Цели урока:
Образовательные – Познакомить учащихся с определением показательного уравнения и основными методами и приёмами решения показательных уравнений.
Развивающие – Сформировать умения и навыки решения несложные показательных уравнений. Продолжить развивать логическое мышление учащихся. Развить навыки самостоятельной работы. Развить навыки взаимоконтроля.
Воспитательные – Развить познавательный интерес к предмету. Развить творческие способности учащихся.
Оборудование урока: Кодоскоп, карточки с заданием, таблицы, меловые записи.
Тип урока: Комбинированный
Методические рекомендации
Для формирования мотиватиции познавательной деятельности учащихся использую систему проблемных вопросов, межпредметные связи. Адаптация материала к будущей профессиональной деятельности учащихся, студентов.
Преподаватель сообщает учащимся, что для изучения устройства и принципов работы подвижного состава необходимо умение пользоваться графическим материалом, чертежами.
А при изучении темs, связанной с электрическими установками, от учащихся требуется, чтобы они хорошо разбирались в графиках и их свойствах, умели преобразовывать графики этих функций.
Последовательность изложения.
I. Проверка усвоения учащимися пройденного материала через:
- индивидуальную работу с учащимися по карточкам.
- Устные упражнения.
- Проверка домашнего задания через кодоскоп
II. Изучения нового материала.
- Определение показательного уравнения.
- Способы решения показательных уравнений.
- Решение показательных уравнений.
III. Подведение итогов.
IV. Задание на дом.
V. Проверка знаний (самостоятельная работа).
Ход урока
- Организационный момент.
- Этап проверки домашнего задания.
Задача : подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие : проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид), организация внимания.
Задача : установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; установить пробелы в знаниях; совершенствовать знания, умение и навыки учащихся в области показательной функции.
Проверка домашнего задания через кодоскоп.
(а) Двое учащихся готовят домашние задание на пленке и проверяют через кодоскоп.
Карточка №1
Используя графики, найти корни уравнения:
(1\3)x= х+1
Карточка № 2
Используя график, найти корни уравнения:
3 х= 11–х
(б) Двое учащихся выполняют задания на месте по карточкам
Карточка №3.
С целью определения пробелов в знаниях.
Вычислите:
- 2 4\5 * 24\5
- ((4\5)–3)–4\5
- (16*25)1\2
- (5,1)0
- 16*2
- Сравните: (1\3) 1,4 и (1\3)1,28
- Сравните: 23\5 и 33\5
Карточка №4
Решение графических уравнений аналогичных домашним заданиям (1/2)х=х+3.
(в) С остальными учащимися проводится фронтальная беседа по пройденной теме. Следить за правильностью ответов: активизировать мыслительную деятельность учащихся, зрительную память.
Вопросы:
- Дайте определение показательных функций.
- Назовите основные свойства этой функции. Укажите, как эти свойства иллюстрируются графиком функции.
- Какие из этих функций являются показательными:
- Какие из показательных функций являются возрастающими и какие убывающими?
- Устная работа – актуализация знаний.
- Как эту степень представить в виде квадрата, какой–то другой степени.
А) у=2х
Б) у=(O 2) х
В) у=(х–2) 3
Г) у=х 2
Д) у=(п) х
Е) у=(–3) х
Ж) у=3 –х
А) у=5х
Б) у=(0,5) х
В) у=(O 2) х
Г) у=(2/3) х
Д) у=(7) –х
Е) у=(п) х
Ж) у=(1/3) х
Как степень представить в виде произведения двух степеней?
А) 3х * 3 1
Б) 5х * 3 2
В) 2х+3
Г) 7х+2
Вопросы:
а) Как можно упростить выражения?
б) Какое свойство степени мы применим?
в) А теперь мы применим эти свойства в обратном
порядке, т.е. справа налево.
9х=(32)х=(3х)2
25х=(52)х=(5х)2
16х=(42)х=(4х)2
81х=(92)х=(9х)2
49х=(72)х=(7х)2
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материла.
Задача: с помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к новой теме : “Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений”.
Преподаватель обращает внимание на уравнение 2х= 16 и плакат (таб.№1), где сделана запись терминологии урока. И предлагает учащимся указать, какое из названных терминов соответствует этому уроку.
Итог этапа III – формирование темы урока.
IV. Этап изучения нового материала.
Задача: дать определения показательного уравнения, способы их решения, добиться умения определять вид показательного уравнения, отработать навыки их решения.
На доске записано определение показательного уравнения. Вывешивается плакат “Простейшие показательные уравнения” (таб.№2). Рассматривается на конкретных примерах методы и приемы решений показательных уравнений.
1. Метод уравнивания показателей. Записывает на доске следующее уравнение: 22х–4=64. И с помощью вопросов подключает учащихся к активной работе.
Предлагаем учащимся по желанию выйти к доске и решить уравнение: 53х–2=510–х
Делаем проверку. Ответ: х=3
Предлагаем учащимся по желанию выйти к доске и решить уравнение: 5х2–5х+6=1
С помощью вопросов подключает учащихся к активной работе.
Делаем проверку. Ответ: х1=2; х2=3.
Преподаватель решает уравнение: 4х–1=33х на доске, подробно объясняя ход решения, с помощью вопросов подключая учащихся к активной работе.
Как вы думаете можно ли таким методом решить это уравнение? Придется искать другой метод. В чем заключается этот метод (логарифмирования).
Ответ: x=1/1–3log43.
2. Метод замены переменных.
Преподаватель решает уравнение: 2*9х–3х+1–2=0 на доске, подробно объясняя ход действия.
Вопросы:
А можно ли это уравнение привести к одному основанию?
Чем оно отличается от предыдущего?
Какой вид можно придать этому уравнению?
Получаем квадратное уравнение относительно у.
Ответ: х= log32
Предлагается учащимся по желанию выйти к доске и решить полученное уравнение: 4х+2х+1–24=0.
Делаем проверку. Ответ: x=2.
3. Метод вынесения общего множителя за скобки.
Преподаватель обращает внимание: за скобки выносите член с наименьшим показателем степени. Чтобы найти многочлен, заключенный в скобки, надо каждый член многочлена, стоящий в левой части уравнении, разделить на вынесенный многочлен. Деление выполняется по правилу: am/an=am–n.
Решаем уравнение: 4х+2–3*4х–1=122.
Ответ: х=2/3
Преподаватель предлагает учащимся работу в парах решить уравнение: 7х+2+4*7х–1=347.
Ответ: х=1
Преподаватель предлагает учащимся по желанию выйти к доске и решить уравнение: 5х–3=7х–3
Ответ: х=3
IV. Этап. Преподаватель подводит итоги с помощью устных вопросов, используются карточки (таб. №3):
– С какими методами решения показательных
уравнений мы познакомились?
– Объясните методы следующих уравнений:
1) 3х+2–3х=72
2) 2 Цх+3=4
3) 72х–6*7х+5=0
4) 4х–2х+1=48
5) 2х=3+х
6) 2 х=3
Затем отмечает хорошую работу одних, недостаточную работу других учащихся, выставляет оценки за работу на уроке.
V. Этап. Домашнее задание.
Задачи: Сообщить домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.
Предлагает учащимся записать домашнее задание: п. 36(1) упр. № 460(б) 464(б)
VI. Этап. Закрепление нового материала.
Задача: Закрепить те знания и умения, которые необходимо для самостоятельной работы по новому материалу.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу. Включается кодоскоп.
Самостоятельная работа.
1 вариант.
Решите уравнение:
1) 2 х+1=32;
2) 25х +5х+1 – 6=0;
3) 3х+1+3х=108.
2 вариант.
Решите уравнение:
1) 32х–1=81;
2) 7х+7х+2=350;
3) 4х+2*2х –80=0.
Происходит взаимопроверка.
На кодоскопе даются ответы самостоятельной работы.
Линейное Квадратное
Показательное
Логарифмическое
Иррациональное
Тригонометрическое
Таб.№1
Таб. №2
Основные методы и приемы решения показательных уравнений
Таб. №3