Я стал частицей своего времени… (урок-игра "Литературное кафе" в 11-м классе)

Разделы: Литература


Тема: “Жизнь и сложный творческий путь Бориса Леонидовича Пастернака. 1890–1960 г.”

Цели:

1) дать представление о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака;
2) расширить литературный кругозор учащихся, вызвать интерес к эпохе середины ХХ в;
3) продолжить работу над формированием монологической речи, умением обобщать, выражать свои мысли в устной и письменной форме;
4) воспитывать у учащихся способность сопереживать, такие моральные качества, как благородство, патриотизм, независимость.

Оформление:

1) в центре доски – тема урока, также фотопортреты Б.Л. Пастернака, его родителей, жены, Училища живописи и ваяния, Скрябина;
2) на боковых досках – таблички с датами, расположенные в хронологическом порядке, фото памятника поэту в Переделкине, портреты М. Цветаевой, В. Маяковского;
3) музыка Скрябина, “Полонез” Огинского, “Октябрь”, “Февраль” Чайковского, “Реквием” Моцарта, I концерт Прокофьева.

По ходу урока обращаемся к датам, учащиеся составляют хронологическую таблицу в тетрадях.

Предварительная подготовка: учащиеся готовят чтение наизусть стихотворений, звучащих на уроке, получают задание ведущие (их может быть несколько), “окололитературные сплетники” – современники, мальчик и девочка, играющие роль Пастернака и Цветаевой.

Ход урока

I. Вопросы для повторения. Творчество Пастернака приходится на один из самых трагических периодов русской литературы. Непростая судьба ждала также и книги Платонова, Ахматовой, Булгакова. В чем же заключались особенности литературного процесса этих лет?

II. Вступительное слово учителя. Сегодня мы встречаемся за столиками “Литературного кафе” в окружении фотографий и стихов Б.Пастернака. Нам предстоит знакомство с биографией известного поэта ХХ века, но его имя возвращено читателям лишь в конце 80–х годов. Почему же так сложен был его творческий путь? На этот вопрос мы попытаемся найти ответ в течение урока. Фотографии и даты будут нашими помощниками.

III. Открытие “Литературного кафе”.

Учитель: По–разному оценивали творчество Пастернака. Еще при жизни он казался живой легендой: героем – для одних и предателем родины – для других. Послушайте, что о нем говорили современники.

Современники в строгих костюмах, с портфелями, газетами сидят за отдельным столиком.

– Это он в 1956 году принес в “Новый мир” роман “Доктор Живаго”? А мы его отвергли!

– А роман все–таки напечатали через год в Италии?!

– После этого в 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия за “выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской литературы”?!

– Через 3 дня мы исключили Б.Пастернака из Союза советских писателей, а ЦК заставил его отказаться от Нобелевской премии.

Б. Пастернак: чтение стихотворения “Нобелевская премия”.

– Генеральный прокурор Руденко предъявил Пастернаку обвинение по ст. 64(измена Родине).

– Послушайте, что пишут газеты: “Пасквилянт! Свинья! Клеветник! Лягушка в болоте!”

– Все про какого–то Пастернака, как будто бы есть такой писатель?

Учитель: Есть такой писатель!

Что ему почет и слава, место в мире и молва

В миг, когда дыханьем сплава

В слово сплочены слова.

1 ведущий: Б. Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Пройдемте в уютную квартиру в здании Училища живописи и ваяния. Здесь творил его отец Леонид Осипович Пастернак, известный художник, академик живописи. Гениальные люди бывали здесь гостями: Лев Толстой, Серов и Врубель, Васнецов и Ге, Рахманинов и Скрябин. В доме звучала музыка, ведь мать поэта – известная пианистка Розалия Кауфман. (Тихо звучит музыка Скрябина). Поэт рос в атмосфере музыки и красоты.

Б. Пастернак: Больше всего на свете я любил музыку, больше всего в ней – Скрябина. Я любил его до безумия.

1 ведущий: Знакомство произошло летом 1903 года, когда Скрябины оказались соседями по даче. Звуки музыки Скрябина разбудили в душе Пастернака мечту стать композитором. 1901–1908– это годы учебы в гимназии, которую он окончил с золотой медалью. Когда будущий поэт был гимназистом, а потом учился в МГУ, он 6 лет изучал предметы композиторского факультета консерватории.

Современники перебивают.

– Вы что–то путаете! Музыкантом Пастернак никогда не был!

1 ведущий: На пути от музыки к поэзии он испытает еще одно увлечение– философией. Для совершенствования в учебе едет в 1912 году в старинный немецкий городок Марбург, успешно занимается в течение семестра. Ему предложили остаться для получения докторской степени, но Пастернак отказался.

Обобщение: Итак, ребята, какие впечатления, события детских и юношеских лет оказали на будущего поэта большое влияние?

Учитель: Первое стихотворение Пастернак написал в 1909 году. Что дальше? Послушаем современников:

– Позвольте, то Пастернак входит в группу “Лирика”. В их сборнике печатает первые стихотворения. Это было в 1913 году.

– То примыкает к группе “Центрифуга”, то к футуристам, знакомится с Маяковским.

– А какое до глупости притязательное название его первого сборника “Близнец в тучах”, выпущенного в 1913 году. Хотя Брюсов отозвался о нем одобрительно. В 1916 году – другой сборник “ Поверх барьеров”.

– Ведь он сам часто жалел об этих выпусках!

1 ведущий: И тем не менее любой свой сборник Пастернак неизменно открывал одним из самых ранних стихотворений, оно написано в 1912 году.

Чтение “Февраль. Достать чернил и плакать!..” под музыку Чайковского “Февраль”.

1 ведущий: Знаете, по количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам, Пастернак занимает 1 место в русской поэзии.

2 ведущий: С января 1916 по март 1917 Пастернак живет на Урале в небольшом поселке Пермской области. Сначала работает на химических заводах миллионера Саввы Морозова, затем фабрикантов Ушаковых, ведет деловую переписку, кассу, выдачи. Кроме того, занимается, как домашний учитель, с сыном директора завода.

Обобщение: Ребята, как начинался творческий путь Пастернака в русской литературе?

Учитель: Когда же к поэту пришла настоящая известность?

2 ведущий: Настоящую славу принесла книга “Сестра моя – жизнь”, написанная в 1917 году, но, в связи с дефицитом бумаги, изданная лишь в 1922. Она посвящена Лермонтову. В ней открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака – слитность с миром природы, с жизнью. Сюда вошло знаменитое “Определение поэзии”.

Чтение стихотворения под музыку Огиньского “Полонез”

2 ведущий: Борис Пастернак – в зените литературной славы. Он пишет поэмы “Лейтенант Шмидт”, “Девятьсот пятый год”. Последнюю высоко оценил Горький. Книги поэта охотно печатают, признают его огромный талант.

Учитель: Я хочу сказать несколько слов о том человеке, кому впервые Пастернак прочитал стихи из книги “Сестра моя – жизнь”. Это был В.В. Маяковский. Их знакомство, состоялось еще в 1914 году, кода 2 враждующие литературные группы встретились в кафе для выяснения отношений. Но Маяк, так звали друзья Маяковского, и Пастернак не поссорились, а наоборот. Встреча потрясла Пастернака, он был без ума от Маяковского и сознавал себя полной бездарностью. Именно это знакомство заставило поэта серьезно отнестись к своему творчеству. Но они были разными людьми. Маяковский говорил: “ Вы любите молнию в небе, а я – в электрическом утюге”.

Пастернак все меньше понимал Маяковского, его служение партии, революции.

2 ведущий: Пастернак становится широко известным в литературных кругах, среди его друзей – Анна Ахматова, Марина Цветаева. О ней расскажем особо.

Сцена встречи Пастернака и Цветаевой.

Пастернак: Весной 1922 года я купил маленькую книжечку Цветаевой “Версты”. Она покорила меня. Я написал Цветаевой в Прагу письмо. Она ответила. Между нами завязалась переписка. Мы подружились.

Цветаева:

В мире, где всяк
Сгорблен и взмылен,
Знаю – один
Мне равносилен.

В мире, где столь
Многого хощем,
Знаю – один
Мне равномощен.

В мире, где все –
Плесень и плющ,
Знаю: один
Ты равносущ

Мне.

Пастернак: Какой ты дьявольски большой артист, Марина!

Цветаева: Ничья хвала и ничье признание мне не нужны, кроме Вашего.

Пастернак: Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное мое предназначение, утренняя дымящаяся душа моя, Марина! Какие удивительные стихи Вы пишете!

Цветаева: Мой Пастернак, я, может быть, вправду когда–нибудь сделаюсь большим поэтом благодаря Вам.

2 ведущий: 8 августа 1941 года Марина Цветаева уезжала из Москвы пароходом в Елабугу, и провожал ее Борис Пастернак. Там 31 августа ее не стало.

Пастернак: Я не хочу верить этому! Ах, какая вина на мне, если это так! Это никогда не простится мне. (Звучит “Реквием” Моцарта).

Мне также трудно до сих пор
Вообразить тебя умершей,
Как скопидомкой – мильонершей
Средь голодающих сестер.
Что сделать мне тебе в угоду?
Дай как–нибудь об этом весть.
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть.

2 ведущий: Через М. Цветаеву Пастернак вел переписку с австрийским поэтом Райнером Рильке. Очень давно с ним был знаком отец поэта. В ответ на поздравление с 55–летием Рильке писал Леониду Осиповичу, что читал очень хорошие стихи его сына. Переписка поэтов шла через Цветаеву, но продолжалась недолго: 29 декабря 1926 года Рильке умер. Пастернак переводил его стихи на русский язык.

Обобщение: Когда же к Пастернаку приходит литературная слава?

Учитель: Но с середины 30–х годов отношение политиков к поэту резко меняется. Послушаем отзывы прессы:

– До сих пор Пастернак не написал ни одного слова о пролетарской революции, о ленинизме. Это возмутительно!

– На своих выступлениях говорит, что поэзия и социализм несовместимы. Это неслыханно! Вот послушайте.

Пастернак: Я восторгаюсь нашей страной и тем, что в ней происходит. Но нельзя восторгаться через каждые 10 минут.… Не жертвуйте лицом ради положения…

Чтение “Быть знаменитым некрасиво…”.

1 ведущий: В 1931 году Пастернак создает книгу “ Второе рождение”, где пытается взглянуть без пелен на жизнь страны, прочесть ее завтрашний день.

2 ведущий: В то же время это поэтическая летопись зрелой и безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну. Это она – вдохновительница, друг, жена, красавица, пианистка,– защищая интересы поэта, занималась прозой жизни, домом, семьей. Зинаида Николаевна достойна любви, благодарности и восхищения.

Пастернак: Чтение “Любить иных – тяжелый крест…”, в руках – букет его любимой сирени.

3 ведущий: 1936 год особо важен для Пастернака. Поэт живет в подмосковном поселке Переделкино, переводит стихи грузинских, английских, французских поэтов, пьесы Шекспира, Гете. Поэт полностью порывает с официальной литературной средой. Как отнеслись к этому современники?

  • Пастернак отказался одобрить смертный приговор Тухачевскому!?
  • Он лично у Сталина просил за арестованного Осипа Мандельштама.
  • Он соучастник в деле Мейерхольда!
  • Поразительно, почему он до сих пор на свободе и не был ни разу арестован?

3 ведущий: Говорят, когда Сталину доложили, что арест Пастернака подготовлен, он продекламировал: “Цвет небесный, синий цвет”, и добавил: “Оставьте его, он небожитель”. Так друзья Пастернака – грузинские поэты, которых он сделал всемирно известными своими переводами, – волею судьбы спасли своего собрата.

Чтение “Цвет небесный, синий цвет” под музыку Чайковского “Октябрь”.

3 ведущий: Это стихотворение Николая Бараташвили, оно переведено Пастернаком к 100– летию со дня его смерти. А друзьями поэта были Тициан Табидзе и Паоло Яшвили, пострадавшие в 1937 году от сталинских репрессий. Судьба обоих вместе с судьбой Цветаевой стала самым большим горем Пастернака.

Чтение “Душа моя, печальница…”

Обобщение: Как в 30–е годы складывается творческая судьба Пастернака? Почему в его адрес выдвигаются угрожающие обвинения?

Учитель: 1941 год. Начинаются страшные годы Великой Отечественной войны. (Звучит “Священная война” Александрова.)

4 ведущий: Пастернак прошел курсы военного обучения, добивался разрешения пойти на фронт, несмотря на освобождение от военной службы. Еще в детстве он сломал ногу, и она срослась с укорочением. Вместе с семьей был эвакуирован в Чистополь, а в 1943 году с бригадой писателей ездил на Орловский участок фронта. Результатом этой поездки стали очерки и большой цикл стихотворений. Одно из них “Смерть сапера”. В его основу положен реальный факт, как при разминировании был тяжело ранен сапер Микеев. Стоило раненому вскрикнуть, и саперы были бы обнаружены, но он ни разу даже не застонал. Чтение “Смерть сапера” под фонограмму.

3 ведущий: Весной 1946 года поэт начинает писать роман “Доктор Живаго” – свой главный труд. Он будет закончен через 10 лет. Сам автор называл его большой прозой, в которую он вложил самое главное. Это духовная автобиография поэта. Первоначальное название романа “Свеча горела”.

Чтение “Мело, мело по всей земле… ”

Учитель: В оценке романа, как ни странно, современники единодушны.

  • В этой книге ненависти к революции хватило бы на двух Деникиных!
  • “Новый мир”, конечно, отверг рукопись, но роман печатается в Италии, а затем по всей Европе!
  • В 1958 году в Голландии вышло первое издание на русском языке. Неслыханно!
  • Долой Иуду из СССР!

3 ведущий: Поэт обращается с письмом к Никите Сергеевичу Хрущеву.

Пастернак: “Мне стало известно, что Правительство не чинило бы никаких препятствий моему выезду из СССР. Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне ее. Выезд за пределы России для меня подобен смерти. Прошу не применять ко мне этой крайней меры”.

  • Почтальонша приносит Пастернаку по 20 писем в день, а однажды – целую сумку, 54 штуки сразу. Он утопает в грудах писем из–за границы.
  • Мы предаем его анафеме, а к нему тянутся со всего мира.

3 ведущий: В 1948 году Пастернак издает книгу “Избранные стихотворения”, но практически весь тираж был уничтожен.

4 ведущий: Стихи, написанные с 1946 по 1959 год, вошли в последнюю, но неизданную при жизни книгу поэта “Когда разгуляется”. А 30 мая 1960 года он умер от рака легких. Похоронен в Переделкине, где жил долгие годы. Анна Ахматова, дружба с которой началась еще в 1922 году, написала о Пастернаке:

Он награжден каким–то высшим детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством

И он ее со всеми разделил.

3 ведущий: Роман “Доктор Живого” был опубликован в России в 1988 году. А диплом лауреата Нобелевской премии был вручен в Стокгольме сыну поэта в 1989 году.

Обобщение: Как сложилась творческая судьба поэта в последние десятилетия его жизни?

Учитель: Теперь вернемся к вопросу, заданному в начале урока и попытаемся ответить на него: “Почему творческий путь поэта Бориса Пастернака можно назвать сложным?” (Ответы учащихся.)

Как вы думаете, почему же, начиная с конца 80–х годов ХХ века и уже в новом столетии, произведения Б.Пастернака не только печатают, но и предлагают для изучения в школе? (Примерные ответы: “Это живая поэзия, отражающая вечные ценности: любовь, добро, красоту природы. Они нетленны, поэтому истинно гениальные произведения живут вне времени и пространства.”)

Сегодня вы услышали о Борисе Пастернаке самые разноречивые мнения: патриот и изменник, пасквилянт и гениальный поэт. Кем же, на ваш взгляд, является Пастернак? Каким сегодня открыли его для себя вы? Постарайтесь письменно ответить на этот вопрос. (Выборочное чтение работ.)

Послесловие: Сегодня мы читали стихи Б.Пастернака, но и многие отрывки прозы принадлежат его перу. Еще при жизни поэт написал две автобиографии.

Первая называлась “Охранная грамота”, была задумана в 1926 году и посвящалась Райнеру Рильке. Постепенно статья превращалась в автобиографические отрывки о том, “как в жизни жизнь переходила в искусство и почему”. Отдельным изданием вышла в 1931 году. Охранная грамота выдавалась лицам, находившимся под особой охраной государства. Но название не спасло произведение. Критика отнеслась к нему неодобрительно, назвала “охранной грамотой идеализма”, переиздавать ее было запрещено. Второй раз она увидела свет в 1982 году.

Другой автобиографический очерк назывался “Люди и положения”, был написан в 1956 году и предназначался для предисловия к сборнику “Стихотворения и поэмы”. Его планировали издать через год. Но из–за травли в связи с Нобелевской премией ни книга, ни очерк не увидели свет. Однако журнал “Мнатотоби” успел опубликовать очерк на грузинском языке в 1956 году. На русском впервые напечатан только в 1967, через 7 лет после смерти поэта. Пастернак писал: “Я люблю свою жизнь и доволен ею. Я не нуждаюсь в ее дополнительной позолоте. Жизни в зеркальном блеске витрины я не мыслю”.

Домашнее задание (по группам): Прочтите стихотворения: “Импровизация”1915г.,

“О, знал бы я, что так бывает…” 1932 г., “Во всем мне хочется дойти…” 1956г. Анализируя содержание, определите, как Пастернак разрабатывает тему поэта и поэзии, какие изобразительно–выразительные средства использует.