Цель занятия:
1. Сформировать представление о различных типах корневых систем растений. Закрепить знания о почве, как о факторе, необходимом для жизни растений. Повторить правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе. Закрепить знания об изменениях, происходящих весной в живой и неживой природе. Развивать наблюдательность, память, мышление.
2. Создать положительное эмоциональное настроение, закрепить пройденный материал, совершенствовать умение узнавать знакомые произведения, закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки, развивать музыкальную двигательную память. Воспитывать музыкальный вкус, оценочное отношение к прослушанным произведениям, собственному исполнению песен, танцев, хороводов.
Оборудование: Карта – схема помещений детского сада, фишки – символы из самоклеющейся бумаги, макеты животных, нарисованные на стене деревья, модель “слои земли”, резиновые коврики, образцы корневой системы растений (репчатого лука и хрена), кегли.
Ход занятия
К детям в группу приходит письмо от Лесовичка с приглашением в весенний лес на праздник “День защиты Земли”. Дети приходят в музыкальный зал, где их встречает старичок.
Лесовик: - Здравствуйте, ребята!
Я старик – Лесовик,
Я к порядку привык,
Я живу в лесу густом
Под развесистым кустом.
Получили ли вы мое письмо?
Дети: Да
Лесовик: - Для того, чтобы попасть в гости в мой волшебный, весенний лес, нужно назвать пароль – правила поведения в лесу. За правильный ответ можете выбрать понравившуюся фишку и пройти на полянку.
Дети называют правила, берут эмблему и проходят на полянку.
Лесовик: - Хорошо, я рад, что вы знаете, как правильно вести себя в лесу. Ведь
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Каждый из вас выбрал себе фишку – символ. Они не у всех одинаковые. Посмотрите, на что они похожи? А сейчас я предлагаю поиграть в игру “Найди свое дерево”. Под музыку вы будете гулять по лесу, а когда она закончится, каждый подойдет к своему дереву. Обратите внимание, на одном дереве нарисована капелька, а на другом – солнышко.
Игра: “Найди свое дерево”
Лесовик: - Мы с вами разделились на две команды. У нас теперь есть команда ..(Дети отвечают хором: “Капелька”) и команда …(“Солнышко”). На нашем празднике не хватает только веселых песен. Спойте мне по песенке, а я послушаю.
Звучат песни: “Солнечная капель” и “Солнечный зайчик”
Лесовик: - От ваших песен и солнце стало ярче светить, и сосульки веселее зазвенели, слышите? (Музыкальный проигрыш). А на наших волшебных деревьях появились новая капелька и солнышко. А теперь, ребятки, загадаю вам загадки.
1. команде “Капелька”
Она приходит с ласкою и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник расцветет.
2. команде “Солнышко”
Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает?
3.
Яростно река ревет и разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся, в небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
4.
Зеленеет даль полей, запевает соловей.
В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай
Что за месяц это?
Молодцы, ребята! Теперь предлагаю отгадать музыкальные загадки. Для одной команды звучит произведение “Весна” Вивальди, для другой – “Подснежник” Чайковского.
Лесовик: Правильно отгадали весенние загадки. А сейчас мы проверим, как вы знаете весенние приметы. Что происходит весной с неживой природой?
Звучат ответы детей.
Посмотрите, солнышко припекало, припекало, снег таял, таял, и у нас в лесу началось половодье. Животные остались на островке среди воды. Сами они выбраться не могут. Давайте им поможем.
Игра “Спасение животных”
Лесовик: Ребята, что происходит весной с растениями? Давайте закроем глаза и представим, что мы молодые деревца, которые проснулись от зимнего покоя.
Хоровод “Зоренька”
Лесовик: Деревца, закройте глазки и представьте, что вам ломают ветки. Что вы чувствуете? Так давайте же, ребята, охранять и защищать растения!
Награда за танец
Лесовик: Что же происходит весной в животном мире? Какие птицы возвращаются из теплых стран в наш край? Какие, наоборот, улетают весной? Какие животные нашего края выходят из спячки? /Ответы детей/. Все животные так обрадовались весне и солнцу, что заплясали веселый танец.
Танец: “Карнавал животных”
Лесовик: Теперь обратим внимание на наши волшебные деревья, чего на них больше, капелек или солнышек? Какая команда у нас сегодня победила? Поздравляю победителей и в награду вручаю вам волшебный ключ. Он открывает волшебную дверь в подземное царство. Хотите туда попасть? Я знаю, что здесь в лесу спрятана карта, указывающая путь. Поможете мне ее найти?
Дети ищут карту, определяют, где находятся, идут в Зимний сад.
Лесовик: Вот и вход в подземное царство. Для того, чтобы дверь открылась, пусть каждый из выигравшей команды повернет в замке ключ.
Дети поворачивают ключ, входят в подземное царство, их там встречает “Подземный царь”.
Царь: Здравствуйте, дети! Для чего вы меня побеспокоили?
Лесовик: Мы хотим как можно больше узнать о твоем царстве. Чем больше мы будем о нем знать, тем лучше сможем защитить его обитателей.
Царь: Ну что ж, для начала потрогайте землю в цветнике и определите какая она (теплая или холодная, сухая или влажная, мягкая или твердая). Какая часть растений находится в почве? А ведь корни все очень разные.
Демонстрация
Взгляните сюда, одни корни состоят из множества тонких нитей, выходящих из одной точки и равных между собой. Другие растения имеют один главный, более толстый по сравнению с другими корень, от которого отходят более тонкие корни. А нужна ли вообще земля растениям? Может быть, растения могут без нее обойтись? Что произойдет с растением, если вырвать его из земли с корнем? Теперь можете взять комочки земли и нарисовать ими что-либо на бумаге. Рисунки какого цвета у вас получились? Да, в моем царстве красок немного: черные, коричневые оттенки, но все они по-своему красивы. Взгляните, какие цвета вы тут видите.
Демонстрация модели: “Слои Земли”
Верхний слой – это .., под ним залегает слой…, далее следует слой…
Ребята, а вы знакомы с моими друзьями – животными нашего края, обитающими в почве? Назовите их. Теперь предлагаю вам “превратиться” в дождевых червей и поползать.
Подвижная игра: “Дождевой червь”
Царь: Ребята, нужны ли в моем царстве животным глаза? Почему? Сможете ли вы хорошо ориентироваться с закрытыми глазами? Согласны поиграть в игру: “Крот”?
Игра: “Крот”
Лесовик: Спасибо тебе, царь, за интересный рассказ, а нам пора подниматься на поверхность.
Царь: Спасибо и вам, пришли, повеселили меня, старика. За это вам сюрприз, царский подарок (Выносят поднос с морковкой и раздают детям).
Дети: Спасибо, царь, за прием и подарок, нам понравилось у тебя в гостях. До свидания.