социально-психологическая служба проводит в шестом классе, с помощью опросника, заполняемого учителем и самим учащимся, определяет уровень познавательной активности, учитывает рекомендации и замечания учителей предметников, которые оценивают глубину знаний ученика, умение оперировать знаниями, скорость усвоения учебного материала, интерес к данному предмету, - это позволяет прогнозировать успех обучения в той или иной профильной группе, и последнее, проводит анкетирование родителей. Известно, что отношение к учению, направленность и сила познавательного интереса во многом определяется в семье. По результатам всех методик с учетом желания самих учащихся на начало седьмого класса формируются профильные группы. Порою научно-методический совет по итогам диагностики корректирует план развития. Так, в этом учебном году у 38% шестиклассников преобладают лингвистические способности, и вместо прогнозируемой одной психолого-лингвистической профильной группы в седьмом классе мы открываем две группы. В ходе обучения в подвижной профильной группе ученик имеет право поменять направление своей деятельности от одного до двух раз в год. Насколько диагностика и психолого-педагогическое сопровождение будут эффективными, настолько будут минимальными смены профиля. По итогам 2002-2003уч.г. 3,9% девятиклассников изменили профиль (два человека из 51 обучающегося).
Составляющими организации профильного обучения являются: психолого-педагогическое сопровождение направлений обучения, промежуточная аттестация через экзаменационные сессии два раза в год, итоговая аттестация через реальный выбор учениками профильных и вариативных курсов, научно-исследовательская работа учащихся, учителей, профориентация. Профилизация требует, прежде всего, новых подходов, а для этого необходимо решать вопросы нормативно-правовой базы, программно-методического и материально-технического обеспечения, совершенствовать систему повышения квалификации кадров.
При разработке содержания профильного обучения мы предусматриваем дифференциацию и возможность построения гимназистами индивидуальной образовательной программы. В содержании профильного обучения выделяются компоненты “рис. № 1”:
- базовые общеобразовательные курсы: математика, русский язык, иностранный язык, информатика, физкультура и др. Проблематичным остается введение интегрированных курсов естествознания и обществознания как непрофильных в 10-11 классах: с одной стороны, при их введении будет снята учебная перегрузка, с другой стороны, каждый школьный предмет опирается на соответствующую отрасль научного знания, имеет свою логику развертывания, специфику содержания, традиции преподавания, а сокращение учебного материала может обернуться профанацией изучения той же химии или биологии;
- профильные курсы, обязательные по выбранному учащимися профилю;
- элективные курсы, которые также изучаются по выбору и входят в состав профиля и либо поддерживают изучение основных профильных курсов (например: “философия человека”, “English for science”), либо служат для внутрипрофильной специализации (“экология”, “психология и менеджмент”, “избранные вопросы математики” в социально- экологическом профиле);
- гимназический компонент по своему характеру - языковой и культурологический (“основы риторики”, “литературное краеведение”, “русское правописание”, “история мировых цивилизаций”, “история родного края”, “психология”, “ этика и этикет” и др.).
“Цели и задачи профильного обучения реализуются с помощью принципов, обусловленных личностно ориентированной парадигмой образования и воспитания, и отражают специфику профильного обучения” (из Концепции профильного обучения). В гимназии определены принципы организации обучения:
- вариативность,
- региональность,
- дифференциация,
- индивидуализация,
- преемственность.
- целостность,
- гуманизация и гуманитаризация.
Моделирование профильного обучения в нашем учреждении на современном этапе осуществляется по двум признакам: образовательная область (гуманитарный, социально-экологический, физико-математический профили), предмет труда (психолого-лингвистический профиль, военно-патриотический профиль).
На примере двух профилей попытаюсь показать основные подходы к проектированию профильного образования в гимназии.
Одним из сложившихся направлений профилизации гимназии является физико-математический профиль “рис. № 2” (до перехода в статус “гимназия” в школе успешно работали классы с углубленным изучением математики). Особенность подходов к структуре и отбору содержания заключается в том, что 5-7 классы – это подготовительный этап для углубленного и расширенного изучения предметов физико-математического профиля. С этой целью предлагается “Практикум по решению нестандартных задач”, “Геометрия для младших школьников”; 8-9 классы – углубленное изучение алгебры и геометрии и профильное – по физике. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы по окончании 9 класса он смог сделать сознательный выбор для дальнейшего обучения; 10-11 классы – профильные группы с выходом на элективные курсы и исследовательскую деятельность. В содержании образования на третьей ступени профиля представлены курсы: вычислительная математика и программирование, физика с элементами ОБЖ, алгебра и геометрия. Для внутрипрофильной специализации служат элективные курсы: конкурсные задачи по математике, современные проблемы физики, решение задач по планиметрии. Введены и специфические принципы обучения на данном профиле – многократность повторения с эффектом новизны, связь обучения с жизнью; теории с практикой, единства группового и индивидуального обучения. В перечень инновационных педагогических технологий, используемых в преподавании предметов физико-математического профиля, входят: технологии поэтапного формулирования умственных действий; технологии коллективного взаимообучения; деятельностного подхода; разноуровнего, проблемного обучения. Условием результативности профильного обучения считается и методическое обеспечение учебного процесса: учителя физико-математического профиля работают по 7 адаптированным и 10 скорректированным программам.
Гимназия постоянно осмысливает свой прежний индивидуальный опыт в организации профильного обучения и, реализуя заложенные в нем возможности, создает новое, исходя из обновляемых требований к профильному обучению. Так, естественно-экологический профиль преобразован в социально-экологический, а авиационно-инженерный – в военно-патриотический профиль.
Моделирование экспериментального психолого-лингвистического образования “рис. № 3” отражает традиции нашего инновационного многопрофильного учебного заведения, тенденцию его развития по гуманитарному вектору, расширяет виды образовательных услуг. Тем самым усиливается профессионально-ориентированная подготовка гимназистов и обеспечивается преемственность образования. Стратегия развития данного направления предусматривала консолидацию ресурсов гимназии и Иркутского государственного лингвистического университета в осуществлении личностно-ориентированного профильного обучения и региональной кадровой политики, что и произошло – гимназия вошла в Университетский учебно-научно-производственный комплекс.
Цель обучения на профиле сформулирована как коммуникативное развитие учащихся, формирование социокультурной билингвальной компетенции, подготовка на уровне международных тестов.
Наряду с общедидактическими принципами отбор содержания лингвистического образования строится на принципах коммуникативной направленности, мультилингвальности иноязычного образования, когнитивности, учета родного языка.
Реализация цели происходит на основе интенсивной методики, метода проектов, коммуникативно-когнитивной методики, моделирования учебно-речевых ситуаций.
Важным условием эффективности обучения на психолого-лингвистическом профиле определено материально-техническим обеспечением, в составе которого видео и аудиоматериалы, мультимедийные программы, Интернет, энциклопедические и справочные издания, словари. Гимназия выиграла малый грант в размере 1000$ по созданию единого информационного пространства английского языка в профильном обучении. Данный проект реализован при поддержке Совета по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) из средств, предоставленных Отделом Образовательных и Культурных Программ Госдепартамента США.
При организации профильного обучения встает проблема определения его результативности. Что выбрать в качестве показателей, как фиксировать их проявления? В качестве одного из показателей результативности выделили удовлетворенность ученика (а также его родителей) качеством учебного процесса. Выявить удовлетворенность можно прямым и косвенным способом. Прямой включает анкетирование, беседы с учащимися, методику незаконченных предложений, в ходе которых ученики должны дописать предложения: “чувствую себя беспокойно и неуверенно в профильной группе…”, “на профильном уроке мне нравится…”, “хочу изучать углубленно…”, “наиболее успешным себя чувствую при изучении…”, “хочу перейти в другую группу” и др. Косвенный способ включает наблюдения за учащимися на уроках и фиксацию их познавательной активности, стремление выполнить дополнительные задания. Вторым показателем результативности могут быть развивающиеся способности. Так, например, по исследованиям психологов, в лингвистической группе восьмиклассников показатели всех типов памяти, внимания и коммуникативности возросли, и в группе девятиклассников процесс развития идет также активно, кроме логической памяти – улучшений за год не произошло. В профильных группах выявлен достаточно высокий уровень интеллекта. Уровень усвоения содержания образования также выступает показателем результативности. В повышении качества усвоения содержания учебного материала значительную роль играет мотивация учащихся. Ведущими мотивами гимназистов являются: познавательный - 40%, состязательный - 35%, самоуважения - 32%. Слабо выражен внутренний мотив - 12%.
Важным мы считаем и отслеживание продвижения наших выпускников: из 92,5 % выпускников, поступивших в ВУЗы в 2000-2001 году, продолжили образование по выбранному профилю 65 %, а в 2001-2002 уч. г. из 94% - 80,8%.
Анализируя успехи и неудачи в реализации программы профильного обучения в нашей гимназии, мы приходим к заключениям:
- надежность системы профильного обучения определяется степенью сформированности интересов учащихся и степенью мотивации к получению образования;
- ранняя профилизация, проведенная через мощный диагностический блок, способствует формированию образовательного запроса, осознанному выбору профессиональных предпочтений;
- при организации профильного обучения необходимо исходить из реальных возможностей нашего региона;
- профильное обучение при отсутствии связей с вузами становится абстрактным;
- эффективность профильного обучения зависит от решения ряда проблем: отбора содержания образования по профильным и непрофильным дисциплинам, изучаемым в профильной группе; создания и введения в практику преподавания новых учебников, программ и пособий; формирования авторского учебного плана; организационного обеспечения функционирования профильных групп.
_____________________________________
Изучение проблематики декабризма на региональном материале.
Авторский курс “История родного края” ведется в 10-11 классах гимназии №9 на протяжении девяти лет. Одним из содержательных разделов программы курса является тема “Декабристы в Сибири”, материалы которого рассматриваются в контексте проблемы общественного движения в России в ХIХ веке и политической ссылки в Сибирь. Региональный материал служит средством конкретизации истории России, является звеном, способствующим более глубокому усвоению и закреплению знаний по данному историческому этапу и способствует формированию регионального самосознания гимназистов.
Педагогическая практика показывает, что, изучая исторические события, локализирующиеся на территории края, необходимо использовать краеведческий материал как основу темы. Поэтому начало каторги декабристов гимназисты рассматривают с прибытия в Сибирь революционеров, имена которых непосредственно связаны с Усольем. В первой партии государственных преступников, привезенных в Иркутск, были наиболее “опасные” - Евгений Петрович Оболенский и Александр Иванович Якубович, которых определили в Иркутский солеваренный завод. Ученики анализируют роль этих декабристов в восстании и пытаются оценить их вклад в революционное движение: Евгений Оболенский - один из самых активных участников восстания декабристов /“главный виновник возмущения 14 декабря”/, как характеризовал его следственный комитет. Его голос звучал на всех совещаниях в квартире Рылеева, за несколько дней до восстания он был избран начальником штаба, разрабатывал детали “начатия действия 14 декабря”. Он в числе первых явился на Сенатскую площадь. Решительный в своих действиях, он ранил штыком генерал-губернатора г. Милорадовича М.А., пытавшегося уговорить “мятежных” солдат, и остановил ударом сабли полковника лейб-гвардейского гренадёрского полка г. Стюрлера Н.К., который поспешил на Сенатскую площадь, чтобы воспрепятствовать своему полку присоединиться к восставшим.
За час до разгрома восстания Е. П. Оболенский был избран командиром восставших войск вместо не явившегося на площадь “диктатора” восстания С. П. Трубецкого. Трижды Оболенский пытался созвать военный совет, но было уже поздно. Верховный уголовный суд отнёс Оболенского к первому разряду преступников и приговорил “к смертной казни отсечением головы”. Главные обвинительные пункты против него были: “участвовал в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, по разрушении Союза Благоденствия установил вместе с другими Тайное Северное общество; управлял оными и принял на себя приуготовлять сочинение для содействия цели общества; приуготовлял главные средства мятежа, лично действовал в оном оружием с пролитием крови, ранил штыком графа Милорадовича; возбуждал других и принял на себя в мятеже начальство”.
По царской конфирмации 10 июля 1826 г. смертная казнь Оболенскому была заменена пожизненной каторгой, срок которой по манифесту 22 августа 1826 г. был сокращен до 20 лет, с последующим пожизненным поселением в Сибири.
Александру Якубовичу в восстании было поручено командовать гвардейским экипажем и захватить Зимний дворец. Но действия его носили двойственный характер: он то отговаривал Бестужева от решительных действий, то сам возглавил и повёл Семёновский полк, затем, сославшись на головную боль, исчез, потом появился снова.
В записках о вступлении на престол Николай I называет Якубовича “извергом во всем смысле слова”. А в обвинении, вынесенном Верховной следственной комиссией, говорится: “умышлял на цареубийство с вызовом на лишение жизни покойного государя и сверх того предложил брать жребий на убиение ныне царствующего императора, был на совещании общества и знал его тайны относительно бунта, хотя не был принят в оное, лично действовал в мятеже, участвовал в приготовлении оного..., во время мятежа присоединился к мятежникам, ободрял их и поощрял и пришёл с ними на площадь”. Осужденный по первому разряду на казнь с отсечением головы, Якубович по смягчению приговора был отправлен в Сибирь на вечные каторжные работы.
Зная, что каторжные работы на солеваренном заводе были отнесены указом Павла I в 1797 году к первому разряду, как “тяжкие”, учащиеся осознают суровость наказания, вынесенного Е.Оболенскому и А.Якубовичу. На занятиях старшеклассники знакомятся с ценным источником по пребыванию декабристов в Усолье - с воспоминаниями Е.П. Оболенского. Вот, что он пишет: “С Якубовичем мы прибыли на место назначения 30 августа... по прибытию на завод нас приняли в заводской конторе...”. Здание этой конторы сохранилось до нашего времени и находится на территории курорта. Экскурсия к историческому памятнику усиливает эффект проникновения в историю, повышает эмоциональную окраску происходящих событий. Об условиях каторжного труда учащиеся также узнают из воспоминаний: “...Я видел сам, как они (ссыльнокаторжные) возвращались с работы, покрытые с головы до ног соляными кристаллами, которые засыхали на волосах, на одежде, на бороде - они работали без рубашек - и каждая пара работников должна была вылить из соляного источника в соляную варницу известное число ушатов соляной влаги”. Окончательное распоряжение о назначении Оболенского и Якубовича на заводскую работу должен был определить горный начальник П.Крюков. “На другое утро после своего прибытия нас позвали к нему. Заводская полиция удалила от его дома всех посторонних лиц, и к нему во время этого свидания никого не пускали. Он нас принял не только ласково, но с таким вниманием, которое нас глубоко тронуло. После первых обычных приветствий разговор наш принял то направление полуоткровенное и не стеснительное для нас, которое ему умел дать образованный хозяин”. Размышляя над вопросами “Чем объясняется послабление со стороны горного начальника Крюкова к декабристам?”, “Почему “мятежников” так радушно встречали и в Иркутске?”, ученики выстраивают причинно-следственные связи, определяют взаимоотношения центральной власти и местных управленцев, анализируют отношение сибиряков к “обиженным” властями. Два месяца пробыли в Усолье видные деятели революционного движения, а затем их отправили в Нерчинские каторжные рудники.
При изучении этого периода внимание учащихся акцентируется на “каторжной академии” в Петровском заводе, где разногласия декабристов по философским и общественно-политическим вопросам не приводили к непримиримости и вражде. Их сближали идеи просвещения, они пришли к единодушному мнению о необходимости распространения среди народа знаний и идей высокой нравственности.
Слова М.Лунина: “Настоящее житейское поприще наше началось со вступления в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили”,- становятся эпиграфом к следующим занятиям: “Декабристы на поселении” и “Роль декабристов в освоении Сибири”. Развитие творческой активности обучаемых посредством решения исследовательско-познавательных задач при изучении данных тем реализуется через метод проектов. Используя исторические источники, учащиеся составляют личные досье В.Ф. Раевского, С.Г. Волконского, Б.Ф. Вольфа, П.А. Муханова, С.П. Трубецкого и др., характеризуют хозяйственный и семейный быт, занятия, интересы, увлечения, отношения с окружающими людьми разных социальных слоев и многие другие стороны жизни декабристов. Будни тридцатилетней жизни декабристов в Сибири становятся ближе, обогащают не только знания о первых революционерах, но и формируют гражданское мировоззрение старшеклассников. Благородный порыв, цельность характеров, несгибаемый дух изгнанников отмечают гимназисты в своих проектах. В одном из проектов ученики написали: “Декабристы и Сибирь...в связи этих слов история оставила нам память о самоотверженной работе изгнанников над освоением сурового края. Те из декабристов, кто остался в живых и был сослан в Сибирь, здесь в заключении продолжали своё героическое дело. Они занимались всесторонним изучением сибирской земли, в грандиозное будущее которой верили. Лучшие из них остались не только верными идеалу, с которым выступили на Сенатской площади, в изгнании они сумели осознать себя “основателями и устроителями лучшей будущности Сибири”.
Проблематика декабризма рассматривается и во внеурочное время. В образовательном учреждении создано Научное гимназическое общество, где члены секции истории работают над рефератами, тематика которых разнообразна: “Деятельность В.Раевского во время пребывания его в селе Олонки”; “Деятельность М.С.Лунина в сибирской ссылке”; “Воспоминания современников о декабристах”; “Дома Трубецких и Волконских в жизни иркутского общества”; “Роль женщин в судьбе декабристов” и другие. Наибольший интерес у учащихся вызывает прибытие в Сибирь и жизнь здесь жен декабристов. Одна из гимназисток исследовала тему “Подвиг жен декабристов как пример мужества и преданности семье”, в которой актуальность прописала так: “Сегодня мы с вами видим, как много рушится семей из-за бытовых проблем, болезней, отсутствия человечности, нехватки денег, в результате чего страдают дети. Многие из них бросают школу, становятся алкоголиками, наркоманами, из-за этого идут на преступления. Вызывают отвращение и непонимание матери, которые бросают своих детей на произвол судьбы, не заботясь об их здоровье и воспитании. Да, конечно, бывают жизненные ситуации, когда мать не может быть рядом по каким-либо причинам, но чаще всего их поступки неоправданны. Ребенок, брошенный родителями, озлоблен на весь мир, не способен принести обществу пользу. Может поэтому для нас так важно и имеет большое значение изучение жизни семей декабристов: их любовь и преданность, взаимопонимание и взаимопомощь достойны восхищения и уважения в наш жестокий век”.
Данные исследования обостряют внимание учащихся к факторам и явлениям окружающей действительности, помогают развитию их самостоятельного творческого мышления, новых умении и навыков.
Изучение проблематики декабризма на региональном материале способствует активизации мыслительной деятельности гимназистов, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.