Цели урока: Расширять знания детей о водоемах. Подвести детей к мысли, надо ли охранять болота. Воспитывать любовь к природе, учить детей делать выводы, анализировать, сравнивать.
Оборудование: учебник “Природоведение” Плешаков А.А., 4 класс, таблица № 24 “Кто где живет”, панорама “Водоем”, обитатели водоема (рисунки), схемы (правила поведения на водоеме), рисунок “Болото”, рисунки растений (росянка, клюква)
План урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
- Сводка дежурного о погоде
- Беседа
- Работа с панорамой
- Решение экологических задач
3. Изучение нового материала
4. Физкультминутка
5. Закрепление
- Работа в тетрадях
- Работа с тестом
6. Домашнее задание
7. Итог урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
1) Сводка дежурного о погоде.
2) Беседа.
- Какую тему мы изучаем? (Водоемы)
- Что такое водоем?
- Какие бывают водоемы?
3) Работа с панорамой “Водоем”
- Засели водоем
- Докажи, что водоем – природное сообщество.
4) Экологические задачи
- Решите экологические задачи.
- Почему рыбы заболели?
- Кто в этом виноват?
- Почему помутнело озеро?
- Что доказывают эти задачи? (В водоеме нет ненужных обитателей, каждый выполняет определенную роль)
- Расскажите о правилах поведения на водоеме, используя схемы
- Какую помощь вы можете оказать обитателям водоемов? (Зимой – лунки, весной – спасение мальков)
Вывод: водоем – природное сообщество, которое необходимо охранять.
Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжим путешествие по водоемам. Куда? Догадайтесь!
Загадка “Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя”. Что это такое? (Болото)
Конечно, болото, и оно к нам с болью. (Панорама болота)
Сегодня мы поговорим: что такое болото? Надо ли охранять болота?
Учитель. Болота – весьма своеобразные водные объекты, в них нет больших открытых водных пространств, это – переувлажненные участки суши, покрытые влаголюбивой растительностью. Причем преобладают здесь травы, водоросли, мхи, камни, тростник, осока, клюква. Одни из них хорошо приспособились к переувлажненной почве, а другие предпочитают более сухие кочки. Вода вымывает питательные вещества из верхнего слоя почвы, и они становятся недоступными для растений. Вот почему в этих местах так часто встречаются растения-хищники. Они приспособились ловить насекомых и других мелких животных и переваривать их для получения необходимых питательных веществ.
Об одном таком растении мы прочитаем в учебнике, стр. 149.(Хищное растение – росянка)
Что интересного вы узнали?
Физкультминутка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкультпривет.
А вот стихи про знаменитые ягоды. (Читает ученица)
О, сколько бусинок багряных
Рассыпано – не сосчитать!
Мхи на болотистых полянах
Коврами кажутся опять. (Клюква)
Рассказ ученика о клюкве (Показ рисунка)
Клюкву называют чудо-ягодой. Она и питает, и лечит. В ней много витаминов. Клюкву едят птицы. Мишка косолапый не прочь отведать этой ягоды, ее любят куница с белкой.
Побеги клюквы стелются по мху и растут в траве. Ягоды ее, словно крупные красные бусинки, украшают маленький болотный кустарничек с тонкими буроватыми стеблями и мелкими вечнозелеными листочками. Верхняя сторона этих листочков зеленая, нижняя – серебристая. Летом, когда цветет клюква, ее почти незаметно, а как только нальются ягоды, то видно их издалека. Клюква снега не боится.
За что клюкву назвали чудо-ягодой? (Она питает и лечит, много витаминов)
Где она растет? (На болотах)
Кто любит полакомиться клюквой? (Птицы, медведь, куница, белка)
Кто живет на болотах?
Своеобразный на болотах и животный мир: болотные птицы (журавли, цапли, кулики), лягушки, змеи, пиявки, стрекозы, мошкара, комары.
Как люди относятся к болотам? (Люди не любят болот, считая их ненужной, даже вредной частью припроды)
Как вы думаете, это ненужная часть природы или нужная?
Люди стали осушать болота, не задумываясь о последствиях. Они думали, что осушая болота, они улучшают природу.
Но теперь стало ясно, что это не так.
Закрепление
Работа в тетрадях (запись тезисов)
Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки.
К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода.
Болота, сохраняя в себе огромные запасы влаги, поддерживают уровень воды многих рек.
Остатки погибших растений, разлагаясь на дне без доступа воздуха, превращаются в торф.
А торф очень ценен. Чем? (Топливо, удобрение, подстилка для животных, сырье на химических заводах)
Болота – это место жизни растений и животных.
В тетрадях получается запись:
Болота - это
- хранилища воды;
- очищают воду;
- поддерживают уровень воды рек;
- остатки растений превращаются в торф;
- место жизни растений и животных.
Так надо ли охранять болота? (Да)
Почему? (Там, где болота полностью осушили – обмелели речки, засохли дубравы, появились сыпучие пески, исчезли многие виды зверей и птиц. Ведь в природе все взаимосвязано.)
Значит ли это, что болота совсем нельзя осушать? (Нет, конечно. Болота осушают, если необходимо добыть торф, создать новое поле или проложить дороги. Но это надо делать продумано, в разумных пределах.)
А у нас в селе есть болота? (Да, на Кочкарях, с. Пригородное)
В болотах у нас водятся лягушки, птицы и разная живность со своеобразным растительным миром.
В нашей Пензенской области есть болота с залежами торфа в Кондольском и Кузнецком районах. (Узнайте об этом в нашем краеведческом музее.)
Работа с тестом.
В конце урока-путешествия вам предстоит оформить отчет в виде теста по теме “Водоем – природное сообщество”.
Домашнее задание
Нарисовать болото, учебник, стр. 149-150
Итог урока
Что же полезного вы узнали на уроке?